Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7301) 22-28 ноября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

Прогулки с Петром Вайлем по российскому подворью

РОДНАЯ РЕЧЬ

Беседу вела Татьяна РИВКИНД
Фото Ф.ГРИНБЕРГА


П.Вайль

Возможно, для немецкого уха Вайль - wail (так как) - звучит, как для нашего - "поручик Киже". Но это "объяснимое имя" удивительно подходит моему собеседнику, который без видимого труда умеет находить ясные ответы на сложные вопросы.

Его "Гений места" и написанные в соавторстве с Александром Генисом "Родная речь" и "Русская кухня в изгнании" стали бестселлерами. Студенты растаскивают его сочинения на цитаты. А сам Петр Вайль видится многим едва ли не живым классиком и энциклопедистом. Не только потому, что друг Иосифа Бродского и Льва Лосева. Он сам величина в литературе. Сегодня, когда глобалисты и антиглобалисты скрещивают шпаги и кое-что пострашнее, он уверен, что можно мир спаять по-тютчевски - не кровью, а любовью.

И это интервью для "Культуры" получилось о том, как вписывается наш человек в мировое культурное пространство и в родное российское подворье. Почему подворье? Это следует из его метафоры в "Гении места":

"...Европу легко представить домом с множеством помещений и пристроек разного времени, стиля, для разных надобностей.

Россия - двор при этом доме: огромный, неогороженный, незаметно переходящий в поле и лес. Оттуда время от времени появляются люди странных манер и образа мыслей. Идеи их большей частью заимствованы из самой же Европы, но преображены до такой крайности и абсурда, что кажутся диковинкой".

    

- У вас не возникало идеи продолжить "Гений места" на российской почве?

- "Гений места" по России я ни за что не стал бы делать. Такая книжка возможна, когда находишься отчасти внутри, отчасти вне той культуры, о которой пишешь. Что до русской, я слишком внутри нее. Необходимо некоторое отстранение. К тому же прием, однажды использованный, неинтересно повторять. Была у нас идея с Сашей Генисом продолжить "Родную речь" - о книгах и писателях XX века. Но не вышло по разным обстоятельствам. Раз не случилось - значит, правильно.

    

- Что такое, по-вашему, чувство родины? Прежде всего воспоминания детства, а потом уже все остальное?

- Да. Ностальгия - то, что у человека не всегда зависит от его географического местопребывания. Можно испытывать ностальгию, проживя всю жизнь на одном месте. Если исчез тот двор, в котором ты бегал пацаном, или тот дом, в котором ты рос. Или на месте лесочка, куда ты ходил за грибами, теперь новостройка.

    

- Недавно я была свидетелем того, как в еврейском центре после песен на идиш и иврите люди хором, слаженно и искренне затянули советское патриотическое: "Уголок России - отчий дом"...

- Ничего удивительного. Это российские люди большой страны. И для большинства из них вопрос крови - на втором месте. Они действительно ощущают себя россиянами. Я такого насмотрелся много в Штатах. Эмиграция третьей волны по преимуществу еврейская. Что они поют, собравшись и поддав? Не "Хава нагилу" же. Они поют "Долго будет Карелия сниться". Это память о том времени, когда ты был молодой, красивый, сильный и тебя любили девушки. А географически... Тосковать по неодушевленным предметам как-то унизительно. По березкам, что ли? В Канаде или Новой Англии их не меньше, чем в Подмосковье. Я семнадцать лет прожил в Нью-Йорке, седьмой год живу в Праге. Гражданин США. Пишу по-русски, печатаюсь в России. Большинство друзей - москвичи. Нормальная современная жизнь.

    

- У одной эмигрантской газеты за логотипом "Русский Берлин - Русская Германия" следует девиз "Язык - мое Отечество". Вы тоже так считаете?

- Да, в конечном счете этим человек и определяется.

    

- В последнее десятилетие мы увидели привычную нам русскую классику в другом - европейском контексте. "Родная речь" оказалась свежим взглядом на хрестоматийную литературу. "Гроза" Островского, увиденная сквозь призму флоберовской "Госпожи Бовари", персонажи Чехова в контексте творчества Кафки и Дали на фоне "Черного квадрата" Малевича. Но в большинстве наших школ продолжают преподавать по старинке, как будто мы все еще за "железным занавесом".

- Нужно время, чтобы изменить что-то. Знаменитое хождение по пустыне сорок лет, пока не вырастет новое поколение, не знающее рабства. Это проблема не тех, кто слушает, а тех, кто говорит. С учителями - хуже. Они-то как раз прежние. А молодежь нынешняя потрясающе интересна. Это самое обнадеживающее из того, что в России есть. Я 24 года живу на Западе. И раньше мог с точностью до процента определять соотечественника на улице европейского или американского города. Не потому, что он был хуже одет. Мог быть и лучше. Но отличала его иная пластика, то, что называют "языком тела". По тому, как он поворачивался, суетился, реагировал на движущиеся машины. Это были движения несвободного человека. Изначально ожидающего какого-то подвоха. А сейчас ошибаюсь сплошь и рядом, пытаясь определить российского молодого человека на Западе. И это очень приятно. Российская молодежь ведет себя сегодня так, как будто Европа - это их мир. А ведь так оно и есть. То, что сейчас не понято фактически никем. Сейчас есть тенденция, которая ярче всего выражается в антиамериканизме, в антизападничестве и общей ксенофобии. В конечном счете - в прокламировании "своего пути". Глупо и опасно. Нечего искать "свой путь" на проторенных путях цивилизации. Это так же бессмысленно, как протаптывать свою тропку в лесу рядом с хорошей нахоженной и удобной тропой. Важно понять, что дорога цивилизации уже проложена. До тебя по ней прошли миллионы людей. Ты не первый.

