Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7127) 29 апреля - 13 мая 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Театр - опера. Счет - 3:3

Большой на Мариинской сцене

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Санкт-Петербург


Гастроли Большого театра в Петербурге имели оглушительный зрительский успех. Зал был битком набит, длительные овации сопровождали каждое представление абсолютно независимо от качества исполнения и художественной ценности постановки...

Такое впечатление, что публика просто изголодалась по опере. И это в городе, где работает труппа Мариинки, одна из самых почитаемых в мире. И это в театре, на сцене которого показывают пять-шесть оперных премьер в сезон. И это в ситуации, когда в адрес Большого нечасто услышишь или прочтешь доброе слово... Парадокс. Задачка для специалиста по социальной психологии.

Мне вспомнился пассаж из давней статьи дирижера Бориса Хайкина. Он писал, что в послевоенные годы по всей стране тиражировались по предписанию свыше постановки "главного театра". Все, что происходило в Большом, считалось сортом "а", ленинградский Кировский относили к сорту "б". Времена, как известно, довольно сильно изменились. Но у публики, видимо, на сей счет свое, особое мнение.

Похоже, хлесткие газетные заголовки типа "Петербург - областной город" отражают обидную правду жизни. Похоже, сознанием обывателя прочно владеет комплекс провинциализма, отсюда и тайный или явный пиетет перед столицей, в которой все самое лучшее, все самое-самое...

С первых же звуков слышно, что оркестр ГАБТа не того класса, который стал привычен для посетителей Мариинской оперы. И совсем не потому, что играют не вместе или фальшиво. Мы нередко упрекаем Валерия Гергиева - заглушает певцов. Петер Феранец никого не заглушает. Но у Гергиева оркестр - либо главное, либо равноправное действующее лицо постановки, ее энергия, нерв, смысл. Здесь же - в лучшем случае корректный аккомпаниатор (исключение составили только "Франческа да Римини" и "Орлеанская дева" под управлением А.Чистякова - спектакли, еще и режиссерски направленные на слушание не только солистов).

Большой театр всегда славился своим хором. Сегодня, при довольно высоком уровне исполнения, - ничего выдающегося. И так же, как наш, хор звучит периодически пестро, отнюдь не заставляя затаить дыхание. А развернуться, показать эталон слаженности, тонкости нюансировки, одухотворенности было где - в "Сусанине", "Аиде", "Колоколах". Я никогда не забуду, как звучали хоровые эпизоды нашей древней "Аиды" десять лет назад, когда дирижировал Д.Кахидзе. Теперь кажется, что такое пианиссимо можно услышать только раз в жизни, и такие нарастания звука, и такое форте, и такое унисонное пение, будто не десятки человек на сцене, а один, неведомый... Это было потрясение, которое испытали не только слушатели, но и сами участники, носившие дирижера на руках совершенно в буквальном смысле...

Что касается солистов, то выгодно выделились лишь немногие. Трижды мы услышали Ларису Рудакову - она выступила в "Колоколах", с небольшими погрешностями спела Антониду в "Сусанине" и просто хорошо - Виолетту в "Травиате", но актерски была трафаретно трогательной, не более. Достойно провел партию Сусанина Владимир Маторин. Имею в виду именно партию, а не роль. Этот вполне картонный русский герой никак не обещал блестящего Короля Треф, который потом явился в "Апельсинах". Так что, в принципе, здесь можно говорить об актерском даровании. Но ему не хватает режиссера. Не менее зависим от постановщика и Виталий Таращенко - на редкость бесцветный Радамес в "Аиде" и вполне осмысленный Паоло во "Франческе". По-человечески живым мог бы казаться Владимир Щербаков - Собинин (к сожалению, была опущена сцена в лесу со знаменитой арией "Братцы, в метель"), если бы не постановочная архаика.

Все данные тенора-премьера есть у Михаила Дидыка, выступившего в партии Альфреда в "Травиате". Жаль, что он сыграл дурно понятую итальянскую мелодраму, поставив под сомнение свою способность избавиться от штампов. Такого же рода псевдоитальянщину со слезой продемонстрировали и Ольга Терюшнова (Амнерис), Елена Зеленская (Аида), Юрий Веденеев (Амонасро).

Обыденно простоватой показалась Марина Лапина в роли Иоанны ("Орлеанская дева") - к вокальной стороне образа здесь меньше претензий, чем к сценической. Мария Гаврилова стильно и корректно исполнила партию Франчески, но хотелось бы большего по части внутренней наполненности образа, столь интересно придуманного режиссером. Определенно запомнился Сергей Мурзаев в роли Ланчотто Малатесты ("Франческа да Римини") и в роли Лионеля ("Орлеанская дева"). Это был как раз тот самый случай, когда исполнение на пение и игру "не делится". И тот, и другой образ был цельным и драматически выразительным.

Отдельно поощрение всем, кто участвовал в спектакле "Любовь к трем апельсинам". Очень полезная для театра работа, актерский тренинг, от которого сами исполнители явно получали удовольствие, передававшееся в зал, - что может лучше стимулировать творческий рост труппы?

В целом же ни о ком из исполнителей, принявших участие в этих гастролях, я бы не решилась твердо сказать - звезда, если, конечно, иметь в виду мировой оперный небосклон.

Болезненный вопрос для многих оперных театров - режиссура. Афиша Большого раскрывала веер самых разнообразных имен - В.Мелков ("Иван Сусанин", новая сценическая редакция постановки Л.Баратова), И.Габитов ("Аида"), В.Васильев ("Травиата"), Б.Покровский ("Франческа да Римини", "Орлеанская дева"), П.Устинов ("Любовь к трем апельсинам").

