Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7666) 22-28 января 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Поющая в темноте

"Лючия ди Ламмермур" с Анной Нетребко в Мариинском театре

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


А.Нетеребко в сцене из спектакля

Появление на сцене Анны Нетребко после полугодового перерыва, связанного с рождением ребенка, - главный повод, чтобы посетить премьеру "Лючии ди Ламмермур" в Мариинском театре. Послушать и посмотреть, в какой актерской, вокальной, физической форме наша оперная дива, любимица публики многих стран и народов, собрался битком набитый зал. И он не был разочарован. Конечно, абрис фигуры скрывали соответствующего вида одежды, но стройность, гибкость, подвижность - все те же. Прибавилось стати и величавости - в необходимых сценах. Голос стал плотнее, но не утратил чудной шелковистости, индивидуальности тембра. И техника никуда не исчезла (смешно говорить!): замечательные филировки, длинное дыхание, выразительное интонирование каждой фразы - осмысленной и прочувствованной, - тишайшее и всюду слышное пиано... Чуть сложнее с верхами - пара недодержанных фермат и один намек на детонацию. Но ведь это же живое пение, да еще огромного спектакля, который надо просто физически выдержать. Было ясно, что на сцене замечательный мастер своего дела - умная певица и актриса. И еще - Примадонна (именно с большой буквы): по ощущению себя на сцене, по лидерству, уверенности, всем повадкам, связанным с пониманием собственной власти - над самой собой в плане владения профессией и над публикой, покоренной ее внутренней свободой, темпераментом, мастерством. Она и не в главной партии будет Примадонной, потому что всегда победительна и очень умело распорядилась тем, что щедро дала ей природа. Кстати, это иногда мешает сопереживать ее героиням - той же Лючии. Тут скорее восхищаешься тем "что" и "как", нежели отдаешься стихии чувств. Глядя и слушая, помнишь, что это героиня Нетребко, ибо сквозь сценический персонаж всегда просвечивает создательница этого персонажа. Многое, правда, зависит и от спектакля, от того как он режиссерски сделан, на что нацелены артисты, насколько предоставлены себе... С этой точки зрения постановка "Лючии" Джоном Дойлом ничем не порадовала - ни трактовкой образов и взаимоотношений героев, ни решением пространства (художник Лиз Эшкрофт), ни костюмами (балахоны унисекс на массовке и костюмы разных эпох и социальных слоев на героях-мужчинах).

На сцене пара стен, выполняющих роль колонн, и некоторое количество плоских, широких лестниц. Все тонет во мраке, чуть разбавленном серыми облаками, мрак не рассеивающими, а усугубляющими. На лестницах - площадках так и эдак располагается хор, выступающий единой массой, вне зависимости от того, кого он изображает, - стражу ли, гостей ли на свадьбе. Мужчины с суковатыми палками, женщины со свечами ходят справа налево и наоборот, иногда застревая по центру. Ясно, что они тоже для пущего мрака. Еще более для мрака и страха - начальник стражи Норман. Ему режиссер уготовил особую миссию - соглядатая всех событий и особенно интимных встреч. Он превратился в главного героя: находился на сцене непрерывно, прятался за очередной колонной, на него то и дело натыкались, но делали вид - и он сам, и тот (или та), кто наткнулся, - что он человек-невидимка. Вид у него был, как у современного секьюрити, крайне невозмутимый и важный, а потому он предстал, в силу отсутствия реакций и подчеркнутой безучастности, фигурой крайне многозначительной. Нехитрую мысль о том, что Лючия - жертва интриги и предательства, в опере выражают словами, собственно, это и составляет сюжет, так что можно было бы огород не городить с этим начальником, да еще так плоско, назойливо и наглядно...

Все важные арии герои пели, стоя на авансцене... И это правильно, потому что арии - лучшее в опере Доницетти, с ними режиссер, видимо, решил просто ничего не делать, пусть себе звучат, как на концерте, тут и артисты предоставлены себе - хочешь играй, хочешь просто пой... Счастье, что в Мариинском театре труппа обучена играть. Правда, еще лучше она обучена петь. Так вот, качественное пение и явилось главным смыслом сего зрелища. У Анны Нетребко были весьма достойные партнеры. Алексей Марков не подкачал в партии Генри Эштона, а Сергей Скороходов оказался замечательным Эдгаром (в финале что-то засеребрилось в его голосе так, что вспомнился молодой Паваротти).

В буклете театр объявил на каждую партию трех-четырех исполнителей. Это и будет составлять отдельный сюжет - все молоды, перспективны и в хорошей форме. В этом плане "Лючия" театру полезна - кто кого перепоет... А с постановщиками, увы... К их числу можно отнести и дирижерскую работу Кери-Линн Уилсон - звучание оркестра стройностью не отличалось (имеются в виду взятые не всегда вместе аккорды и расхождения по группам). Постановка Шотландского оперного театра в целом оказалась ниже возможностей труппы театра Мариинского - и по задачам, и по художественному результату.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;