Новая "Золушка"
В Риге нашли замену Сергею Прокофьеву
Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора
 |
Р.Поклитару |
На балетном небосклоне снова замаячило имя молдавского хореографа Раду Поклитару, и, кажется, не в скандальном контексте. В сентябре Латышская Национальная Опера возобновила "Золушку" в его хореографии. Можно считать, что балет пережил вторую премьеру, так как первую версию "Золушки" Поклитару на музыку Прокофьева сыграли в мае 2005 года считаные разы из-за конфликта с Фондом имени Сергея Прокофьева. Наследники композитора грозно ополчились на Поклитару - сначала им не понравился его балет "Ромео и Джульетта" в Большом театре, и спектакль сняли, а затем фонд запретил использовать музыку Прокофьева к балету "Золушка" для одноименного балета Поклитару в Риге. Представители фонда настаивают, чтобы балеты композитора шли в сочетании с историческими либретто, а в партитурах должен по возможности сохраняться авторский порядок. Почему достается именно нашим, а не западным театрам, где исковерканных либретто и партитур Прокофьева, измененных до неузнаваемости, существует не менее десятка, не очень понятно. Например, в "Ромео и Джульетте" Прельжокажа музыку Прокофьева разбавляет лай овчарок, а в "Золушке" Маги Марен все герои и вовсе превратились в злобных пупсов. Оказывается, спектакль Поклитару запретили к показу еще до премьеры, так как внуку Прокофьева не понравилось, что либретто переписано и действие "детской сказки" перенесено в бордель. Дирекции театра удалось отстоять три спектакля, учитывая, что билеты полностью распроданы.
Рижский балет только недавно начал выбираться из репертуарного застоя, привлекать толковых хореографов для постановок. На афише появились имена Кшиштофа Пастора, Алексея Ратманского, Раду Поклитару... Продукция Ратманского и Поклитару, которые привели за собой отличную постановочную команду, особенно дорога театру. И вот произошла необычайная вещь - театр вступился за своего хореографа. Раз уж "Золушка" вызвала такой резонанс в прессе, то отказываться от постановки, в которую вложены немалые средства, театр счел делом неумным. Под готовый спектакль заказали новую музыку белорусскому композитору Олегу Ходоско. Что он и сделал за три месяца непрерывной работы, и 22 и 23 сентября обновленная "Золушка" была предъявлена публике. В заглавной партии выступили те же артистки рижского балетного андеграунда - Анна Новикова и Агнес Андерсоне, "не пригодные для "Лебединого озера". Сохранено оформление балета звездным дуэтом из Киева - Анной Ипатьевой и Андреем Злобиным.
Приятно, что хоть в Риге понимают, что хорошими хореографами и художниками не разбрасываются.