Как можно было предвидеть, старшее поколение - Б.Покровский и П.Устинов - не обмануло ожиданий и дало фору более молодым. В их постановках режиссерское решение "увязано" со сценографическим. Будь то готика мистериальной "Орлеанской девы" В.Левенталя, врата и круги Дантова Ада С.Бархина во "Франческе" или конструктивизм О.Шейнциса в "Апельсинах", сценография и режиссура создают единое пространство спектакля. Жестко обусловлен способ существования актеров, продемонстрированы точное ощущение стиля каждой конкретной театральной эпохи и понимание природы оперного жанра со всей его условностью. Поставлена пластика, задействованы все планы сцены, обыграны костюмы и бутафория - смыслово, а не ради заполнения пустот, продуманы приспособления, столь содержательно значимые, что способны прикрыть актерскую беспомощность там, где это требуется. Ясны правила игры - с партнерами, с залом, и никто, кажется, "не объясняется в любви" дирижеру.

В постановках Б.Покровского и П.Устинова главенствует художественный закон, имя которому - жанр спектакля. "Франческа" решена в духе средневековых моралите, "Орлеанская дева" - мистерии, "Апельсины" - пародии.

Визуальный облик спектаклей взывает к интеллектуальной работе, ибо образно насыщен, рождает ассоциации, адресует к разнообразным культурным традициям, он составляет тот содержательный пласт, который позволяет говорить о воплощенности концепции, о том, "про что" и "как".

"Франческа да Римини" становится не столько историей запретной любви героини к брату своего супруга, сколько трагедией неразделенной страсти Ланчотто, мучения которого несравнимы с наказанием влюбленных. Они попадают в Ад, выглядящий вполне бутафорски, после мгновений красивого блаженства, он переживает муки Ада у ног холодной, как статуя, Франчески, возведшей себя на пьедестал.

При всей грандиозности сценического решения "Орлеанской девы" - хоры, массовые сцены, ангелы, спустившиеся с небес, - в спектакле явственно проведена лирическая тема Иоанны - не героини, но женщины, волею Всевышнего призванной к тому, что для нее непосильно. Она молчит и идет на костер во имя любви, оставляя право рассуждать о высоких материях, о Добре и Зле, Боге и дьяволе тем, кто увлечен риторикой, но не чувствами.

"Апельсины" - пародия на старые оперные формы - не случайно отправляет нас в 20-е годы, в эпоху театрального конструктивизма, когда пафос отрицания был наиболее силен. Правда, на общем гастрольном фоне "Апельсины" выглядели еще и самопародией Большого, потому как "Сусанин", "Аида" и "Травиата" (постановки, разумеется) недвусмысленно олицетворяли все то, что не принимал С.Прокофьев в современном ему театре, отчего и появилась на свет первая его большая опера.

Недавнее возобновление "Сусанина" не стерло пыли времен со спектакля 1945 года. И дело не в декорациях П.Вильямса с нарисованными деревьями, залами и избами в лучших традициях кулисно-арочной системы; и не в неудачных планировках массовых сцен (хор либо толпится у рампы, либо уходит в кулисы, да так, что сосед подталкивает в спину соседа). Дело в отсутствии живых эмоций, в нежелании или неумении осмыслить, а тем более переосмыслить хрестоматийные образы. Дело в непроявленности целей, во имя которых на сцену возвращается постановка пятидесятилетней давности. Если это тоска по утраченному патриотизму, которым был переполнен спектакль, осуществленный в год великой Победы, то почему ее надо вставлять в раму имперского стиля сталинских времен?

Сценический облик "Аиды" - ярчайший образец вампуки. Здесь все "псевдо", все - театральная фальшь. При наличии суперзанавеса перемены декораций происходят на глазах у изумленной публики: огромные холщовые колонны ползут вверх, "ходят" по кругу, колышутся от перемещений массовки... Потом вдруг ни с того ни с сего опускается супер, оставляя бедную Аиду одну-одинешеньку на авансцене дожидаться, пока все будет подготовлено для очередного торжественного шествия. Режиссер, видимо, так стремится "сделать нам красиво", что ему не до лирики, а тем паче не до любви какой-то там эфиопской принцессы и начальника дворцовой стражи - заподозрить их в теплых чувствах можно, лишь хорошо зная сюжет. Равнодушные друг к другу, они оказались на втором плане по сравнению со зверскими страданиями (хотя и по разным поводам) Амнерис и Амонасро. Словом, зрелище случилось маловысокохудожественное...

"Травиата", будучи режиссерским дебютом В.Васильева, как и следовало ожидать, "обросла" балетом. В середине же, между танцевальными прологом и эпилогом, совершенно по- свойски разместилась добротно штампованная постановка. В ней все делали, как положено, - заламывали руки, хватались за головы, кашляли в платочек, становились на одно колено и стесняли друг друга в объятиях. Ни минуты не сомневаюсь, что кого-то это трогало, точнее, трогал стопроцентно безотказный сюжет. Остальное воспринималось как данность, что тут спрашивать - опера ведь...

Большой театр привез на гастроли три спектакля из разряда "опера" и три из разряда "театр". Намеренно или нет, но нас оставили в тревожном ожидании - что перевесит? По какому пути пойдет Большой - постарается "влиться" в современный театральный процесс или... В подобных случаях говорят: время покажет.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;