Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7215) 24 февраля - 1 марта 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираОхота на "Медведей" в центре БерлинаРоссияне остались без основных наград Александра ТУРГАН
Свое 50-летие Берлинский кинофестиваль отпраздновал в историческом центре германской столицы. Потсдамер плац в интерьере наступающих со всех сторон небоскребов никакие исторические аналогии уже не вызывает. Но зрителям Берлинале этот железобетонный мираж как нельзя лучше помогал погрузиться в киномир нового тысячелетия. Вим Вендерс, снявший пятнадцать лет назад еще в разделенной германской столице свою знаменитую картину "Небо над Берлином" и живущий в США, был потрясен, увидав обновленную Потсдамер плац. Его "Отель в миллион долларов" с Мэлом Гибсоном и Милой Йовович, открывший юбилейный Берлинале, весь фестиваль держался в основных претендентах на главный приз. На сей раз он получил лишь "Серебряного медведя". Берлинский кинофестиваль был организован с целью пропаганды кинематографа Западной Германии, а со временем стал своеобразным мостом, соединяющим киноискусство Востока и Запада. Все эти годы кинофорум открывал новые имена, ставил перед обществом острейшие современные проблемы и, как мог, спасал авторское кино от жесточайшего пресса коммерческой киноиндустрии. За полувековое существование позиции и кредо Берлинского кинофорума никогда не менялись. Этот кинофестиваль относится к группе "А", и каждый год в феврале именно здесь, в Берлине, начинается новый кинематографический сезон. Устроители Берлинале всегда отличались особой строгостью при отборе картин, формировании жюри и в отстаивании своей точки зрения на киноискусство. Специальный штат высококлассных профессионалов отслеживает и изучает достижения новейшего кинематографа даже в самых экзотических уголках нашей планеты. В отличие от других фестивалей на Берлинале не развлекаются. Членам жюри не удается манкировать, каждый из них обязан полностью просмотреть все предложенные на конкурс работы, чему способствует неусыпный контроль немецких коллег. Берлинские "Медведи" непредсказуемы во всех смыслах. Юбилейное жюри впервые возглавила представительница Азиатского континента китаянка Гун Ли, обладательница "Золотого медведя" за лучшую женскую роль в фильме "Красная нива" (1988). К слову сказать, знаменитый китайский кинорежиссер Чжан Имоу - бывший супруг нынешнего председателя жюри - также обязан Берлинскому кинофоруму своим мировым признанием за этот же фильм. А его новая картина "Дорога домой" удостоена "Серебряного медведя" на нынешнем Берлинале. Американцы из года в год буквально заваливают своей продукцией фестиваль (в этом году ими было предложено 200 картин), стараясь использовать Берлинале в рекламных целях для европейского проката американских фильмов. Фанатам было крайне сложно отслеживать перемещения своих кумиров по всему Берлину. Но юным барышням повезло - они дождались приезда Леонардо ДиКаприо с картиной "Пляж", которая осталась без наград - и вполне заслуженно. Зато истинным ценителям кино удалось лицезреть, правда, недолго, легенду европейского кино - простуженную Жанну Моро, получившую специальный приз за вклад в киноискусство. А вот удостоенный такого же приза Роберт Де Ниро разочаровал всех: он так и не появился в Берлине. Во время проведения фестиваля объявляются номинанты на "Оскара", что всегда ставит в нелегкое положение берлинское жюри и оказывает на него определенное психологическое давление. "Талантливый мистер Рипли" Энтони Мингеллы - захватывающая дух криминальная история восхождения юного негодяя. Лента считалась фаворитом, но не получила ничего. Зато американская "Магнолия" Пола Томаса Энгдресена получила главный приз нынешнего Берлинале - "Золотой медведь". Многие критики с самого начала прогнозировали именно такой результат. Для живого классика немецкого кино Фолькера Шлендорфа возвращение к недавней истории разделенной Германии вполне понятно ("Тишина после выстрела"). Исполнительницы главных ролей в этом фильме - Бибиана Беллау и Надя Уль - получили высшие награды за лучшие женские роли. А американский актер Дензел Вашингтон - за лучшую мужскую роль в фильме "Ураган" Нормана Джуисона. "Капли на горячие камни" французского режиссера Франсуа Озона по сценарию Вернера Фассбиндера - тоже