Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7235) 20 - 26 июля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Они все-таки пришли

Молодые режиссеры на московской сцене

Фото В.ВИКТОРОВА


В разговорах о современной театральной ситуации на одном из первых мест стоит тема смены поколений. Еще пару сезонов назад этот вопрос был чисто теоретическим, ибо новое поколение почти не проявлялось. Сейчас ситуация изменилась: очередная генерация в московской режиссуре привлекает самое пристальное внимание. О победах и проблемах этого поколения рассуждают театральные критики Алиса НИКОЛЬСКАЯ и Геннадий ДЕМИН.

А.Н.: За последний сезон в Москве нарисовалось достаточно большое число молодых режиссеров.

Г.Д.: "Большое число" - это человек двадцать? Вместе с теми, кто появился чуть раньше, столько, пожалуй, наберется. Но для Москвы этого явно недостаточно. На сотню с лишним постоянно работающих театров и без конца возникающих антреприз - очень мало. Но слава Богу, что они все-таки пришли.

А.Н.: Однако появились, и проявились они несколько хаотично. Где-то образовался один, там дали поставить другому, тут обнаружился третий и т.д. Тенденцией это можно назвать с большой натяжкой.

Г.Д.: Хорошо, что хоть что-то народилось. Ведь существует огромный разрыв поколений. Есть те, на кого должна лечь основная нагрузка, - поколение 40-50-летних, таких как М.Мокеев, А.Левинский, Р.Козак, а после них - единицы. Это, во-первых, результат разгона творческих мастерских, существовавших при СТД РФ, а следствие - отсутствие постоянной здоровой соревновательности. Что и дает такие феномены, как, скажем, А.Житинкин. Его спектакли - вопиющая пустота с яркой оберткой. И это трагедия в первую очередь для него самого, так ярко начинавшего. Два последних спектакля, "Нижинский" и "Венецианский купец", показали: Житинкин все-таки стремится уйти от развлекательности, но уже не может. Я надеюсь, что новое поколение молодых войдет в процесс намного более дружной компанией.

А.Н.: Надо отметить минимальную, но все же помощь, которую оказывают молодежи Дебют-центр, Центр драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева. Но все это маломощно. Тем более что Дебют-центр - это и есть лишь дебют, первый спектакль. Там только Гарольд Стрелков сделал две постановки, а все остальные заявили о себе - и снова оказались не у дел. Между тем путь в стационарные театры далеко не всегда прост.

Г.Д.: Из более ранних можно назвать В.Шамирова, которого уже причисляют к мэтрам. Боюсь, правда, что его ждет та же судьба, что и Житинкина.

А.Н.: Очень грустный вывод. Ведь Шамиров изначально очень талантлив и заявлял о себе как об очень интересном режиссере. Другое дело, что последнее время он полностью погрузился в антрепризную деятельность.

Г.Д.: Да и уход из "Школы современной пьесы" от Райхельгауза не пошел ему на пользу. Ведь Райхельгауз - один из наиболее удачливых людей именно в продюсерском плане, он умеет "продать" все что угодно. Хотя я не в восторге от пьес, которые Шамиров там поставил, но ему не было позволено работать ниже определенного уровня. Кажется, что у "новых" есть одно очень тревожащее качество: ощущение, что они уже все знают.

Мне как-то жаловался Сергей Женовач, что, наблюдая за студентами мастерской Фоменко, заметил: поставил человек один хороший спектакль - и начинает выжимать из него все что можно: поездки на фестивали, гастроли по провинции и пр. С одной стороны, это здоровый прагматизм. Но тут же встает вопрос о профессионализме. На мой взгляд, Михаил Шевчук, дебютировавший спектаклем "Ромео и Джульетта" в РАМТе, неплохой постановщик боев и пластики. Но режиссура - это нечто иное, и на этом спектакле очень заметно, что у человека нет своей идеи, своих мыслей; идет череда картинок, более- менее энергичных.

А.Н.: А молодежь, подростки лет 11-15 визжат от восторга. Наверное, оттого, что их не заставляют думать, относиться к Шекспиру, как он того достоин, предполагать, что он несет в себе не только боевиковую энергию. Они к этому привыкли, видя нечто подобное каждый день по телевизору.

