Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7122) 26 марта - 1 апреля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Палитра

Под сенью славы "Мира искусства"

Дягилев и Финляндия. Сто лет назад...

Мирослава БЕЗРУКОВА-ДОЛМАТОВСКАЯ
кандидат искусствоведения


Сто лет назад в Большом парадном зале Музея училища барона А.Л.Штиглица на Морской улице в Санкт-Петербурге открылась выставка русских и финских художников. Ее организатором и вдохновителем был С.П.Дягилев. К тому времени он прожил в Петербурге уже более семи лет и был связан в своей неустанной творческой работе с мастерами объединения "Мир искусства". Шлейф славы и ныне - по глубокой справедливости - тянется за этим искусством. И непременно под сенью этой славы возникает образ Дягилева, всю жизнь и творческую деятельность которого пронизывает железная логика. Ничто не прошло даром, не исчезло без следа. Ни многогранное художественное воспитание в семье в юношеские годы, проведенные в Перми, ни солидный опыт, приобретенный в Петербурге, когда, с одной стороны, будучи чиновником особых поручений при директоре Императорских театров, он непосредственно участвует в театральной жизни, а с другой - познакомившись с кружком А.Бенуа, навсегда связывает себя с миром изобразительных искусств. В парижский период произошло воссоединение того и другого. Карьера развивалась по восходящей. Но именно в петербургские полтора десятилетия был заложен фундамент будущего творения. Тогда Дягилев был одержим идеей объединения российских художников на основе общей платформы. Но не меньшим его желанием было познакомить их, а также и широкую публику с зарубежным современным искусством. В 1897 году в Петербурге Дягилев организует две выставки - немецких и английских акварелистов и скандинавской живописи. Вторая прошла с большим успехом и до сих пор остается одной из самых значительных экспозиций из тех, что были показаны за прошедшие сто лет в нашей стране из северной Европы. Дягилев полюбил Скандинавию, где побывал - в Норвегии, Швеции и Дании - во время подготовки выставки. У него возникли новые планы. Стремясь к объединению художественных сил России, он как само собой разумеющееся имел в виду и Финляндию, которая в качестве Великого Княжества Финляндского входила тогда в состав России. Но все же она воспринималась и как часть Северной Европы. Дягилев задумывает и уже зимой 1898 года осуществляет первую совместную выставку русских и финских художников. Выставка стала заметным событием в культурной жизни Петербурга. Ее участниками были с российской стороны: Л.Бакст, А.Бенуа, А.Васнецов, М.Врубель, К.Коровин, И.Левитан, М.Нестеров, В.Серов и другие; в числе финских гостей - живописцы В.Бломстедт, А.Галлен (тогда он еще не носил двойную фамилию Галлен-Каллела), П.Халонен, А.Эдельфельт, М.Энкель, Э.Ярнефельт и другие, и единственный из финских скульпторов - В.Вальгрен. Перечень имен, как видим, характеризует высокий уровень экспозиции.

Выставка вызвала отклики в печати, обнаружившие крайнюю поляризацию мнений. Она обозначила состояние российской художественной критики того времени. Тон задавал Стасов, признанный авторитет критической мысли в России. Ему, воздав должное, открыто противостоял Дягилев, сторонник нового молодого искусства. От Стасова досталось и отечественным художникам, и финнам, в особенности Галлену. "Декадентство" - это слово у него было самым расхожим. Но во всем Стасов винил господина распорядителя выставки, которого чуть позже он назовет "Декадентским старостой". Дягилев - речь шла о нем - не отмалчивался. На статью Стасова он ответил письмом, в котором откровенно давал понять, что тот - носитель устаревших точек зрения.

А Стасов напишет: "Выставка является затеей и произведением одного человека". Он возмущен выбором имен и картин, и скульптур, очень недоволен экспозицией. Стасов упрекал Дягилева за то, что тот лучшее место в зале отдал декоративному панно Врубеля, а у финнов как центральные выделил композиции Галлена. Он особенно обрушился на картины, написанные по мотивам "Калевалы". Дягилев, в свою очередь, защищал своих избранников. В одной из статей, вскоре после выставки, Галлена он назовет "деятелем нового "северного Возрождения". Так оно и стало. Интуиция Дягилева была точной. Его деятельность оказалась куда более значимой, чем просто просветительской. Он стоял у истоков нового художественного движения в России. Он участвовал в обновлении русского искусства, в походе против сковывавших его догм академического творчества. Он надолго остался лидером мирискусников. Финские художники напрямую оказались причастны к важнейшему из событий в истории русской художественной культуры на рубеже XIX-XX веков. В отличие от Стасова Дягилев эстетически развивался в согласии со временем, к которому был чуток. Чуток настолько, что уловил новые тенденции, рупором которых стал издаваемый и редактируемый им журнал "Мир искусства". Финны (и скандинавы тоже), в наибольшей степени Галлен и Эдельфельт, сотрудничавшие с журналом по приглашению Дягилева, были частыми гостями на его страницах с репродуцированными своими работами. Выставка русских и финских художников завершилась и была отправлена в Мюнхен, где, по свидетельствам очевидцев, ей выпал большой успех. В России осталась картина Эдельфельта "Прачки". Русская критика оценила это полотно единодушно высоко. Купленное за 3000 рублей, оно ныне украшает финскую коллекцию Эрмитажа. А Дягилев задумал новую выставку. И снова пригласил финнов к участию. Это была первая международная выставка "Мира искусства".

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;