    

- А как быть с постоянными призывами и даже указаниями сверху создать свою национальную идеологию? Что, без нее Россия зайдет в тупик?

- Это смешно. Нельзя национальную идею соорудить по приказу. Все признаки такой национальной идеи хороши на бытовом уровне. Я был как-то в Киеве на футбольном матче местного "Динамо" с "Баварией" и понял, что киевское "Динамо" - это и есть часть национальной идеи Украины. А, скажем, московский "Спартак" не стал такой национальной идеей в России, а мог бы стать, и правильно было бы, если бы стал. Такие вот простые вещи могут быть подлинными народными символами и ориентирами. Россия - часть западной культуры. И никуда от этого не деться. От того, что именуется - иудео-эллинско-христианская парадигма. Русская культура вышла из Библии, античного наследия и христианства. Те же три источника питают английскую, или французскую, или американскую, или любую другую западную культуру. Русские европейцы это понимали. Пушкин апеллировал к поэзии трубадуров, а не к кладезям восточной поэзии. Азия - это лишь элемент российской культуры, в целом же она - европейская. Поэтому топтаться в поисках какого-то своего пути бессмысленно. И чем больше на этом топчешься, тем понятнее, что топчешься на одном месте.

    

- А идеи панславизма? Когда начинаешь перечитывать того же Ключевского, выясняешь, что русы были не славяне. И русским языком назывался не славянский язык. И в древних летописях на картах притоки Днепра указаны были на двух языках - на русском и старославянском. То есть изначально корни были смешаны...

- Не столь важно сейчас, были перемешаны корни или нет. Пришел ли в Киев Рюрик с Трувором и Синеусом или еще кто-то. На нашей жизни это никак не отражается. А вот события, начавшиеся в Петровскую эпоху и позже, сформировали то, чем сейчас живет страна. О каком, к примеру, можно говорить славянском братстве, если русские постоянно дрались с Польшей? Или все благостно было с украинцами, а исторически совсем недавно - с чехами? Если осознать, что Россия - это органичная часть западной культуры, и спокойно с этим жить, то не надо комплексовать. Как у Венички Ерофеева написано, главный вопрос: где больше ценят русского человека - по ту или по эту сторону Пиренеев? Да нигде особенно не ценят! И особого отношения к России нет. И слава богу, что его нет! Пока мы сами не научимся себя ценить, мы не избавимся от этого комплекса... Недавно смотрю чемпионат мира по легкой атлетике в Канаде по каналу Евроспорт с русским текстом. И там комментатор, ссылаясь на какую-то критическую газетную статью, тут же делает вывод: "Ну не любят нас". Уверяю вас, это не так. Нет к русским какого-то особого отношения. Если бы у России не было ядерного арсенала, ее бы еще меньше замечали: страна как страна, большая - но и Бразилия большая, многонаселенная, вроде Индонезии. Это такой вариант самоутешения от комплекса неполноценности, что мы какие-то особые. Другое дело, что Россия - страна великой культуры, стоящей в одном ряду с французской, английской, немецкой, американской, итальянской, японской и еще очень немногими равными по масштабу. Это уже колоссальное, достойное, замечательное место.

    

- Кажется, у Бёлля есть замечательная мысль о том, что национальный дух - как непосредственность, которая исчезает, когда мы начинаем ее осознавать...

- Тут стоит вспомнить славянофилов - когда Аксаков наряжался чисто по-русски, его на улице принимали за татарина. Любую национальную идею можно довести до абсурда. А вообще крупные успехи русского искусства на Западе часто были связаны с восточным колоритом. В балете, в театре, в музыке. Русский, выходя на западный рынок, должен был придавать себе восточные черты, "превращаться в татарина". Это принималось Западом за самобытное, русское. Не случайно же в больших зарубежных библиотеках русский отдел располагается обычно вместе с восточным.

    

- Что такое, по-вашему, современная русская культура? Это действительность или чисто культурологическая условность?

- Она пока еще не сформировалась. Можно с уверенностью говорить, скажем, о советском этапе русской культуры. А постсоветский этап еще не состоялся. Мало времени прошло. Десять или двенадцать лет - слишком короткий временной отрезок для культурного слоя. Хотя появилось много интересного. В первые постсоветские годы шло отталкивание от всего советского. Так родились поэзия Тимура Кибирова, Пригова или искусство соцарта.

    

- А кто вам сегодня наиболее интересен в этой сфере?

- Ничего нового не скажу. Из прозаиков - Пелевин. Он пишет очень интересно, а главное - это действительно новое. В прежнее время такой литературы не могло быть. А, скажем, рок-музыка самой интересной была в советское время, что будет сейчас - неясно. В кино тоже трудно подводить какие-то итоги. Несомненный киношедевр последних лет - "Хрусталев, машину!" Алексея Германа сделан на материале 53-го года, это осмысление прошлого. В поэзии - та же картина. Лучшими русскими поэтами я считаю сегодня Сергея Гандлевского и Льва Лосева. Но их трудно назвать явлениями нового времени. Таких явлений вообще пока мало.

Также в рубрике:

РОДНАЯ РЕЧЬ

POST ПОСТМОДЕРНИЗМ

"КАРМАННАЯ" КЛАССИКА

СПРАВОЧНИКИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;