Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7574) 5 - 11 апреля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ОбразованиеАрт-прагматизм или можно иначе?Психология денег и высокое искусство Юлия АНТОНОВА Поскольку в стране уже поставили памятники киномеханику, дворнику, студенту, можно предположить, что когда-нибудь увековечат в бронзе первых русских продюсеров и арт-менеджеров, первопроходцев рыночных отношений в отечественной культуре. Это были креативные, энергичные люди, готовые работать по 25 часов в сутки, и все "свои университеты" они проходили без отрыва от "культурного производства", в становлении которого принимали самое активное участие. Однако времена меняются. И с середины 90-х годов один за другим в разных вузах страны стали открываться факультеты и специализации, где готовили продюсеров и менеджеров в сфере культуры. Появилось уже поколение дипломированных специалистов, но до сих пор не замолкают споры - чему и как их следует учить... В нашей стране к профессии "менеджер культуры" отношение неоднозначное. Как возможно (и возможно ли вообще) управление социокультурными процессами? Можно ли определить стандартные модели поведения в культурной области? Какие дисциплины необходимы для постижения данной специальности? Корпус первых кадров арт-менеджмента формировался в 1980 - 1990-е годы в вузах страны, но вовсе не в рамках ее образовательной составляющей, а скорее культурной. Концерты, хеппенинги, перформансы - весь этот жанровый репертуар радостно осваивался студенчеством, возникали независимые театры (тогда их снисходительно называли самодеятельными), музыкальные проекты, литературные студии, студенческие эстрадные миниатюры, многие увлекались фестивалями под общим названием "Студенческая весна". Вот тогда и стали появляться так называемые лидеры самодеятельности, которые с головой уходили в подготовку концертных программ, репетиции, а потом и в поиск спонсоров, костюмов, красок и даже пива. Самодеятельная студенческая сцена дала многих профессионалов культурной индустрии, только одни пошли в артисты (Евгений Гришковец, Алексей Кортнев), другие - в продюсеры (Николай Дмитриев, Эдуард Бояков). Это были арт-менеджеры, так сказать, не по диплому, а по призванию. Но с резким переходом к рынку в начале 90-х устоявшиеся представления о принципах руководства изменились. Новые условия потребовали от директоров, продюсеров и прочих менеджеров-практиков уже не столько знаний в профильной отрасли, сколько качеств администратора и предпринимателя, без которых стало невозможно обеспечить своему учреждению выживание. И тогда речь зашла о профессиональном образовании. Сегодня существуют очень разные взгляды на проблему, более того - очень разные мнения относительно того, что считать ее узловыми точками, заслуживающими внимания в первую очередь. Например, Эдуард Бояков, учредитель Ассоциации "Золотая Маска", вообще считает преждевременным говорить сейчас о каких-либо методах подготовки арт-менеджеров, так как все сферы нынешнего общества, включая культуру, заражены технократизмом. Но если все-таки определять общие принципы подготовки, то, по мнению господина Боякова, основной базой для менеджера культуры должно быть гуманитарное образование. Существует мнение, что не так важно, готовить ли специалистов на гуманитарной или экономической базе, основную роль играет то, кого, а также по какой программе обучает педагог. Встречаются и совсем радикальные точки зрения: подлинная культура уникальна и самодостаточна по своей сути, а потому просто не может испытывать потребности в каком-либо менеджменте: мол, не мешало же Моцарту отсутствие организатора путешествовать по Европе с концертами. Ну что же, Лев Толстой тоже не закончил литинститут... "Спрос на профессию существовал даже много веков назад: вся Венецианская Опера существовала в системе жесткого менеджмента", - считает заведующий кафедрой "Прагматика культуры" в Высшей школе экономики Александр Долгин. Г-н Долгин убежденный сторонник позиции, что в нашей стране практически не ведется подготовка менеджеров для управления современными культурными проектами и учреждениями культуры. Да, гуманитарные и творческие вузы ежегодно выпускают дипломированных арт-менеджеров. Но профильные вузы дают в основном подготовку в сфере отраслевой специализации. Однако культурные индустрии стремительно развиваются. Так что предыдущего подхода становится явно недостаточно. Молодая кафедра (открыта в 2002 году) и ее представители предлагают принципиально иные и довольно категоричные способы подготовки специалистов. Основное условие - экономический образовательный базис. "Без понимания экономической логики ценообразования в художественной сфере, вопросов копирайта, структуры контактов в разных сегментах культуры, вопросов на стыке культуры и девелопмента и т.д. эффективное управление невозможно, - утверждает Долгин, - иначе реализовать себя в культурном менеджменте возможно лишь в порядке удачного стечения обстоятельств". Вот так - ни больше ни меньше. Понятно, что кафедра прагматики исповедует прагматизм. Кто знает, может быть, именно он необходим культуре... Кстати, думаю, и так понятно, что мощный экономический образовательный базис для кафедры в ВШЭ гарантированно предоставляет преподавательский состав факультета экономики. Видимо, именно поэтому "прагматики" читают свои лекции исключительно для студентов-экономистов. Молодежи предлагаются следующие курсы: "Экономика культуры", "Социология и психология денег", "Универсальные механизмы культуры" и "Креативное письмо" (развитие письменной речи). Уже десять лет молодых специалистов выпускает факультет Международного университета в Москве под названием "Предпринимательство в культуре". Здесь как-то все спокойнее и менее воинственно, чем в Вышке, может, потому, что опыта больше, а может, из-за лояльности организаторов. "Главная составляющая в нашем образовании - это менеджмент, - делится замдекана факультета Рузанна Мартиросян. - Арт-менеджмент, театрально-концертный, выставочный, телевизионный, спортивный, шоу-бизнес и т.д. При этом особое внимание мы уделяем изучению иностранных языков, они просто необходимы будущим специалистам". Кстати, в отличие от ВШЭ здесь довольно много времени отводят практике. Можно даже сказать, что это отличительная особенность преподавания в МУМ. По мере возможности студентов стараются привлекать к реальным проектам. Например, Международный конкурс им. Чайковского, 100-летие МХАТа, Всемирный молодежный музыкальный форум, Международный конкурс артистов балета и хореографов в Москве, гастроли Большого и Мариинского театров за рубежом, Благотворительный марафон в Ташкенте, Московский международный кинофестиваль и др. Правда, думается, что навыки подобной практики могли бы закрепиться в ходе уже профессионального опыта, может, лучше побольше теоретических знаний давать. Но это вечный спор между фундаментальным образованием и узкоспециальным. В целом же факультет уже может гордиться своими результатами: большинство его выпускников уже вовсю занимаются фандрайзингом (привлечением внебюджетных средств в культуру), плейсмантом (внедрением в культурные практики рекламы для окупаемости) и т.д. Все это здорово, неплохо бы и в культуру привлечь молодых и деловых. Вот только как внушить им, что необходимо в первую очередь заниматься профессиональным искусством, уметь зерна отделять от плевел, помочь истинно талантливым... А серость пробьется сама. Также в рубрике:
|