Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 2 (7210) 20 - 26 января 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноБЕАТА ТЫШКЕВИЧ: В России наступила эра роскошных фестивалейБеседу вела Елена КАРАКОЛЕВА Беата ТЫШКЕВИЧ - звезда польского киноолимпа. Наши зрители запомнили эту великолепную актрису и роскошную женщину по фильмам "Дворянское гнездо", "Пепел", "Рукопись, найденная в Сарагосе", "Марыся и Наполеон", "Кукла", "Все на продажу", "Великая любовь Бальзака"... Актриса - частый гость Москвы. На международном кинофестивале "Лики любви" пани Беате поручена роль председателя жюри. - Пани, говорят, что во времена Хрущева и Брежнева ваших визитов в Москву побаивалось номенклатурное начальство из-за вашего независимого нрава и свободы суждений. Это что - общенациональная польская черта или ваша личная? - Я всегда говорила то, что думала. Большое влияние оказал на меня круг друзей моей мамы: интеллектуалы, поэты, писатели, философы. Они стали и моими друзьями, хотя разница в возрасте была значительная. Они научили меня философскому взгляду на жизнь, внутренней свободе. Но вы правы в том, что независимость, гордость - в характере любого поляка. Не случайно Сталин любил повторять: "Польша для России - как свинья под седлом". Помню, как на Московском кинофестивале в 63-м развернулось целое сражение между кинематографистами и кремлевскими "кураторами" фестиваля вокруг фильма Феллини "8 1/2". В работе жюри под председательством Григория Чухрая участвовал польский режиссер Ян Рыбковский, с которым мы много работали в кино. Узнав, что на членов жюри пытаются оказать давление, я сказала Яну совершенно серьезно, что никогда больше не буду у него сниматься и вообще убью его, если Гран-при не получит Феллини. В результате жестокой борьбы и противостояния фильм "8 1/2" все-таки получил главный приз. Другой случай, связанный с моим участием в ваших кинофестивалях (а их было достаточно много, скажу я вам), произошел еще при Брежневе. Тогда ведущий вашей популярной телепрограммы "Кинопанорама" известный драматург Алексей Каплер (сидевший в лагере при Сталине за дружбу с его дочерью Светланой) пригласил меня выступить в прямом эфире. Случай чрезвычайно редкий тогда даже для нас, поляков. Ведущий задал мне вопрос: "Что бы вы хотели в жизни сделать, какова ваша мечта?" На что я, не задумываясь ни на секунду, выпалила: "Поменять географическое положение Польши!" Не могу сказать, что было с "Кинопанорамой", но уж больше на ваше телевидение меня не приглашали вплоть до перестройки. - Почему все-таки, на ваш взгляд, несмотря на явную политизацию, в прошлом на наши кинофестивали приезжали мировые кинозвезды? - Вы живете в уникальной стране. Другой такой нет в мире. Россия - это всегда Россия, неважно, какой политический режим в ней установился. У вас живут и всегда жили удивительно талантливые люди. Поскольку в советские времена приехать к вам, просто купив билет на поезд или самолет, было непросто, то оставался один путь - официальные приглашения на фестивали, съемки, Дни кино. Ваши режиссеры пользовались большим личным авторитетом за рубежом. Их роль в привлечении лучших зарубежных деятелей кино на ваши фестивали была едва ли не главной. Никита Михалков и Марк Рудинштейн ищут другую формулу фестивалей, которые были бы свободны от политических и туристических аттракционов, а были бы больше профессиональными. Тем самым они способствуют возрождению России как кинодержавы. Сейчас, чтобы делать масштабные фильмы, у вас нет денег. Скажите, кто сейчас способен снять "Войну и мир"? - Ваш друг Никита Михалков показал всему миру, что еще можно снять в России фильм с бюджетом в 40 миллионов, напечатать столько копий, чтобы хватило показать фильм на хорошей аппаратуре по всей стране. - Пока это единичный случай. Ваши кинематографисты только учатся быть независимыми, искать деньги, прокатывать фильмы. - Как выразился Андрей Кончаловский: нас не учили в прошлой жизни себя продавать. - Нас воспитывали в другом духе: как это я попрошу деньги у телевидения за интервью, которое даю? Все ведь знакомы друг с другом. Мир артистический слишком тесен. Все милые, очаровательные люди. А ведь это работа. И надо уважать труд друг друга. Еще меня всегда возмущали беспардонность и жестокость в общении некоторых представителей средств массовой информации: они действуют с нами по принципу - чем тебе хуже, тем читателю лучше. Им говоришь: извините, мне надо подготовиться, не снимайте меня. Но они не хотят ждать. Им нужны скандал, сенсация. - Не думала, что вас - такую гордую, независимую - еще волнуют подобные проблемы. Зная ваш характер, считала, в вашей власти разделаться с любым самоуверенным журналистом. Как вы чувствуете себя теперь в новой России? - Меня поражает одно: при всех трудностях, которые переживает ваш народ, вы научились делать дорогие фестивали. Посмотрите, в каких отелях живут теперь гости ваших фестивалей. Какие приемы организуются. Никогда такой роскоши я не видела раньше. Теперь в России наступила эра богатых фестивалей. Я не ратую за то, чтобы вернуться в прошлое. Я прекрасно помню те времена, как в анекдоте: "Кипяток есть?" - "Есть. Но холодный". Мы, поляки, это понимали очень хорошо. А вот бедным французам трудно было