Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Акции |
|
Рубрики разделаСчётчики |
![]() |
К 65-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫВыставка военных открыток в РГБИНет, вероятно, более хрупкого историко-культурного памятника, чем почтовая открытка. Настолько невелик и беззащитен этот картонный прямоугольник, что до недавних пор многие даже не воспринимали его в качестве, так сказать, факта искусства и истории, а словосочетание "музей открытки" казалось лишенным всякого смысла. Однако специалисты думали одно, а коллекционеры, которые, как известно, самые увлеченные люди в мире, совсем иное: надо было видеть, с каким трепетом брали их руки стопки подобранных по темам старых открыток в антикварных и букинистических лавках. Однако же дождался маленький прямоугольник своего звездного часа: Музей открытки работает в Москве уже много лет, ей посвящаются специальные встречи коллекционеров и семинары, а тематические выставки открыток становятся весьма заметными событиями в культурной жизни больших городов. Одна из таких выставок, посвященная военной открытке, открылась накануне юбилея Победы в Российской государственной библиотеке по искусству. Открывая ее, директор РГБИ Ада Колганова напомнила о временах еще сравнительно недавних: "Коллекции росли, но некоторые из них, неумело систематизированные, превращались в свалки". И добавила, что сегодня благодаря порой совсем "неинтересным" стараниям музейных работников и библиографов существует унифицированная методика описания и правила хранения листовых изданий. Как говорят филокартисты, проблема информационного беспорядка в иконографической области во многом утратила прежнюю остроту. Насчет правил хранения - особенно актуально. Особенно для открыток военных времен, не отличавшихся, понятно, высоким качеством полиграфии. Да и что, вообще, такое обычная открытка на фоне военного кошмара? Но не зря как-то сказал великий французский историк, что счет от прачки времен Великой революции может рассказать ученому об эпохе больше, чем все деяния политиков. Открытка - из того же ряда. Даже если она не тронута пером или карандашом, не использована, как говорится, по прямому назначению. Что на ней? Танкист в шлеме с девушкой в красном в белый горошек, платке - вполне естественное в суровую годину воспоминание о днях блаженных и мирных, подкрепленное подчеркнуто бесхитростными стихами. Мальчишка в огромной, явно не по его голове, буденновке, пишущий письмо отцу на фронт. И отцовский ответ: что ни патрон, то немец. А уж если на обороте (а иногда и на лицевой стороне) сохранились полустершиеся, полувыцветшие строчки... Ведь у бойца под рукой обычно был разве что огрызок карандаша. Конечно, кто-то скажет, что чужие письма читать не положено. Но если ни адресата, ни отправителя давно нет на свете, это уже, скорее, не неприкосновенное "частное", а живые голоса истории, которые вызывают куда больше искренних чувств, нежели все труды и реляции историков и военных. Не зря в последнее время бесхитростные строчки из переписки фронтовиков и их семей стали попадать не только в книги воспоминаний, но и на "большие" памятники павшим. И вполне естественно, что если солдат с войны не возвращался, то пришедшие от него открытки и письма хранились в семьях как самая великая драгоценность; жаль только, что потомки иной раз бывают не столь бережны. Но есть, по счастью, и исключения: основу выставки составила коллекция военной открытки Саши Алексеева, ученика четвертого класса. Поневоле вздохнешь: вот бы такое чувство Истории некоторым большим, власть имущим дядям...
|