Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7217) 9- 15 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Заказы не принимаются

Юрий БЕЛЯВСКИЙ


Судя по реакции целого ряда более менее высокопоставленных читателей, журналистика в их сознании и мироощущении полностью переведена в сферу коммунального обслуживания. Звонки по телефонным линиям спецсвязи после появления любого мало-мальски критического материала удивительно стали напоминать разговор с директором химчистки. "Вот у вас тут на днях странный матерьяльчик появился", - сообщает высокопоставленный абонент. "Да, как раз вчера опубликовали, - соглашается с ним главный редактор, - однако что ж в нем странного? У вас есть претензии по изложенным фактам?" - "Да нет, я по другому вопросу. Хотелось бы узнать, кто публикацию заказывал", - интересуется собеседник. - "В смысле?" - "В смысле, кто проплатил". Дальше разговор приобретает трудноцитируемый в нормах официального русского языка характер. Впрочем, возможны и другие варианты бесед, но суть не в этом. Суть заключается в том, что критика абсолютно перестала восприниматься как желание принести пользу общему делу, найти истину, высказать иную точку зрения. В ходу иная терминология: "наезд", "мочиловка", "заказуха". Критическое выступление СМИ - отныне вовсе не повод для того, чтобы задуматься над тем, правильно ли ты делаешь свое дело. Кроме всего прочего, такое отношение к критике весьма выгодно и удобно. Не надо на критику реагировать, что-то исправлять, что-то менять, тратить время и силы на судебные разбирательства. Достаточно со значением в голосе произнести слово "наезд" - и всем все сразу становится ясно. Ясно, что герой очернен безвинно, в чьих-то интересах, да и самозначимости добавляется: раз "наезжают", значит, что-то из себя представляешь. Теперь критика - всего лишь сигнал тревоги: "Нас заказали!" Бандитская терминология "улицы разбитых фонарей" прочно овладела массовым сознанием, не оставляя в нем места для понимания иных мотиваций и других поводов. Причинно-следственная связь простая: причина-то всегда найдется, главное - не допустить начала следствия в прямом и весьма распространенном прокурорском смысле этого слова.

Существует теория, что регулярный "слив компромата" очищает общество. Боюсь, что это как раз тот случай, когда теория суха. Пока, и это очевидно, каждая порция "слива" только разъедает общество и государство, а вот древо жизни "сливщиков" просто на глазах зеленеет в соответствии с цветом дензнаков, которыми их услуги поощряются.

Страна, где цена печатного слова всегда была необычайно высока, рискует оказаться без системы обратной связи. Если выступления прессы и дальше будут рассматриваться только как один из способов борьбы враждующих политических и экономических группировок, то так называемый "самый читающий народ в мире" в конце концов станет разворачивать газеты только для того, чтобы узнать об изменении маршрута трамвая или адреса дешевой распродажи барахла. Кто в этом больше виноват - заказчики или исполнители, "сливщики" компромата или его поставщики, - разберутся будущие историки в процессе подготовки диссертаций по теме: "Закат российских СМИ в конце XX - начале XXI века". Нам же, живущим сейчас, пишущим и поучающим, говорящим и разоблачающим, азартным и отвязанным, было бы очень полезно попытаться думать хотя бы на один ход вперед. В сегодняшних "крысиных гонках", иссушающих мозги и выворачивающих душу, победителей не может быть по определению. Компрометируя собственную профессию, в итоге остаешься без нее. Полжизни работаешь на репутацию, потом репутация работает на тебя. Нельзя прожить часть жизни, как черновик, а в следующей части переписать все набело. Репутации, увы, создаются именно в период черновика. И не надо списывать свои профессиональные и этические проблемы на время, в которое довелось жить. "Времена не выбирают, в них живут и умирают". Наступает время переключать телефоны на автоответчик и с одной записанной раз и навсегда фразой: "Заказы не принимаются".

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;