Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7334) 4 - 10 июля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ВАЛЕНТИН НИКУЛИН: "Я - другое дерево"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


В.Никулин

Валентин НИКУЛИН родился на Арбате и прожил там больше 30 лет. Литературно-музыкальная среда, к которой принадлежали родители, сформировала особый круг общения. Но выбор жизненного пути определился не сразу. Прежде чем быть зачисленным в Школу-студию МХАТа, Никулин отучился на юридическом факультете Московского университета. Потом оказался в блестящей компании основателей Современника, возглавляемой Олегом Ефремовым. Театру этому не изменяет до сих пор, хотя был в жизни Никулина достаточно крутой вираж. В январе 1991 года актер неожиданно для многих уехал в Израиль. Спонтанная эмиграция растянулась на семь лет. В 1998 году Валентин Никулин вернулся. 7 июля артист отметит свое 70-летие.

- В театре действительно не понимали, почему я уехал. Я не хочу бросить никакой тени, но вот, например, отъезд Миши Козакова пытались как-то объяснить: нужно кормить семью. "Но ты, Валя, ты? Человек абсолютно московский, арбатский, переделкинский. Как это могло случиться с тобой?" Вот случилось как-то. Я, вероятно, был не столько даже очарован этой безумной идеей, сколько находился в состоянии наркоза. И он начал отходить очень быстро, еще в самолете.

А 8 мая 1998 года я прилетел в Москву по каким-то практическим делам. Желание вернуться внутри меня уже созрело. Но произнесено это было уже здесь - я остаюсь. И остался буквально в чем был - с незатейливым летним гардеробом. Меня предупреждали: "Валя, ты вернешься в совершенно другую страну". Так и вышло. Другая страна и другой театр.

    

- В каком смысле "другой театр"?

- Ну хотя бы в формальном. Оказалось, что две трети труппы Современника мне незнакомы.

    

- Хотя времени прошло не так уж и много, семь лет?

- Дело ведь не в количестве времени, а в том, что происходило. Здесь случился август 1991-го, потом октябрь 1993-го, еще много чего, вы все это знаете. Естественно, это проецировалось и на театр, и на состояние духа. Но главное даже не в этом. Поколение уходит. Я это замечаю. Я не каждую секунду об этом думаю, но сегодня все чаще, потому что "снаряды ложатся все ближе и ближе".

    

- Ближе становятся воспоминания, нежели новый круг общения?

- Да, в большей степени я уже живу воспоминаниями. Мне хочется говорить о том, из чего я соткан. А это круг музыкантов, композиторов, поэтов, еще в детстве существовавший в моей жизни, поскольку папа был писателем, а мама - пианисткой. И дальше все это откликнулось. Возникла моя собственная, очень нежная дружба с Булатом Окуджавой, Юрием Левитанским, Арсением Тарковским. Мне посчастливилось последние два года его жизни общаться с ним в Переделкине. А Тарковский - это ведь естественное продолжение ветви, идущей от Мандельштама, Пастернака, Цветаевой. Я успел еще до отъезда быть на панихиде по Давиду Самойлову. У меня были очень нежные отношения с Александром Володиным. Я повидал его за какие-то считанные недели до его ухода из жизни. Все это уже органически не вычеркнется из моей памяти. И все это укладывается в строки того же Левитанского:

Все уже круг друзей. Все уже круг

Знакомых лиц и дружественных рук.

Все шире круг потерь...

    

- И все же есть у вас и сегодня близкие вам по духу люди? Остались такие?

- Осталось другое поколение, чуть моложе - те, кого называют "шестидесятниками": Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. До сих пор дружим с Фазилем Искандером, Борисом Васильевым, Юрием Карякиным. Но нет тех, кого я называл своими старшими друзьями. И тяготею я все-таки в эту сторону.

    

- Манера сегодняшнего общения творческих людей вас устраивает?

- Я совершенно в этом не участвую. Не знаю, почему. Помните, как у Григория Поженяна: "Я - другое дерево". Мне несвойственно существовать в этих знаках времени. Хотя часто спрашивают: "Валя, как ты насчет тусовок?" Да никак. И силы уже не те. Но внутренне я мало изменился. Если не считать, что не та уже мобильность в смысле передвижения. Как медики говорят: есть некоторые проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но я остался таким же. Приглашения? Есть какие-то случайные, необязательные. А так я играю по договору в своем родном театре. В одном спектакле, как сейчас говорят, ремейке чеховских "Трех сестер", роль Чебутыкина. Роль, которую Галина Волчек очень любила в моем исполнении. Надеюсь, что и зрители. И я любил. Но окружение мое там изменилось.

    

- Как вы ощущаете себя рядом с "детьми"?

- Ну как сказать? Раньше я был абсолютно на равных со всеми. Но должен вас удивить, ощущаю я себя нормально. И у меня нет даже подсознательных стремлений как-то себя противопоставить. Вот если бы для сравнения были и другие спектакли. Как прежде, когда я считался репертуарным актером.

    

- Вас тревожит, что работы так мало?

