Нонконформистов еще не подделывают
Экспертиза
 |
О. Целков Пять масок |
Moscow FAF-2007 давала редкую возможность наблюдать взаимоотношения состоятельных россиян с искусством. Вкусы их только начинают формироваться. Напуганные скандалом с подделками пейзажей Киселева, собиратели-нувориши отвернулись от отечественного искусства прошлых веков и обратились к современности. "Лучше купить Гришу Брускина, чем фальшивого Ренуара", - довелось нам услышать мимоходом. Недоверие к российским антикварам переносится на европейских торговцев. Вероятно, в силу этих причин стремительно растет интерес к работам нонконформистов. Этот пласт отечественного искусства ныне активно входит во вторичный оборот. Выходят на рынок коллекции, собранные еще в советское время, когда друзья, знакомые тех художников и их редкие ценители в то время собирали эти странные, так непохожие на соцреализм произведения.
Живопись и графика Д.Краснопевцева, М.Шварцмана, В.Немухина, О.Рабина, О.Целкова, А. Зверева хранится во многих частных коллекциях в России и за рубежом. Ведь именно благодаря повышенному интересу иностранцев к этим мастерам их работы стали известны в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В советскую эпоху сотрудники посольств, их друзья и знакомые посещали т.н. "квартирные" выставки, общались с непризнанными художниками, за очень скромные суммы покупали их работы, увозили картины за рубежи Советского Союза. Европейцам и американцам мы обязаны признанию советского андеграунда, введению этого пласта отечественной культуры в международный контекст и в оборот мирового антикварного рынка.
Сегодня цены на работы шестидесятников практически приблизились к стоимости русской живописи XIX века. В апреле 2006 г. картину Немухина "Незаконченный пасьянс" продали в Нью-Йорке за 240 тыс. долларов, а в мае того же года натюрморт Краснопевцева был приобретен за небывалую дотоле цену для данного сегмента рынка - 512 тыс. фунтов (т.е. более 1 млн. долларов). По прогнозам В.А. Дудакова - эксперта и коллекционера, одним из первых собиравшего андеграунд в России, цены на него будут расти. По его мнению, в первую тройку самых дорогих шестидесятников войдут Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг и Михаил Шварцман.
Европейские аукционные дома нынче стремятся собрать для своих торгов как можно больше работ данных художников. Лидером в этом направлении стал, несомненно, MacDougall's. На июньских торгах продавалась большая и качественная коллекция работ шестидесятников. Ценность ее в том, что она происходит из знаменитого собрания Александра Глезера. Он был хорошо знаком со многими из них, поддерживал художников - приводил покупателей-иностранцев и часто получал в подарок работы. Картины в его собрании - безусловно, подлинные.