Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7222) 13 - 19 апреля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Кто хочет - смеется, кто хочет - плачет

"Лунный папа" Бахтиера Худойназарова

Анастасия МАШКОВА


Все стоящие режиссеры делятся на две категории: иллюзионистов и волшебников. Магия настоящего кино не поддается описаниям и тиражированию, почетное звание фокусника предполагает владение технологией, навыком, который можно передать другим и усовершенствовать. Бахтиер Худойназаров - хитрый восточный факир, его фокусы слишком экзотичны, чтобы их разгадать сразу, с налету. Казалось бы, все понятно про его новый фильм, про его "Лунного папу", которого отдельные злобные критики уже успели окрестить "Кустурицей для бедных" или даже еще злее - "незаконнорожденным ребенком продюсеров Кустурицы", то есть компании "Пандора-фильм", сопроизодителя фильма. Но я не вспомню за минувшие сезон-два столь светлого, грустного, нежного, столь трепетного по отношению к женщине и родной земле фильма. "Лунный папа" начинается как милое домашнее комикование, "игра в классики" (то есть в того же Кустурицу), но временами эта игра отмечена моментами подлинного волшебства.

"Лунный папа" дезавуируется при любой попытке анализа в свете готовых схем, книжной мудрости, например, при соприкосновении с психоаналитической расшифровкой основных образов (отец-летчик, ребенок, пребывающий в неразрывном единстве с матерью еще до того, как "лунный папа" сделал возможным физическое появление этого ребенка на свет, предполагаемый отчим со "знаковой" профессией вора), что только идет ему на пользу. Запустить в интеллектуальном бессознательном подкованного зрителя тот или иной культурный блок - это ведь не так просто. Это работа для настоящего фокусника. Главное, чтобы в остатке оказалась чистая, незаемная эмоция. И здесь она остается. Впрочем, что, фильмы эпигонов Кустурицы мы не видели? Бывают и исключительно изящные, чрезвычайно умные штудии, например, фильм "Тувалу", не так давно показанный в Москве в конкурсе кинофестиваля "Лики любви". "Тувалу" - хороший фильм, но "Лунный папа" нежнее, роднее и, если так можно выразиться, интимнее, искреннее. Тот же фольклорный, патриархальный мир, но предмет сопереживания другой. Куда деть чувство сопричастности, нежности к героине, казалось бы, придуманной девочке-матери Мамлакат, не уходящее даже и после того, как все дополнительные смыслы отловлены, все неприятные переживания по поводу восточных стереотипов отцовства-материнства, как говорят психологи, актуализированы, все соображения по поводу продюсерской стратегии кинокомпании НТВ-ПРОФИТ, российского партнера "Пандоры-фильм", припомнены (дались же этой компании поиски биологических и небиологических родителей: "Сирота казанская", "Вор", "Мама", "День рождения Буржуя". Нет на них психоаналитиков!). Все равно - неизбывная нежность по отношению к Чулпан Хаматовой - Мамлакат. И отчетливое нежелание "счастливого конца": ну зачем Мамлакат знать о том, кто настоящий отец ее ребенка? Столь странный микст эмоций можно считать главным достижением фильма. Жак Деми некогда сделал эпиграфом своего первого фильма японскую поговорку: "Кто хочет - смеется, кто хочет - плачет". Бахтиер Худойназаров и автор сценария Ираклий Квирикадзе просто посвятили свой фильм "нашим матерям".

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;