Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ февраль (48) февраль 2006г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
История собирательстваПушкинская коллекция Я.Г. ЗакаИстория собирательства
В день памяти А.С. Пушкина - 10 февраля в московском музее поэта была открыта интереснейшая экспозиция, на которой представлена уникальная коллекция Якова Григорьевича Зака. Он собирал портреты самого поэта, изображения его друзей и зримые образы пушкинских персонажей. "Ценность коллекции - в ее отобранности" - эти слова Я.Г. Зака применимы к оценке всего собрания, отличающегося тематическим единством и полнотой. Целью многолетних поисков и кропотливого труда по собиранию гравированных и литографированных портретов явилось зримое представление Пушкина, его жизни и творчества. Только портретов самого Пушкина в коллекции насчитывается1100 листов. Между первым портретом поэта - гравюрой Е. Гейтмана 1822 года и автолитографией А. Давыдова 1969 года насчитывается почти полтора века. На протяжении этого времени менялись не только художественные стили, но и само понимание личности Пушкина, его творчества. Самыми ценными являются портреты поэта, выполненные при его жизни - все они (за исключением автолитографии О.А. Кипренского 1827 г.) есть в собрании Е.Г. Зака. Портреты, гравировавшиеся для книг, представлены редчайшими пробными оттисками на листах большого формата. Самым популярным пушкинским портретом стала гравюра Н.И. Уткина с живописного оригинала О.А. Кипренского 1827 г., предназначенная для альманаха "Северные цветы". По свидетельству отца поэта, его лицейских друзей это и есть лучший портрет Пушкина. До нашего времени в единичных экземплярах дошел литографированный портрет Пушкина, выполненный Г. Гиппиусом в 1827-1828 годах. Я.Г. Зак гордился тем, что этот портрет был в его коллекции. Коллекционеру удалось приобрести и портрет Пушкина, гравированный Т. Райтом, как принято считать, в 1837 г., - один из первых оттисков на китайской бумаге, с тисненой печатью гравера. Известен отзыв великого художника И.Е. Репина об этом портрете: "Обратите внимание..., что в наружности Пушкина отметил англичанин! Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум". Среди первых посмертных портретов Пушкина "фантастической редкостью", как полагал Я.Г. Зак, является литография Р. Коношенко 1837 года - профильное изображение безвременно скончавшегося поэта дано на фоне туч, закрывающих луну, над Пушкиным летящая фигура уносит лиру с порванными струнами. Внимательно рассматривая эту коллекцию, убеждаешься, что почти каждый русский график XX столетия обращался к образу поэта. Это и великолепный офорт В.В. Матэ 1899 г., ксилография В.Н. Масютина 1918 г. гравюра цветной акватинтой Н.И. Пискарева 1936 г., ксилография А.И. Кравченко 1936 г. Настоящая пушкиномания охватила Россию в 1899 году, когда отмечали столетие со дня его рождения. Портреты Пушкина печатали на обложках журналов, этикетках вин, обертках карамели и школьных тетрадей. Другая большая часть коллекции - это портретная галерея тех, кто так или иначе входил в мир Пушкина. Среди портретов современников поэта - его родные и близкие, друзья и враги, женщины, воспетые в его поэзии, светские знакомые, дипломаты, герои войны 1812 года, офицеры и чиновники, декабристы и жандармы, художники и скульпторы, композиторы и артисты, преподаватели и ученые, книгопродавцы, журналисты, историки, литераторы. Здесь и те, с кем жизнь связала Пушкина на долгие годы, и те, встречи с которыми были мимолетны, случайны. Многие персонажи пушкинского окружения представлены в коллекции Я.Г. Зака не одним, а несколькими портретами, преимущественно прижизненными изображениями. Так, в коллекции хранятся 18 портретов Н.М. Карамзина, 15 - В.А. Жуковского, 6 - П.А. Вяземского. Коллекционер предоставляет нам возможность проследить, как с годами изменился и облик Пушкина, и облик близких ему людей. Пушкинская коллекция Якова Григорьевича Зака насчитывает в целом 4040 листов. Кроме многомерности пушкинской темы, листы этой феноменальной коллекции демонстрируют различные направления, стили и техники искусства гравюры. Особый интерес вызывают физионотрасы - гравюры, выполненные лависом по рисунку, полученному полумеханическим путем с помощью своего рода камеры - обскуры: портрет снимался в профиль, а затем гравировался на медной дощечке. Если же учесть, что с дощечки можно было сделать не более десяти оттисков, то становится понятным, почему физионотрасы являются большой редкостью. Следует особо отметить, что в коллекции - десятки уникальных, редчайших листов, некоторые из которых отсутствуют в других музейных собраниях. Историческая ценность собрания Зака может быть сопоставлена с такими вошедшими в научный и культурный оборот собраниями гравированных и литографированных портретов, как коллекции Д.А. Ровинского и В.Я. Адарикова, Ф.Ф. Вигеля, Г.Н. Геннади, Ю.С. Варшавского. Поступив в 1971 г. в Государственный музей А.С. Пушкина, коллекция Я.Г. Зака существенно обогатила музейные фонды, неоднократно демонстрировалась на выставках; многие листы были включены в постоянные экспозиции, где находятся и ныне. Также в рубрике:
|