Г.Д.: А если, по словам одного из великих, актера образует публика, перспектива довольно туманна. И я не очень понимаю, есть ли у многих вновь прибывших стремление к совершенствованию. Возьмем пример номер один - Е.Невежина. Человек, которому по большому счету повезло.

А.Н.: Да, попасть в Сатирикон, театр популярный, с хорошей труппой, и заполучить на свой первый спектакль "Жак и его господин" таких артистов, как Райкин и Стеклов, - удача для молодого режиссера. Да и сама Невежина показала себя человеком, понимающим хорошую драматургию, умеющим работать с артистами, выстраивать ритм, атмосферу: она владеет ремеслом. Другое дело, как всем этим богатством распорядиться. Я заметила, как воспринимает публика, уже сформировавшаяся у этого театра, разные по тематике спектакли. Когда зритель смотрит нечто яркое и легкое - это одно. Но когда ему предлагают серьезный материал, то автостоянка перед театром в антракте пустеет основательно. Поэтому и режиссер оказывается перед сложным выбором. Пойти ли на поводу у массового спроса или попытаться пробиться к сознанию той же публики с чем-то серьезным. Думаю, что перед Невежиной должен возникнуть этот вопрос.

Г.Д.: Кажется, он уже возник. Москва знает три ее спектакля, но она ставит и в Риге, и в других городах, работает много, быть может, даже слишком. В столице вторым ее профессиональным спектаклем стали "Загадочные вариации" в Театре Маяковского. Эта работа меня очень насторожила.

А.Н.: Меня тоже. И, честно говоря, я шла на ее третий спектакль "Слуги и снег" уже с некоторой предвзятостью.

Г.Д.: "Слуги и снег" - гораздо более серьезная работа. Однако мне кажется, что здесь Елена переоценила свои силы. Автор пьесы - Айрис Мэрдок - попыталась решить вопрос, принципиальный для двадцатого века: все ждали демократии, но вышли массы, и оказалось, что они ничем не лучше самых злостных тиранов. Пьеса не столько театральная, сколько литературно-философская, полная всевозможных аллюзий. Чтобы в ней разобраться, надо иметь намного больший опыт и культурный багаж.

Конечно, самодостаточность - своеобразное требование профессии, не будучи соавтором драматурга, режиссер не может существовать. Но многим молодым все чего-то не хватает - юмора, что ли? Что, например, случилось с интересно заявившим о себе В.Скальником? После того как он поставил на курсе у Фоменко "Гарпагониаду" и "Дачников", пришел на постановку в Театр им. Пушкина, где прямолинейно спаял пьесу Островского с испанскими напевами. Такой поверхностностью, особенно на первых спектаклях, ребята сами себе закрывают пути. Вот еще один яркий пример - В.Данцигер. Он уже выпустил несколько спектаклей в Дебют-центре, Центре драматургии и режиссуры и потом был приглашен в Театр им. Ермоловой, где сделал два спектакля. И второй спектакль - "Блажь" - ощутимое его падение.

А.Н.: Даже если сравнивать с выпущенным под той же крышей "Сальери-forever": там интересный замысел, хорошо работают артисты, словом, полноценное театральное зрелище. И при всем хулиганском отношении к Пушкину автор присутствует в спектакле. В отличие от "Блажи", где нет не только драматурга, но и других компонентов. К тому же камерная сцена диктует свои законы, и даже на предыдущем спектакле чувствовалось, что режиссеру тесновато в узком пространстве. Но спрашивается, зачем тогда ему Малая сцена, когда он способен творить на Большой?

Г.Д.: Это, кстати, одно из больных мест предыдущего поколения, которое начинало в подвалах. Вспомним спектакли Женовача на Малой Бронной: было видно, что с большим пространством ему работать трудно. У нового поколения нет страха перед Большой сценой. Что та же Невежина, что, например, С.Алдонин, прекрасно могут освоить габариты. У последнего - это либо следы воспитания Марка Захарова, либо собственные пристрастия, но это один из тех, кто привлек к себе внимание первой же постановкой - "Севильским цирюльником" в РАМТе.