классика немецкого кино - изысканно театральная история о проблемах юного существа, входящего в циничный мир взрослых. Банальность сюжета виртуозно разрушает одна пикантная подробность - любовный дуэт составляют мужчины. Неудивительно, что картина получила специальный приз сторонников нетрадиционной сексуальной ориентации. Милош Форман в "Человеке на Луне" рассказывает подлинную историю знаменитого голливудского шоумена Энди Кауфмана, построившего свой успех на безграничных провокациях и даже собственную смерть превратившего в грандиозное шоу. Эта лента получила награду за лучшую режиссуру. Блистательная работа Джима Керри, играющего Кауфмана, осталась, ко всеобщему полному недоумению, без награды. Без основных наград остались на сей раз и наши кинематографисты. Если не считать приза за короткометражную картину "Пугало" Александра Котта в конкурсе фильмов для детей. Поначалу "Русский бунт" Александра Прошкина не планировался для участия в конкурсной программе. Но затем из неофициальной "Панорамы" все же переместился в престижную часть фестиваля, что вызвало недоумение российских коллег. Но, уважая свою точку зрения на наше кино, нам необходимо учиться уважать и чужой выбор. Снятая по мотивам пушкинской "Капитанской дочки" мелодрама представляет собой историю, малопонятную западному зрителю. Надо заметить, что исполнители главных ролей - Гринева и Маши (Матеуш Даменцкий и Каролина Грушка), довольно беспомощны, хотя режиссер убежден в том, что их лица как бы сошли с рокотовских портретов. Раскручивать сюжет повествования за них пришлось Сергею Маковецкому, представшему на этот раз в малосимпатичной роли Швабрина. Повидать "Емельяна Пугачева" публике не удалось - Владимир Машков так и не смог прервать свои съемки в США и прилететь в Берлин. "Страстной бульвар" Владимира Хотиненко, представленный в "Форуме" (экспериментальный раздел фестиваля), вызывал какое-то вялое недоумение. Черный ворон, парящий над Россией в "Русском бунте", довольно неожиданно залетает опохмелиться к герою "Страстного бульвара" (Сергей Колтаков, он же автор сценария), который, очнувшись от многолетних возлияний, пытается вспомнить себя самого и тех, кого он потерял за эти годы. Все это происходит на фоне юбилея А.С.Пушкина. Обилие воронья в российском кино, представленном на фестивале, как-то настораживает и наводит на невеселые мысли. А ситуация, в которой оказывается герой "Ворошиловского стрелка", вынужденный преступить закон и взять в руки оружие, чтобы защитить честь своей семьи, может вовсе показаться немецкой законопослушной публике невероятной и дикой. - Что касается показа в Берлине "Ворошиловского стрелка", то мне кажется, что для западной публики это, в общем-то, чужая история, - сказал режиссер фильма Станислав Говорухин в интервью российским журналистам. - Хотя нечто подобное, возможно, происходило и здесь. Этот фильм снят для нашего зрителя. Показ "Ворошиловского стрелка" предваряла короткометражная картина Киры Муратовой "Письмо в Америку". Знаменитый режиссер до сих пор живет в одесской коммуналке и переживает не самые легкие времена. Этой короткометражной лентой, снятой у нее дома, она хотела доказать себе и всем, что жива, что продолжает снимать кино. И приглашение на фестиваль, и премия имени Анджея Вайды, врученная Кире Муратовой самим знаменитым режиссером, оказались для нее полной неожиданностью. Но тем и отличаются берлинцы, что умеют не только ценить, но и не забывать своих призеров. Во время фестиваля в польском культурном центре вновь был показан "Астенический синдром" Киры Муратовой, десять лет назад получивший в Берлине "Серебряного медведя". Казалось бы, берлинский "Золотой медведь" не самая престижная кинематографическая премия, но тем не менее ее обладатели при прокате получают серьезные преимущества. Как показывает жизнь, и некоммерческое по своей сути кино, интересное узкому кругу ценителей, при грамотной "раскрутке" после показа на Берлинале удавалось сделать достаточно прибыльным, хотя бы для того, чтобы режиссеры-экспериментаторы смогли найти деньги на создание своих новых фильмов. Для проката картин, а самое главное - репутации самих мастеров кино, участие в Берлинском форуме очень важно. И хотя именитые коллеги смотрят на Берлинале свысока, цену его открытиям знают все. Также в рубрике:
|