Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7277) 31 мая - 6 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ: "Я артист, а не спортсмен!"

Беседу вела Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Фото И.ЗАХАРКИНА


Н.Цискаридзе

Конкурс - прорыв в будущее. Трамплин для карьеры. Испытание на прочность и пробу. Тестер таланта и характера. Таким он оказался и для премьера Большого театра - золотого медалиста Николая ЦИСКАРИДЗЕ, с которым беседую в канун предстоящего IХ Международного конкурса артистов балета в Москве.

- Коля, вы, несомненно, натура артистичная, скорее эмоциональный танцовщик большого спектакля, чем самоуверенный спринтер-рекордсмен. Что же заставило вас участвовать в предыдущем московском конкурсе?

39455

- Виной всему именно романтический склад характера да преданность идеалам. В 1973 году, в год моего рождения, на Втором московском конкурсе Гран-при получила балерина Надежда Павлова, которую обожаю с детства. Этого было предостаточно, чтобы я подал документы. К тому же через этот конкурс прошли многие блистательные танцовщики - Михаил Барышников, Александр Годунов, Вячеслав Гордеев, Ирек Мухамедов, Андрис Лиепа... Я был молодым и амбициозным. Решил - поучаствую и я! Испытаю судьбу и счастье. Притом был уверен, что окажусь в несколько привилегированном положении - буду выступать на привычной для себя сцене родного Большого театра. Но меня ждало разочарование. Предшествующий конкурс, единственный за все годы его существования, проходил вне стен Большого: старт и финал на сцене Кремлевского дворца, а три тура - в Московской оперетте! Я обожаю оперетту. Но одно дело быть зрителем, другое - танцевать на сцене этого театра. Хотя само здание долгие годы и было филиалом Большого, я с моими длинными конечностями да привычкой к большетеатровским просторам едва "вписался" в его небольшое сценическое пространство. Порой чувствовал себя скованно, как посаженная в клетку птица. Притом в отличие от многих конкурсантов в свои 23 года я уже был солистом и танцевал ряд ведущих партий в Большом. Нагрузки в театре в тот сезон у меня были колоссальные. Приготовил Альберта в "Жизели", Дезире и Голубую птицу в "Спящей красавице". А "Паганини", по сути, тяжелейший моноспектакль, танцевал буквально в канун конкурса...

- А было ли время на подготовку?

39459

- Да, конечно! Я готовился основательно, хотя и составил конкурсную программу из разных по стилю отрывков собственного репертуара. В нее вошли григоровичевское па де де из "Щелкунчика", датская бурнонвилевская "Сильфида", французское "Гран па классик" В.Гзовского. Я не мог себе позволить на всех трех турах делать одни и те же технические трюки. Скажем, большие пируэты да прыжки с раздиркой, как часто бывает! Я артист, а не спортсмен, исполняющий обязательные элементы! Притом с моей психофизикой мне легче станцевать целый спектакль, чем небольшие отрывки. Как всегда, были накладки с современным номером - готовил в последний момент. Это для нас всегда камень преткновения. Сочувствую нынешним конкурсантам - теперь по условиям конкурса в программе должно быть целых два современных номера! Я лично - за преобладание классики...

- На конкурсе, как правило, у каждого свои радости, свои печали...

