Новый авангард России
Экспертиза
Во множестве московских галерей висят миленькие цветочки Владимира Яковлева или портреты и натюрморты Анатолия Зверева. И всегда они вызывают противоречивое впечатление. Подлинность подобных вещей подтвердить некому. Когда произведения Леонида Пурыгина., Льва Кропивницкого или Гриши Брускина появляются на западных аукционах, то они сопровождаются в каталожных публикациях обязательным провенансом и библиографией. У нас этим галеристы и аукционисты себя не утруждают.
Разработанной методики идентификации подобных работ на нашем рынке еще не существует.
В коллекции Инкомбанка это искусство занимает значительное место. На мой вопрос - чем руководствовались организаторы распродажи, выдвигая эти картины на торги как безусловно подлинные, ответ был однозначным: на мнение экспертов. Ведущим экспертом этого пласта современного искусства считается Георгий Никич, под чьим неусыпным оком и формировалась эта коллекция. В предисловии к каталогу он пишет: "С самого начала - 1991 - 1993 годы - кураторы и консультанты ориентировались и ориентировали руководство банка на создание музея современного искусства. Экспертной группой от АРТ МИФ (бурно функционировавшая тогда художественная ярмарка) по формированию коллекции современного искусства были Екатерина Деготь, Валерий Турчин и Илья Ценципер. Коллекция предназначалась исключительно для использования в выставочном обиходе с перспективой создания корпоративного музея".
Экспертиза нового русского авангарда опирается чаще всего на миф, рассказанный экспертом. Ни документальные подтверждения, ни факты участия в выставках, ни библиография не сопутствуют этим работам на нашем рынке. В аукционном каталоге нет должного описания этих работ и даже бедного, больного Яковлева назвали Виктором, а не Владимиром ( благо мертвые не могут ответить). И как следствие: отношение к этим работам не как к коллекционному материалу, а лишь как к картинкам для интерьера. Что и обозначил Никич в заглавии своей статьи "Искусство для интерьеров".