А.Н.: Я вспоминаю его дипломный спектакль "Мастер и Маргарита", который игрался в аудитории РАТИ, где режиссер использовал и зал, и окна, и любые возвышения, все это было прекрасно обыграно, всему найдено оправдание. И выйдя на большую сцену РАМТа, Алдонин сумел с нею совладать. Дай Бог только, чтобы он не потерял то, что имеет.

Г.Д.: И все же при всех достоинствах Алдонина в построении спектакля у него чувствуется механистичность. За всем куражом идет рассказ истории, но не заметно передачи той мысли, которой загорелся постановщик. И кое-что поэтому мне показалось у Алдонина радостно-избыточным. Кстати, еще одна из моих претензий к молодым режиссерам - нежелание самоограничения.

А.Н.: Говоря об этом, можно вспомнить недавнюю премьеру Театра на Малой Бронной "Доктор Фауст" в постановке И.Древалева. По-моему, там напрочь отсутствуют и чувство меры, и чувство самоограничения.

Г.Д.: Придется согласиться. Хотя первый спектакль Древалева на малой сцене этого же театра "Темные аллеи" вполне культурен. Что до "Доктора Фауста", то можно сразу поставить молодому поколению в плюс, что оно берется за качественную и редкую драматургию. Мне кажется, что Древалев все-таки сумел выразить полумистериальную природу "Доктора Фауста". И намек на ощущение средневековой легенды - и в костюмах, и в оформлении - чувствуется. Но опять-таки отсутствует жесткость самоограничения.

А.Н.: И от этого расплывается вся идея.

Г.Д.: Марло отстоит от нас на четыре века, перевод его хорош, но литературен, не театрален и требует элементарной чистки. В спектакле есть набор ассоциаций, понятных зрителю семнадцатого века, но ничего не говорящих нам. И это неумение работать с литературой - серьезная претензия ко многим нашим молодым.

А.Н.: На примере "Доктора Фауста" это хорошо видно. Ведь, слушая, скажем, нескончаемые монологи Фауста, понимаешь, что смысл их очень интересен, и вместе с тем это не сценическое действие, а "чтение с листа".

Г.Д.: В этом сезоне, не считая "Фауста", есть два примера подобного рода: не знаю, то ли это вера в великую силу печатного слова, то ли просто неумение перевести его на язык театра. Я имею в виду, во-первых, "Джульетту и ее Ромео" Владимира Берзина (чеховский МХАТ), человека достаточно опытного, но новичка для Москвы. Абсолютно ясно, что Берзина сгубило увлечение пьесой Клима, которая если и раскрывает то, что хотел сказать Шекспир, то делает это в виде комментариев, очень длинных, расплывчатых и нетеатральных. И второй пример - страшный, на мой взгляд, спектакль "Орфей и Эвридика" в РАМТе.

А.Н.: В самом деле, очень опасно показывать в качестве примера для подражания Орфея, которому наплевать на всех и вся, в котором живет только беспричинная злоба. И публика нежного возраста, очень впечатлительная, лицезрея подобного "героя нашего времени", воспримет это как руководство к действию.

Г.Д.: Мы говорили о стационарах, которые либо не берут молодых режиссеров, либо берут по непонятным признакам. Наиболее подвижна в этом отношении антреприза, которая берет очень много и без разбора и где порой попадаются такие люди, которым и на милю нельзя подходить к театру.

И тем не менее чудится, что лед тронулся. Недаром в последние два сезона можно уже говорить о появлении целой когорты молодых. Может, с небольшими открытиями, но открытий не принесло и более старшее поколение.

В завершение хотелось бы сказать, чего именно я жду от молодых. Профессионализма - но это во вторую очередь. В первую - это наличия того, что хочешь сказать. Не просто демонстрации набора приемов, которых режиссура за время своего существования накопила более чем достаточно, но ценности собственного высказывания. А дальше - наращивания культуры, умения изобрести и воплотить.

А.Н.: А мне в ответ хотелось бы высказать пожелания мэтрам быть внимательнее к молодым режиссерам. Уметь профессиональным глазом разглядеть тех, с кем действительно стоит работать в дальнейшем. Не бояться давать дорогу молодым. Ведь течение времени неизбежно, и каждый театр, завершив очередной цикл существования, нуждается в притоке свежей крови.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;