Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 44 (7301) 22-28 ноября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Пасынок своего народа

Питерский "Семен Котко" в Большом

Анна ВЕТХОВА
Фото И.ЗАХАРКИНА


Сцена из спектакля

Обменные гастроли Большого и Мариинского театров завершились. К великому сожалению, приходится признать, что интереса с большой буквы в отличие от вызвавших чрезвычайный интерес и там, и тут предыдущих аналогичных гастролей они не вызвали. Публика раньше положенного срока покидала зал и в Москве, и в Петербурге. Критики же - таков их радостно-безрадостный удел - должны сидеть до конца. Плод размышлений - с обоими эмоциональными оттенками - московского и питерского обозревателей нашей газеты, на сей раз "обменявшихся" театрами, мы предлагаем сегодня вниманию читателей.

С прокофьевским "Семеном Котко" вышла временная неразбериха. Известно, что после московской премьеры в Театре Станиславского обруганный опус сошел со сцены. Трудовой народ явно не узнал в Семене своего сына. В дальнейшем опера периодически возникала в репертуаре то одного, то другого театра, но любви публики так и не удостоилась. Исследователи творчества композитора и музыкальные критики, давая этому сочинению характеристику, так и не нашли убедительных слов для определения его стиля и жанра. Отталкиваясь от традиций русской классики, они пытались разглядеть в опере черты, созвучные художественным принципам народной драмы образца Мусоргского - это с одной стороны. С другой, написанная на советский сюжет опера как-то должна была вписаться в контекст эпохи и соответствовать советским понятиям о добре и зле. В ней прежде всего видели то, что надо было видеть: несмотря на козни врагов, Красная Армия всех сильней. Что мог отметить музыковед, пытающийся оправдать Прокофьева, сочинившего нечто непонятное не только трудовому народу, но и идеологически верно мыслящему партийцу? Музыка-то не очень отвечала тому, что умели прочитать в сюжете. А потому все без исключения цеплялись за лейтмотивы (а их здесь раз-два и обчелся), за интерес к украинскому фольклору (Прокофьев провел свое детство в Солнцевке), который, мягко говоря, не так уж сильно отражен в партитуре, за яркие образные характеристики, данные композитором всем персонажам. Но опера вопреки всем разъяснениям до сих пор оставалась в сознании меломанов неудачной попыткой композитора откликнуться на актуальную революционную тему. Валерий Гергиев и его команда - режиссер-постановщик Юрий Александров, художник-постановщик Семен Пастух, художник по костюмам Галина Соловьева, художник по свету Глеб Фильштинский - предложили свое видение прокофьевского шедевра.

Красноватые звезды - глаза Вселенной - взирают на груду металлолома: планета, прикрытая саваном, очнулась после апокалипсиса и скинула со своей поверхности белую простыню. Ее жители вылезли из бункеров, чтобы начать движение к новому концу. Перед грядущим финалом все равны: герои и антигерои постоянно меняются местами, и в итоге оказывается, что здесь некому сопереживать и не за кого болеть. Прогремит новый взрыв, и маски падут, обнажив всеобщую идентичность. Облаченные в серые одежды покроя, любимого китайскими коммунистами, с красными книжечками под мышкой, с головой бессмысленного идола посреди, и левые, и правые в едином хоровом порыве устремятся в своих мыслях к созданию новейшей утопии, уже вписанной круговращательной логикой развития в явленную нам в "Семене" часть антиутопического повествования.

За три часа глаз устанет реагировать на смену световых эффектов, устанет от тумана, расползающегося по сцене, от ярко подсвеченной земной поверхности - как будто недра вот-вот выйдут наружу, - от огненного зарева, подчеркивающего работу неутомимого механизма, сконструированного из серпа и молота. Устанет от мельтешения военных форм разных родов войск, от контраста черных с красным накидок гайдамаков и кровавых балахонов красноармейцев, напоминающих своими острошпильными головными уборами одновременно и куклуксклановцев, и шутов. Устанет от того, что имело столь сильный эффект в начале представления, но с течением оперного времени застыло на месте, несмотря на появление все новых и новых сценических символов (и повешенная троица вместо двоих казненных по сюжету, и улетающая в космос в безумном кружении планета, и невеста, выпрыгивающая из-под фаты, которая ложится на церковь саваном...). Привыкнет и перестанет реагировать, как это происходит с нами в повседневной жизни, поскольку если реагировать на весь этот сюрреалистический кошмар каждое мгновение, то можно потерять рассудок.

Вслушиваясь в музыку Прокофьева, создавшего бесконечно длящуюся распластанную мелодическую линию, начинаешь тонуть в оркестровой партии. Сознательно это делает Гергиев, или такая ситуация сложилась именно на московском представлении оперы, но соло певцов накрываются, как девятым валом, мощно выведенной симфонической линией в блестящем исполнении оркестра. И это создает дополнительный эффект: музыкальный поток зачастую вбирает в себя конкретного персонажа, словно лишая его индивидуальности, права быть услышанным. Этим замечанием ни в коей мере не хочу умалить профессионализм солистов Мариинского театра. Напротив, уровень исполнения этой сложнейшей оперы поражает: настолько естественно чувствуют себя в неудобных прокофьевских изгибах мелодических линий голоса солистов (Виктор Луцюк - Семен, Ольга Савова - Фрося, Татьяна Павловская - Софья, Ирина Лоскутова - Любка, Геннадий Беззубенков - Ткаченко, Виктор Черноморцев - Царев, Владимир Феленчак - Микола. Отдельно хотелось бы отметить Евгения Никитина - Ременюка, исполнение которого помимо вокальных и интерпретационных достоинств отличалось еще и особой внятностью и четкостью произнесения текста).

...При всем блеске режиссерской и сценографической мысли, при всем мастерстве оперной труппы и ее дирижера "Семен Котко" вновь остается нерасслышанным. Зритель уходит после первого, после второго антракта. Уходит, так и не поняв, о чем же написал оперу великий русский композитор Сергей Прокофьев, опять не узнав в Семене своего сына.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;