- Но ведь сменилась труппа, уже другой репертуар идет. Вот, слышите, на сцене Димочка Жамойда, наш молодой актер, репетирует чеховскую "Дуэль"? С молодыми. На них, вероятно, больше и рассчитывает наш главный режиссер. Так я думаю.

    

- Но хотя бы на перспективу предложения есть?

- Пока что нет. Хотя Галина Борисовна ко мне очень хорошо относится. Я верю в это. И понимает, что я собой представляю, всегда понимала. Ведь нужно, вероятно, мне не просто предложить хоть что-нибудь, но найти нечто "на Никулина", как это у нас говорят. Специально взять какой-то материал и увидеть в этом материале актера Никулина.

    

- В Израиле вы часто работали вместе с Михаилом Козаковым. Сегодня у него в России своя антреприза, почему же ваше сотрудничество прервалось?

- У каждого из нас своя стезя. Там это было продиктовано положением вещей и возникло, наверное, не от хорошей жизни. Здесь мы не ссорились, но и особой тяги друг к другу нет. Так изначально повелось, еще когда Миша работал в Современнике. Это опять к вопросу о том, что "я - другое дерево". Не хорошее и не плохое, просто - другое. Мы разные. Его актив, мгновенное зондирование почвы - и моя не слишком к этому приспособленность. Другая ситуация, как модно сейчас говорить. Вот и все. Выбор богаче - он может пригласить и Гаркалина, и Мигицко, и Олега Басилашвили. Никаких в этом смысле претензий у меня к Мише нет.

    

- Но ситуация как раз предполагает этот самостоятельный актерский актив.

- Этим занимается смелое поколение новых людей.

    

- Не скажите. И опытные мастера не менее активны.

- Ну, наверное, это так. Значит, дело в индивидуальности. Понимаете, Ира, я всю жизнь себе не доверял. Даже когда случалась удача, всегда переспрашивал: а вы уверены, что это действительно так? Это моя беда. Вот мне Алексей Баталов предлагал делать что-то по линии слова во ВГИКе. С одной стороны, я обрадовался, с другой - безумно испугался. Потому что я в себе не чувствую внутреннего права на это. Понимаю, что это ошибочно, наверное. Уже многие из моего поколения преподают или еще чем-то занимаются.

    

- Книги пишут, например.

- А я вот пока не пытался, как говорил Пастернак, "заметки делать на полях". Опять же не кажется, что у меня есть право слагать даже прозаические строки. Вот разговор - это другое дело. Хотя, в конечном счете, в нашей жизни очень много призрачного. Вот и вы сейчас скажете: тем более важно, чтобы настоящее осталось запечатленным.

    

- Скажу, потому что идет поток мемуарной макулатуры. Смакуются те вещи, о которых хорошо бы промолчать.

- Вы абсолютно правы. Очень много именно этого. Да, наверное, я мог бы сказать о состоянии духа, о том, из чего соткан этот дух, о ценностной шкале. Она же меняется невероятно. И в то же время циклически появляется недоверие к самому себе: Боже мой, что я говорю, неужели это кому-то интересно?

    

- Есть ли у вас контакты с современным российским кино?

- Получил недавно предложение от Димы Брусникина сняться в сериале "Сыщики". Правда, в одной серии и в небольшой роли - странноватого ученого, чудака в хорошем смысле слова. А так, вы же видите общее состояние нашего кино. У меня за спиной более 60 фильмов, которые в основном были сняты тогда, в "совке". Но это были роли, пусть и маленькие. И мне говорили: вас всегда было видно, даже если это пунктирный эпизод. Алексей Баталов когда-то написал обо мне статью в "Советском экране" и назвал ее "Свое, никулинское".

Конечно, с одной стороны, безумно досадно. Я начинаю забывать, что такое дик, наезд, панорама. С другой - очень важно, чтобы все было доброкачественно, чтобы я не изменял "своему, никулинскому".

    

- То есть вы не ставите перед собой жесткой задачи - вписаться в новые реалии, отчасти изменив этому "своему"?

- Специальной задачи такой нет. И пока, честно говоря, я не очень вписываюсь. Так, какими-то отдельными искорками, свечечками, в связи с моими поэтическими, музыкальными проявлениями. Хотя вот недавно мне предложили стать членом национальной Академии киноискусства. Канал "Культура" снял мой моноспектакль, который я назвал по строчке Беллочки Ахмадулиной "Друзей моих прекрасные черты".

Я только теперь, оборачиваясь назад, понимаю, что тратился совершенно без огляда. Без какой-то расчетливой бережливости по отношению к себе. Вообще недооценивал, что годы бегут быстро. Как это все промелькнуло, невероятно совершенно! Замечательно сказано у Давида Самойлова:

О, как я поздно понял,

зачем я существую,

Зачем гоняет сердце

по жилам кровь живую.

И что порой напрасно

давал страстям улечься.

И что нельзя беречься,

и что нельзя беречься.

Ну, не берегся. Да это вообще многим свойственно из нашего актерского цеха, я думаю. Это так...

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;