39463

- Безусловно! Но сначала расскажу о злоключениях. Помню несколько ужасных моментов. Прежде всего - жеребьевка. Она проходила 19 июня, в день рождения моей мамы. Все страсть как боялись вытащить первый или тринадцатый номера. А для меня "чертова дюжина" - счастливое число. Но ее вовсе не было - мне достался нейтральный "номер 38". Правда, нейтральным он был только в тот момент - впоследствии я его запомнил на всю жизнь. Помню, как, стоя в кулисах перед выступлением, я каждый раз умирал со страха, когда диктор объявлял: "Номер 38. Николай Цискаридзе, Россия". В глазах темно. Дрожишь как осиновый лист. Только одно желание - смыться, да поскорее. Собираешь всю силу воли, стараешься улыбнуться и, словно кидаясь в пропасть, выходишь из полумрака кулис на освещенную пустую площадку. Как танцевал - не помню. Но вне сцены, скорее всего, напоминал дрожащую мокрую мышь, которая всего боится! Ко всем стрессам прибавилось еще одно - в канун выступлений у меня сменилась партнерша. Я бесконечно благодарен балеринам Большого Анастасии Яценко и Марианне Рыжкиной, которые тогда меня выручили. Весь конкурс рядом были концертмейстер Лена Сердюк, педагог-репетитор Виктор Барыкин, массажист Борис Праздников, гример Лена Стребкова - все из Большого. Они помогали и поддерживали как могли. И, конечно же, друзья. Пока я летал себе по сцене, они со страху умирали, стоя за кулисами или сидя в зале. Конкурсная публика - особая: коллеги, балетмейстеры, педагоги, журналисты со всего мира, знатоки и любители балета. Среди них безразличных нет. Выступать перед таким зрителем нелегко - они все понимают, видят тебя насквозь, как в рентгеновском кабинете. А в жюри Уланова, Григорович, Макарова... Каждый - эпоха в балете!

Страшно, когда после тура подходишь к стенду, где вывешиваются списки. Судорожно ищешь свою фамилию и гадаешь: прошел, не прошел на следующий тур. Не говоря про ночь перед объявлением итогов. Все финалисты сидят в театре. Глядя на них, никогда не угадаешь, кто из них премьер, кто - будущий победитель. Притихшие, какие-то растерянные, они терпеливо ждут высочайшего вердикта. И когда силы, кажется, иссякли, тебе наконец-то сообщают про долгожданную победу. В момент все меняется - душа ликует и поет. Вот сейчас бы на сцену да чудеса творить...

Я свою награду получил из рук самой Улановой. И радуюсь, что нынешний конкурс посвящен именно ей - Галине Сергеевне Улановой, легендарной балерине, моему педагогу и председателю жюри первого московского конкурса. Тогда, в 1969 году, именно она заложила многие традиции - от председателя жюри во многом зависит его атмосфера. В этом году его снова возглавит такая величина в мире балета, как Юрий Григорович. Один этот факт уже определяет статус предстоящего конкурса - впереди серьезное, очень профессиональное соревнование. Притом все члены жюри должны быть не только отменными профессионалами, но и обладать даром предвидения и способностью угадать в дрожащем от страха конкурсанте будущую звезду. Сохранять доброжелательность и чувство юмора даже в "экстремальных ситуациях", когда пятнадцатый раз подряд неважно танцуют "Корсара" или "Дон Кихота", а нервы у всех на пределе...

Да, конкурс - тяжелая физическая работа для всех. Радость приходит потом, когда уже после мытарств бокал шампанского за твои успехи поднимают вчерашние строгие судьи, с которыми теперь можно запросто обсудить профессиональные проблемы. Наконец-то спадает напряжение. И на заключительном концерте танцуешь свободно - знаешь, что неудачное па уже не сгубит карьеру...

- Кстати, что вам дала победа на конкурсе?

39470

- Очень многое. Среди множества конкурсов московский - один из самых ответственных и престижных. Огромное значение имеет не только победа, но даже участие в нем. Ведь на конкурс идут, чтобы себя показать да на других посмотреть. Более отчетливо понять свои плюсы и минусы. Осознать, над чем работать в дальнейшем. Мне повезло - меня увидели и запомнили. А Галина Сергеевна Уланова потом мне сказала: "Коля, жизнь очень длинная. Она покажет, кто есть кто на самом деле". Действительно, после конкурса изменилось мое положение в театре и значительно расширился репертуар. Почти сразу я получил почетное звание заслуженного артиста, а в этом году и народного артиста России. Мне присудили две "Золотые Маски", международный приз "Бенуа де ля Данс", премию мэрии Москвы. Сейчас я один из номинантов Госпремии-2000...

Как-то незаметно пролетели четыре года. И вот 8 июня начнется новый конкурс, на открытии которого я буду танцевать Злого гения в григоровичевской редакции "Лебединого озера". Хотя по роли являюсь роковым злодеем, тем не менее конкурсантам желаю только счастья и удачи!

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;