Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7263) 15 - 21 февраля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеУ терроризма девичье лицо"Легенды Риты" Фолькера Шлендорффа КИНОАнастасия МАШКОВА
Фильм немецкого режиссера, давно и прочно утвердившегося в статусе действующего классика, попал в отечественный кинопрокат в момент, который можно признать удачным, а можно и крайне неблагоприятным. В момент, когда на улицах российских городов осуществляются реальные теракты, льется реальная человеческая, по сути, наша с вами кровь. И вот лента о судьбе террористки Риты, явленной режиссером не винтиком сложного исторического процесса, но просто женщиной. Причем красивой, доброй и по-женски несчастной. Готовы ли мы к подобному облику мирового терроризма? Вопрос риторический. Но Риту жалко. 70-е - годы молодости Шлендорффа, эпоха "его" кино. Они и воссозданы с легким налетом ретрокрасивости, почти незнакомой по его же фильмам тех лет. Жизнь как полет, как красивый затяжной прыжок "маленьких солдат" мировой революции. Смысловая и пластическая тема первой части фильма - одержимость скоростью, рывок навстречу прекрасному новому миру. Юная Рита и ее возлюбленный Анди легко, с набегу грабят банки, исправляя недостатки существующей системы. Потом вся группа террористов "прокалывается" на очередном лихом теракте, освобождении Анди из тюрьмы. Гибнет невинный человек, вся группа вынуждена спешно скрываться. Скрываются то в Париже, то в Бейруте, группа распадается. Наконец все они находят укрытие в самом неожиданном месте: в ГДР, в законспирированной вотчине "Штази". Сюда возлюбленный Риты приезжает уже с новой подругой. И тогда Рита в одиночку решает остаться в ГДР. Ее снабжают довольно небрежно сляпанной "легендой" и отправляют в мир "реального социализма". Легко сказать, что здесь жизненный сценарий повторяется еще раз, просто в других декорациях. Внутренний сдвиг в судьбе Риты все-таки происходит. Рита позволяет себя увлечь в странные отношения с молодой коллегой Татьяной (бывшая террористка - разумеется! - решает разделить жизнь рабочего класса), считающейся чем-то вроде местной диссидентки. Татьяна демонстративно спивается и позволяет себе некорректные высказывания в адрес режима. Вот и все диссидентство. За желанием покинуть ГДР стоит отчаянное желание ранимой и одинокой женщины хоть как-то изменить свою жизнь (дуэт молодых актрис Бибианы Бигелау - Рита и Нади Уийл - Татьяны был оценен премией "Голубой ангел" на Берлинале-2000). Впоследствии выясняется, что Татьяна едва ли не лесбиянка, но эта тема проходит как бы вскользь, нельзя понять, влечет ли ее к "Сюзанне" (так теперь зовется Рита) вполне определенный интерес, то ли это горячечная привязанность к человеку, столь не похожему на ее окружение, к женщине, ставшей для нее единственной опорой в косном и враждебном мире. А реалии гэдээровского социализма, что ж - это та же скудная пайка удовольствий, что знакома всем, даже более благополучным выходцам из империи. Добровольно на такое прозябание вряд ли согласится любой нормальный человек. Но не одержимая идеей социальной справедливости Рита. Кстати, простые граждане ГДР, регулярно отсматривающие телепередачи из-за Стены (в отличие от благонамеренной бывшей террористки), довольно быстро ее рассекречивают. Через некоторое время жизнь для Риты - Сюзанны начинается еще раз, с новой легенды. Она уезжает в другой город, получает должность социального работника на крупном предприятии, ездит с заводскими детишками в летние лагеря. Она становится "просто женщиной", влюбляется, ждет ребенка. Но как на зло будущий муж получает приглашение на работу в засекреченный тогда еще советский институт. Куратор Риты из "Штази" запрещает ей отправиться с мужем в Москву: немецкие спецслужбы втайне покрывали международных террористов, вели свои собственные "игры патриотов" без ведома большого брата, но уж выпускать этих самых террористов в столицу СССР под видом жен молодых специалистов... Это было бы слишком. Рита раскрывает свои прежние тайны отцу будущего ребенка. Он ее бросает, убегает в ужасе: ты убивала людей! Да, иногда ей приходилось и убивать. Самое же печальное выясняется позже, уже после падения Стены: московские спецслужбы знали о том, что в ГДР скрываются Рита и ее подельники. Все жертвы, глобальные в масштабе одной женской биографии, оказались ни к чему. Стена пала. Социализм оказался уже нереальным. Единственный человек, ждущий Риту, - это та самая Татьяна, что отсидела срок за знакомство с международной террористкой. Шлендорфф, как уже говорилось, - классик. Но он еще помог состояться другому классику кино - Маргаретте фон Тротта. Сейчас уже не так важны обстоятельства их супружества, кто кому помогал советами, а кто выступал в роли музы, но на чисто эмоциональном уровне в последней ленте Шлендорффа читается близкое знакомство с тем типом женщины, к коему принадлежала и почти "легендарная" Рита. Некогда фон Тротта создала портрет двух женских типов - конформистки и бунтарки-террористки, ее сестры, - в своем шедевре "Свинцовые времена". Фильм снят по обстоятельствам жизни двух сестер Энслин: благонамеренная сестра долгое время боролась за то, чтобы доказать неслучайность гибели преступницы Гудрун в тюрьме, последовавшей после целой серии терактов, совершенных с целью освободить ее и других пленных террористов. Трагедия заблуждения, печальный итог экстремизма. И трагедия другой женщины, не способной предать свою родную кровь даже под давлением очевидной вины, невозможность принести близкого в жертву общественным интересам. И вот спустя время появляется версия Шлендорффа, еще один двойной портрет на фоне "свинцовых времен". И это всего лишь две несчастные женщины, быстро растерявшие свои столь по-разному проявившиеся политические иллюзии и затосковавшие о скромном анонимном счастье. Также в рубрике:
|