Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7215) 24 февраля - 1 марта 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноАгафья Тихоновна как член жюриV фестиваль анимационного кино в Тарусе Александра ВАСИЛЬКОВА
Отличие Тарусы от прочих смотров в том, что здесь мы видим не отборное "фестивальное кино", а практически все, что было сделано нашими аниматорами за последний год, так что места для радужных иллюзий не остается. Чем, как говорится, богаты... И вместе с тем Таруса - всегда праздник, а на этот раз - особенный, поскольку фестиваль юбилейный. Может быть, кому-то наша тусовка и кажется недостаточно светской, но все это делается не для того, чтобы кому-то со стороны угодить, а для того, чтобы самим было хорошо. Таруса-2000 была одной из лучших, оргкомитет превзошел себя, и, как всегда, главный художник фестиваля Алексей Демин и команда "оформителей" сделали для нашей тарусской жизни чудесные декорации. На этот раз символом фестиваля была пара елочных ангелочков с рюмками в руках, и хотя скоро весна и вообще давно стоит оттепель, одновременно вроде бы и Новый год продолжали встречать. Программа была более чем насыщенной - кроме конкурса (в который по результатам референдума - 89 процентов "за" - было решено включить фильмы белорусских режиссеров), информационные программы и два мастер-класса: Юрия Норштейна и Андрея Хржановского. Любимый фильм определяется подсчетом суммы очков: каждый из нас составил свой личный список лучших, по его мнению, работ. Больше всего голосов набрал рисованный фильм Андрея Ушакова "Носки большого города", да и жюри его отметило (а вот здесь, наверное, самое время сообщить, что, кроме тех пятерых, кого нам представили с самого начала - Федора Хитрука, Андрея Хржановского, Михаила Алдашина, Владислава Байрамгулова и Константина Бронзита, - в жюри появился шестой, выбранный по жребию, и этим шестым оказался еще один режиссер - Васико Бедошвили). Но до Гран-при фильм все-таки не дотянул, Гран-при в этом году решили не присуждать. Судя по формулировкам, жюри оказалось в положении гоголевской Агафьи Тихоновны: если бы к высокой культуре одного фильма прибавить поэтичность другого да еще лихой мультипликат третьего и смелость решения четвертого... Я это говорю без всякой насмешки, действительно ни об одном из награжденных фильмов нельзя было бы сказать "совершенно такой", ни один из них не стал событием в жизни. Пробую разобраться, чем нас взяли "Носки большого города" и почему оставили в душе некоторую неудовлетворенность. По-моему, дело здесь именно в персонажах, режиссер как-то не сумел их полюбить и потому не смог придумать про них историю, и потому нас тоже не очень волнует все, что с ними происходит. И это еще сильнее чувствуется оттого, что город у Ушакова получился живым, не просто обозначением места действия. Не то чтобы городские пейзажи были особенно красивы сами по себе, но на них смотрят с любовью... С большим отрывом за "Носками" идет также получивший приз жюри "Фараон" - первый анимационный фильм известного "игрового" режиссера Сергея Овчарова, очень смешной и изобретательно сделанный в технике пиксиляции (вместо рисованных или объемных персонажей в качестве объекта используются человеческие фигуры). И так точно это найдено для Древнего Египта, каким мы его себе представляем, где изображения Земли и Неба очеловечены, а люди похожи на кукол. Словом, если "Фараон" и не событие, то в любом случае - удача режиссера. Третье место в рейтинге и приз жюри заслужили режиссер Наталья Орлова и художник Наталья Демидова - "Моби Дик" по роману Мелвилла, фильм, сделанный в трудной технике живописи по стеклу. Из-за близости темы и одинаковой техники его часто начинают сравнивать с фильмом Александра Петрова "Старик и море", забывая, правда, при этом сравнить условия, в которых делались обе эти картины. Конечно, трудные условия не могли бы быть оправданием, но, поскольку фильм получился, можно о них вспомнить и оценить подвиг художника. И здесь, в отличие от фильма Петрова (надо же, он его и на фестиваль не дал, а сама не удержалась и стала сравнивать), не возникает вопроса, зачем анимации соперничать с игровым кино. Возникает другой вопрос, вернее, другая проблема, связанная с тем, что наша анимация выживает, главным образом, за счет заказов "оттуда", но они ведь платят, они и музыку заказывают. И следующие два фильма, вошедшие в пятерку - "Дерево с золотыми яблоками" (режиссер Наталия Дабижа) и "Тростниковая шапочка" (Галина Беда), - оба кукольные, из серии "Анимационные сказки мира", сделаны "Кристмасом" совместно с англичанами. Не случайно здесь оценили, главным образом, великолепную работу аниматоров. Все хорошо, "Дерево с золотыми яблоками" вообще сделано безупречно, но не трогает. И с такой тоской вспоминаешь "Варежку" или "Разлученных"! Правда, если бы не английские заказы, у нас, может быть, и вообще сейчас не было бы кукольной анимации, просто вымерла бы профессия аниматора за ненадобностью, а так - сохранилась, и, может быть, еще настанут лучшие времена. Дальше - вниз по рейтингу - "Optimus mundus", тот самый московский анимационный проект, о котором уже был отдельный разговор, а вот фильм, который оказался на седьмом месте, стал сенсацией фестиваля и получил сразу две награды. Это "Колобок", трехминутный компьютерный фильм Николая Богаевского, архитектора, который до того анимацией не занимался и фильм сделал, как он сказал, "для внутрисемейного употребления". Но все тайное рано или поздно становится явным, и мы увидели "Колобка". Не знаю, что дальше будет с автором, а пока ему удалось то, что не удается практически никому: по-настоящему, в полном смысле слова, одушевить компьютерное изображение. И это было особенно заметно на фоне работ студентов из мастерской компьютерной графики и анимации ВГИКа, хорошо сделанных, но оставляющих равнодушными. Не случайно лучшей студенческой работой был признан простодушный рисованный фильм Анны Белоноговой "Никопейка" по стихотворению Алана Милна. Я могла бы назвать еще несколько хороших фильмов, почти все они были и отмечены наградами, и заняли более или менее высокие места в рейтинге, но вот таким событием, каким были на том же фестивале в прошлые годы "Рождество" Михаила Алдашина или "На краю земли" Константина Бронзита, не стал ни один. И тем не менее есть на кого смотреть с надеждой, и в анимации появляются новые имена: вот, например, Сергей Серегин, автор двух документальных фильмов - о Цехановском и Хитруке, сделал на этот раз анимационный фильм "Лукоморье. Няня", и неожиданно для всех во взрослом конкурсе с фильмом "Опера" участвовал тринадцатилетний Ваня Золотухин, сын замечательного художника, а в последнее время и режиссера Андрея Золотухина. Опять же с Белоруссией воссоединились, там серьезная школа. Как-нибудь пробьемся. И в конце концов я уже сейчас знаю, что некоторые не успели закончить, а другие только начинают фильмы, и, значит, через год у нас снова будет повод встретиться в Тарусе. Также в рубрике:
|