объяснить, что такое бочковое кофе. Или постоянные окрики подозрительно смахивающих на военных людей в штатском при входе в гостиницу: " Молодой человек!" ( хотя видно, что перед ними человек за 50). Или ваше коронное обращение: "Девушка, девушка! А вы куда? К кому? А сюда нельзя!" Нигде в мире не было такого безобразия. Демократам с Запада это было трудно понять. А мы с улыбкой пытались их успокоить:" Ну что вы, в этом есть даже свой шарм, экзотика!" - Что вас лично привлекало тогда в России? - Друзья, конечно. В 69-м я снималась у Андрона Кончаловского в "Дворянском гнезде". До этого я уже была знакома с его мамой - Натальей Петровной. Бывала в их доме на Николиной горе. Подружилась с Сергеем Герасимовым, Тамарой Макаровой. Григорий Козинцев мечтал снять меня в современной версии "Леди Макбет"... - Вы - леди Макбет - это что-то вам очень подходящее. А правда ли, что Андрей Кончаловский тогда увлекался вами и даже собирался жениться на вас? Но как сам признался, не сделал этого лишь потому, что вы вовремя "изменили" ему с Анджеем Вайдой, у которого позже сыграли лучшие свои роли? - Ну да, так и было. Хотя роль Варвары у Андрона мне тоже очень близка и дорога... потому что это часть моей жизни. - А Кончаловский-1969 и Кончаловский-2000 разные люди? - Когда мы работали над Тургеневым, Андрон был великолепен, как Пьер Безухов. Полон чувств, любви, красоты, темперамента... Я считаю его очень талантливым человеком. Не хочу сказать, что он талантливее Никиты. Они совершенно разные. Но Никите, может быть, больше повезло в том смысле, что он рос в атмосфере постоянного внутреннего соперничества, диалога с братом. Ничего лучшего для развития творческой личности и придумать нельзя. Никите стоит всю жизнь благодарить брата за то, что тот так талантлив. Андрону было сложнее. У него не было старшего брата. - Андрей Сергеевич рассказывал о каком-то странном инциденте, произошедшем между вами на съемках Тургенева. - Был такой случай. У меня не получалась сцена объяснения с Лаврецким. Я никак не могла поймать нужное состояние, заплакать. И тогда он ударил меня в присутствии всей съемочной группы. Я была в шоке! Ни один режиссер не позволял себе так вести себя со мной! Для меня работа в фильме была в тот момент закончена. Я ушла с площадки. Но Андрон был сам так расстроен, так переживал. Умолял меня вернуться, продолжить работу. Не знаю, каким образом, но убедил меня. Сцена была благополучно снята. Из моих глаз лились слезы унижения и бессилия. Я благодарна ему за этот урок. Это надо было сделать, потому что я не была тогда хорошей актрисой, какая ему, очевидно, нужна была. Андрон научил меня тогда многому. Когда мы познакомились с ним, было такое впечатление у обоих, что встретились два льва... - Русский лев и польская львица? А чем, пани Беата, польские женщины отличаются от русских? - Польша - страна женщин. Матриархат абсолютный. Мужчина полностью подчинен женщине и зависит от ее воли. - А бывают у польской львицы трудные моменты в жизни? Как вы решаете свои проблемы? - Иду на кухню и пеку что-нибудь вкусненькое. Запах ароматного хлеба и кофе успокаивает меня, делает атмосферу уютной. - Что для вас, примы польского кино, ваша кинокарьера: любовь, работа, цель в жизни? - Никогда! Кино всегда - только на третьем месте. Самыми главными для меня были всегда семья, дети. Даже когда снималась за рубежом, всегда брала дочерей с собой. Теперь они выросли: Каролина спокойная, рассудительная, как ее отец (Анджей Вайда), она юрист, увлекается лошадьми и собаками, снимается между делом в кино (в частности у Кшиштофа Занусси) и работает моделью. Младшая дочь - Виктория - полная противоположность - черт в юбке, непоседа, прирожденная актриса. - Вы помогаете вашим дочерям? - Я глубоко убеждена, что первый шаг в искусстве человек должен сделать самостоятельно, показать всем, на что способен. Только потом он может рассчитывать на поддержку. Чтобы понимать своих дочерей, надо самой быть молодой душой, активной в жизни. По этой причине не оставляю творческую деятельность. Хотя года два была очень больна, думала, просто умираю. - Бог дал вам слишком много для одного человека. При таком наборе достоинств трудно даже выделить вашу главную черту. - Я вам помогу - это лень. - Вы, наверное, шутите? - Нет, серьезно говорю вам. Обожаю ничего не делать. Я прекрасно понимаю Никиту Михалкова, который признался, что испытывает иногда неистребимое желание уехать от повседневной суеты куда-нибудь, километров за пятьдесят за город, и полчаса посидеть в тишине на берегу реки с босыми ногами, опущенными в воду. Такие паузы необходимы любому современному человеку, не говоря уже о творческой личности. В такие моменты в голове рождаются совершенно неожиданные, нужные мысли. Поэтому я очень люблю после суматохи дня прийти в свой уютный дом, лечь на диван, выключить радио, побыть в тишине. Я замечаю, как мало мы любим друг друга. Но как же не любить тех, кто любит нас?! Ведь это тоже своего рода подарок судьбы. Кто-то сказал: не надо обращать нашу энергию во зло, чтобы показать, что кого-то мы не любим. Это глупо. Что может нас спасти от духовного вымирания? Любовь! Как видите - ничего нового я вам не скажу. Все возвращается к этой вечной формуле жизни. Также в рубрике:
|