Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7122) 26 марта - 1 апреля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираСкрудж Макдак открывает свои сокровища будущим поколениям"Музейная волна" захлестнула Соединенные Штаты Америки По материалам зарубежной печати подготовила Александра ШИРОКАЯ Среди архитектурных шедевров, которые оставит человечеству уходящий ХХ век, несомненно, окажутся и два произведения американской архитектуры - здания только что открывшихся музеев в Лоc-Анджелесе и в испанском городе Бильбао. "Культура" уже писала об этих событиях, об экспозициях музеев (27 ноября 1997 г.). Сегодня речь пойдет о таком интересном явлении, как современная американская музейная архитектура. Недавно одна из американских газет рассказала своим читателям о "белой полосе" средневековых соборов, протянувшейся через всю Францию, как о символе европейской культуры. Богатая и амбициозная Америка, не пережившая в своей истории Возрождения с его мощным взлетом искусства, создает свои, современные символы культуры. Соединенные Штаты буквально захлестнула "музейная волна": по всей стране, а теперь и за ее пределами открываются новые музеи. Сегодня люди начинают тянуться к искусству сильнее, чем к религии, и они больше нуждаются в музеях, чем в храмах, - так считают вдохновители этой "волны". Кульминацией "музейной волны" стали два уже упомянутых грандиозных проекта, созданных ведущими архитекторами Нового Света. По утверждению журнала "Тайм", ни один из этих проектов не имеет себе равных в архитектуре ХХ века, да, наверное, и не будет иметь по крайней мере в первой трети века XXI. ...В Лос-Анджелесе на вершине холма, расположенного в Брентвудском районе города, на территории в 290 гектаров буквально на глазах вырос Моби-музей, более известный как Гетти-центр. Он построен из светлого алюминия, в его отделке использован элегантный итальянский травертин. Это грандиозное сооружение, площадь помещений которого составляет 92 тысячи квадратных метров, создано по проекту 63-летнего нью-йоркского архитектора Ричарда Майера. Строительство обошлось в фантастическую сумму - два миллиарда долларов. Несомненно, это самый дорогой музейный комплекс, а по некоторым данным - самое дорогое здание, когда-либо возведенное на территории Соединенных Штатов за всю историю их существования. Гетти-центр - это не просто здание, где хранится коллекция произведений искусства. Это целый комплекс из шести связанных между собой сооружений, расположенных на террасах и площадках холма. Зрелище завораживающее: кажется, что видишь перед собой маленький, отполированный до блеска, выстроенный в современном стиле итальянский городок где-нибудь в Альпах... Идея создания Гетти-центра принадлежит нефтяному королю Америки миллиардеру Джею Полу Гетти. В 1974 году он начал собирать римский и греческий антиквариат, французскую мебель, европейскую живопись. Всю эту коллекцию Пол Гетти свез на свою виллу на один из тихоокеанских островов. Злым шуткам о поразительном сходстве Пола Гетти со Скруджем Макдаком из диснеевских мультиков пришел конец только в 1976 году, когда выяснилось, что миллиардер завещал своему музею свыше 700 миллионов долларов - это самая большая сумма, когда-либо оставленная в наследство какому-то учреждению в США, да и за их пределами. Необходимо было умело распорядиться огромными средствами. На должность директора-распорядителя Гетти- центра был приглашен Гарольд Уильямс - бывший советник по безопасности США при президенте Картере, а потом декан школы менеджмента. После длительных тяжб с теми, кто пытался оспорить подлинность завещания и удачных финансовых операций Уильямса, центр располагал суммой в 4,3 миллиарда долларов, что в четыре раза превышало средства крупнейшего музея Америки - Метрополитена. Гетти- центр получил возможность ежегодно тратить 225 миллионов долларов - из них 40 миллионов на закупку произведений искусства, а остальные - на финансирование специальных программ. Одна из этих программ - поддержка научно- исследовательских работ в области искусства - охватывает самые различные направления - от реставрации памятников искусства до составления компьютерных программ в этой области. Есть у Гетти-центра еще одно дитя - Институт истории искусств и гуманитарных наук. Институт имеет дюжину филиалов по всей стране и библиотеку в 800 тысяч томов. Но основным, любимым детищем Гетти-центра стал, конечно, музей. В 1983 году его главой был назначен приглашенный из Бостона директор тамошнего Музея изящных искусств Джон Уолш. Это был удачный выбор. По всеобщему мнению, в Уолше счастливо сочетаются прекрасный ученый, талантливый администратор и настоящий аристократ. К тому же в своей области - датская живопись XVII века - он не имеет себе равных. Получив в свои руки значительные средства на закупку произведений искусства, Уолш распорядился ими и эффективно, и экономно. Страхи искусствоведов всего мира, что новый музей с его огромными финансовыми возможностями нарушит равновесие на рынке коллекционирования, были напрасными. Круг интересов нового музея оказался сравнительно узок. Как говорит сам Уолш, его музей не должен стать чем-то вроде "Вестерн-Мет". Гетти- музей приобрел коллекцию европейской живописи и скульптуры, не выходящей за рамки конца XIX века. Самая "молодая" из приобретенных - картина Джеймса Энсора "Вступление Иисуса Христа в Брюссель", созданная в 1888 году. Рембрандт, Понтормо, Рубенс, Мантенья, Сезанн, Ван Гог, Тернер - вот далеко не полный перечень художников этой небольшой, но очень интересной коллекции, которая со временем наверняка будет пополняться. Но вернемся к тому моменту, когда здания еще не было, а были лишь замыслы и деньги на их реализацию. Был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект Гетти- центра. Список из 33 участников конкурса постепенно свелся к трем фамилиям, и в конце концов лучшим был признан проект Ричарда Майера, который, по мнению его коллег, как никто другой, умеет соединить в архитектуре полет фантазии и строгую функциональность. К тому времени у Майера был уже немалый опыт - именно по его проектам строились Франкфуртский музей декоративного искусства, музей в американском городе Атланта. Уолш, Уильямс и Майер исколесили пол-Европы, изучая архитектуру и дизайн крупнейших музеев Италии и Германии. Инициаторы создания Гетти-музея не обошли вниманием и знаменитые музеи США - Национальную галерею в Вашингтоне и Центр британского искусства. Невероятно, но самой большой трудностью на пути создателей музея стало получение разрешения властей Лос-Анджелеса на строительство комплекса. Сначала власти просто не хотели выделять землю, а потом предложили архитектору уладить этот вопрос с Ассоциацией домовладельцев города. Список условий, который получили от нее архитектор и строители, состоял из 107 пунктов! Часть жителей высказалась против использования специального материала, которым предполагалось покрыть все здание, так как этот материал сильно отражал солнечные лучи и слепил глаза. Большинство же лосанджелесцев с ужасом восприняли прогноз властей, что ежегодно Гетти-центр будут посещать 1,3 миллиона человек. Ричард Майер, вообще не терпящий в творчестве никаких ограничений, буквально сходил с ума. Мелочи выбивали его из колеи. А ведь проект Гетти-центра потребовал от него титанических усилий. За 14 лет строительства Майер совершил 300 перелетов между Нью-Йорком, где он живет, и Лос-Анджелесом. По его собственному признанию, за это время выросли его дети, он поседел, потерял связь почти со всеми друзьями. Гетти довел его до предела человеческих возможностей. И вот, наконец, Гетти-центр открыт. Маленький трамвайчик привозит вас от автомобильной парковки наверх - и вы попадаете в завораживающий мир архитектуры и живописи. Здесь тихо и торжественно. Просторные галереи, стены которых окрашены в спокойные