Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7220) 30 марта-5 апреля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АЛЕКСАНДР ПРОШКИН: "Случайность характерна для России"

Беседу вел Александр ШУНДРИН


Александру ПРОШКИНУ в субботу исполнилось 60 лет. Его имя широкому кругу зрителей известно прежде всего по фильму "Холодное лето 53-го". К юбилею режиссер пришел в чине интерпретатора "нашего всего", то есть Александра Сергеевича Пушкина и его "Капитанской дочки". Достойная веха для человека, прославившегося экранизациями и биографиями: тут и "Пиквикский клуб" по Диккенсу, и "Инспектор Гулл" по Пристли, и эпопеи "Михайло Ломоносов", "Николай Вавилов", и "Черная вуаль" по Амфитеатрову... Поговорить с Александром Анатольевичем о литературе и истории всегда интересно, тем более что тема - "Капитанская дочка". В апреле наконец-то состоится премьера фильма "Русский бунт", который снят режиссером по пушкинской знакомой каждому со школьных лет повести и "Истории Пугачева". Снимался он не один год, запоздал к 200-летию А.С.Пушкина из-за нехватки денег. Как говорят руководители компании "НТВ-ПРОФИТ", если бы не упорство Прошкина, фильма не было бы. Его давно бы уж закрыли.

    

- Александр Анатольевич, ведь "Капитанская дочка" уже была экранизирована?

- Да, в 58-м году. Я не очень хорошо помню этот фильм, но, конечно, он был сделан в угоду времени, и в нем не звучали основные мысли Пушкина. Это ведь повесть о способности любить, о способности к настоящей любви, которая подобна камертону в жизни человека. Причем она, эта повесть, написана о любви в то время, когда котировались совсем иные привязанности. В светском обществе приветствовались измены и адюльтеры. Не иметь любовников было едва ли не постыдно. Но именно подлинной любовью, которая оказывается чуть ли не панацеей от той жизни (хотя история к любви немилостива), оцениваются все поступки и Гринева, и Маши. Гринев ради любви отваживается на самые отчаянные действия...

По-настоящему любят и капитан Миронов, и Василиса Егоровна. Они - идеальная русская семья. Савельич, у которого не было любви личной, плотской, все свои нерастраченные чувства направил на Петрушу. Другой любви в его жизни нет. Есть любовь и у Швабрина - своеобразная, конечно... Это драматический персонаж, это предтеча и Онегина, и Печорина, всех, кого мы в соответствии со школьной программой называли "лишними людьми". Он всецело охвачен гордыней, и в этом его драма, если угодно, трагедия. Он знает кое-что о любви, но не чувствует себя способным к ней и потому завидует чувству Гринева и Маши. Швабрин, кстати, имел реального прототипа в истории - его звали Шванвич, и он присутствует у Пушкина в его "Истории Пугачева". Любви нет только у Пугачева.

    

- Значит, он не народный заступник, как нас учили в школе?

- Да ну какой он народный заступник, когда он самый настоящий злодей! Конечно, он появляется в стране, где царит нездоровая нравственная атмосфера, в стране, где свершилось преступление - цареубийство, и он объявляет себя чудесно спасшимся Петром III, о котором к тому же ходили слухи - вот, дескать, отменит крепостное право, жить станет легче. И действительно, Петр III намеревался осуществить ряд прогрессивных акций в России. Пугачев слышал это и взял все это на вооружение. К тому же он эксплуатирует чувства старообрядцев, которых было немало в России. Он заваривает бучу то в одном краю, то в другом. Будоражит яицких казаков. Он пишет великолепные манифесты, которые очень интересно читать и сегодня, представляете? Но он при этом никакой не герой и ведет себя на допросе жалко, всех выдает. Но когда он перед теми, кто готов ему верить и внимать, он - другой.

    

- Шут...

- Ну нет... Шут не бывает злым, как мы знаем, скорее - актер.

Мне бы хотелось сказать и еще об одной идее повести и фильма - о цепи случайностей. Ведь Гринев оказывается в Белогорской крепости лишь потому, что отец отправляет его служить к капитану Миронову, а не в Семеновский полк в Петербург. А встреча с Пугачевым, который будто бы спасает Гринева в метель, а встреча Маши с царицей - все случайности.

Вспомните слова Тютчева, ставшие нынче чуть ли не тривиальными, - "Умом Россию не понять..." Хорошо работать в России было не принято, зато тут много мечтали. И конечно, это страна страсти. Ну вот я снимал в свое время фильм о Ломоносове, снимал в том числе и в Марбурге, где жил ученый, так там и сегодня вспоминают, сколь любвеобилен был этот огромный человек. Но Гринев - это все же представитель нового дворянства, тех "новых людей", которые и выросли как раз к тому времени, когда Пушкин писал свою повесть. В финале картины мы видим старого Гринева и его жену, их выросших детей, о судьбах которых ничего не говорится. Несколько грустный финал, но жизнь потомков - это уже другая история.

    

- Настоящий лирический эпос, как я вижу...

- Черты эпоса в картине, очевидно, есть. Тем более что, кроме "Капитанской дочки", в картине использованы и фрагменты "Истории Пугачева".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;