тона, удачно "подают" произведения искусства. Много света и стекла. Здесь можно гулять, отдыхать, даже заблудиться в лабиринте залов, полюбоваться со стеклянной галереи потрясающим видом Лос-Анджелеса - и наслаждаться искусством... Второй архитектурный шедевр - Музей Гуггенхейма, построенный по проекту Фрэнка Гири, открылся чуть раньше в Бильбао. Если Гетти-центр гармонично вписался в шумный и многоликий Лос-Анджелес, то музей Гуггенхейма буквально ворвался в маленький провинциальный Бильбао. Вот вы идете по узенькой, хоть и не средневековой, но все-таки старой улочке, и вдруг за углом возникает, как призрак, большое здание из серебристого металла. Такое ощущение, что метеор из другой галактики упал в этот тихий земной уголок. Пожалуй, никогда еще с 1973 года, когда Джоэри Утзон спроектировал знаменитую Сиднейскую оперу, ни одно здание не меняло так сильно облик всего города. Власти провинции Бискайи, в отличие от "отцов" Лос- Анджелеса, очень хотели иметь у себя современный музей. Они уговорили Гири сделать проект, выделили 100 миллионов долларов на его реализацию и 50 миллионов - на приобретение оборудования для музея. Бывший когда-то центром тяжелой промышленности Испании, ныне Бильбао возрождается как туристический центр. Канадский архитектор Гири поставил здание музея на берегу речушки, пересекающей Бильбао. Стройплощадка будущего музея являла собой типичный для индустриального города пейзаж: дома, подъемные краны, заводские цеха. Безликий, ничего не говорящий душе пейзаж. Но именно его посчитал Гири идеальным для сооружения музея искусств. "Мне эта идея была ниспослана свыше, - писал Гири, приступая к реализации проекта. - От городской фабрики к музею через речку ведет мост, как бы соединяя искусство и индустрию". Ступив в музей, посетитель попадает в большой зал, от которого отходят пять этажей галерей. В отделке архитектор использовал стекло, сталь и титан. (Кстати, титан Гири закупил по дешевке у русских, когда в 1993 году они завалили им весь мир). Зал и галереи образуют гигантский, как бы распускающийся вверх цветок. Самая большая галерея - она называется "Лодка" - превышает длину футбольного поля - 137 метров, но благодаря изогнутым стенам и потолкам не производит впечатления огромного пустого ангара. В проекте Гири есть налет историзма, присущий постмодернистской архитектуре. Такая архитектура не боится метафор, она иронична и настаивает на точном выборе места и материала для ее воплощения. Конечно же, нельзя сегодня говорить о "школе Гири", как когда- то заговорили в Испании о "школе Гауди". Но все равно музей, созданный Гири, оказался одним из самых интересных зданий, возведенных в последнее время. Талант Гири здесь проявился в полной мере. Более того, здание музея само по себе намного интереснее его содержимого - случайного, напыщенного, умозрительного искусства. Что поделаешь - таков вкус Томаса Кренца, директора Фонда Гуггенхейма. К примеру, выставлено глупейшее "произведение" Лоренца Вейнера, вся суть которого заключается в слове "Покоренный", сложенном из огромных букв прямо на стене галереи. Кренцем владеет навязчивая идея: чем больше живописное полотно или скульптура, тем лучше. Но в живописи этому условию отвечают работы только последних 30 лет, как, например, "Барка" Роберта Раушенберга, недавно приобретенная Музеем Гуггенхейма. Величина экспонатов должна гармонировать с грандиозностью залов. И действительно: большие работы смотрятся в музее неплохо. Например, свисающий с потолка огромный волан для игры в бадминтон, созданный Клеем Олденбургом, или стальная 32-метровая змея скульптора Серра... Вряд ли публику заинтересует содержимое галерей. И если она идет сюда, то, конечно же, для того, чтобы восхититься архитектурой. Итак, два шедевра достойно завершают ХХ век в архитектуре. Но эти проекты так смелы, так неожиданны, что можно предположить: это ХХI век с шумом распахнул двери. Также в рубрике:
|