Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7363) 30 января - 5 февраля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Молодая режиссура

Второе пришествие

Ирина АЛПАТОВА
Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА
Ирины КАЛЕДИНОЙ
и Екатерины ЦВЕТКОВОЙ


Сцена из спектакля "Мамапапасынсобака"

Наконец-то свершилось. Несколько последних десятилетий над российским театром нависала весьма острая и тяжелая проблема новой режиссуры. Последняя мощная режиссерская волна захлестнула отечественную сцену еще в 60-е годы минувшего столетия. Ее представители давным-давно превратились в классиков советской, ныне российской режиссуры. Иных уж нет... Остальные по-прежнему держат марку и не теряют престижа. О них было принято говорить как о поколении, несмотря на разницу эстетических пристрастий. Следующего поколения, к сожалению, не случилось. Возникали отдельные режиссерские имена, более или менее звучные. Тоска же о свежем поколенческом режиссерском пришествии год от года становилась все острее. Тем более когда в последнее время очень мощно заявила о себе "новая драма", у которой по определению должен был случиться контакт с режиссерами-современниками, способными к диалогу на одном языке.

Закрома открылись

Сцена из спектакля "Лицедей"

Новорожденный ХХI век словно бы открыл неведомые закрома театральной родины, выдав целую обойму режиссерских открытий. Сказался и тот факт, что поддержкой молодых дарований занялись тоже достаточно молодые, но уже авторитетные Центр драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина и Центр имени Вс.Мейерхольда, возглавляемый В.Фокиным. В первом постановкой "Пластилина" дебютировал на столичных подмостках Кирилл Серебренников, второй представил широкой публике спектакли сразу четырех начинающих постановщиков - Юрия Урнова, Владимира Епифанцева, Василия Сенина и Николая Рощина, к которым позже примкнула Живиле Монтвилайте. Впрочем, предоставить дебютный шанс были готовы и театры со стажем, весьма скоро осознавшие, что риск вполне оправдан. Табакерка, а затем и чеховский МХАТ открыли свои двери Миндаугасу Карбаускису, РАМТ и Сатирикон - Нине Чусовой. Чуть раньше в том же Сатириконе сделала свой первый "взрослый" спектакль Елена Невежина, в РАМТе - Сергей Алдонин, в Ленкоме - Роман Самгин. Именно после этих полноценных и в основном успешных дебютов, которые следовали один за другим в режиме нон-стоп, и заговорили о рождении нового режиссерского поколения. В эту же обойму были включены их чуть более опытные коллеги по цеху - Владимир Агеев, Гарольд Стрелков, Александр Огарев, Ольга Субботина.

Сцена из спектакля "Пластилин"

Молодые режиссеры в мгновение ока стали модными и суперпопулярными. Сегодня спектакли вышеупомянутых постановщиков есть в репертуаре чеховского МХАТа, Современника, Ленкома, Табакерки, Сатирикона, РАМТа, театров имени Вахтангова, Маяковского, Пушкина и Станиславского. Там же, и не только, идут новые репетиции. Более того, многие постановщики уже успели поучаствовать в престижных российских и международных фестивалях, стать их лауреатами, а также получить ряд наград и премий. Случаются и зарубежные приглашения.

Новое поколение выбирает

Сцена из спектакля "Укрощение укротителя"

Почему негласным лидером "новой волны" отечественной режиссуры признан все-таки К.Серебренников? Не самый крепкий профессионал, в театральных академиях не обучавшийся, хотя, безусловно, человек со вкусом и благоприобретенным мастерством. Думается, именно потому, что он обладает безупречным чутьем на самые насущные, острые и живые потребности современного театра и зрителя. И тут же на них отвечает не столько технически грамотно, сколько эмоционально, азартно и темпераментно. Серебренников более других связан с авторами "новой драмы". После "Пластилина" он не только сам проснулся знаменитым, но и предоставил такую возможность драматургу Василию Сигареву, которого сегодня ставят даже антрепризы. А потом и братьям Пресняковым, реабилитировав их на мхатовской сцене после провала другой их пьесы в постановке иного режиссера. Более опытный (все-таки за плечами работа на телевидении и в провинциальном театре), он легко находит сценический язык, адекватный новому драматургическому. И даже если берется за классическую вещь, как это было в случае с Т.Уильямсом, то и ее пытается довести до современного звучания, пригласив в "соавторы" Н.Садур.

К слову, надежды на то, что новые режиссеры отдадут предпочтение современным российским драматургам, оправдались не вполне. Молодые коллеги Серебренникова более уважают либо высокую классику, либо малоизвестную западную пьесу, полагая при том, что ключик к открытию этих вековых или новых дверей может быть изготовлен и в наши дни. У каждого он свой. Е.Невежина, например, блистательно пишет "сочинение" на темы Достоевского ("Преступление и наказание"), которое способен создать только нынешний "ученик". Н.Чусова с юношеским легкомыслием, помноженным на явный постановочный дар, переводит в эксцентрический регистр произведения Гоголя и Синга. Профессиональный, несмотря на небольшой опыт, М.Карбаускис всегда находит гармоничное сочетание яркой метафоричности и тонкого психологизма, демонстрируя одинаково мастерское владение разными постановочными жанрами.

Кстати, и потребность в "своей" актерской команде у молодых режиссеров, кажется, не столь сильна. Конечно, определенные пристрастия, основанные на прежних творческих опытах, у них имеются. Но вместе с тем молодые постановщики уже успели доказать всем, что способны найти общий язык даже с суперзвездами. И последние, между прочим, охотно идут на контакт, не боясь риска. В спектаклях Е.Невежиной дважды блистательно сыграл Константин Райкин. Анастасия Вертинская после 12-летнего перерыва вернулась в театр благодаря Н.Чусовой. Марина Неелова исполнила одну из лучших своих ролей у К.Серебренникова. Олег Табаков, Борис Плотников и Ольга Барнет сейчас репетируют с М.Карбаускисом. В спектаклях Р.Самгина играют ленкомовские звезды И.Чурикова, А.Джигарханян, Д.Певцов. И это, в свою очередь, доказывает, что молодые режиссеры замечательно вписались в российский театральный контекст.

Авансы, кредиты и розница

Еще несколько лет назад имя Виктора Шамирова, ученика Марка Захарова, было у всех на устах. Сначала его явление на московских сценах расценивали как долгожданное появление режиссерской личности с новым взглядом на мир и собственным театральным языком. "Дон Жуан" А.К.Толстого в Театре Армии, "На всякого мудреца довольно простоты" в студии "Человек" и "Ничего особенного" в Школе современной пьесы были поставлены на резком контрасте двух возрастных миров. Поколения "отцов" и "детей" у Шамирова не только жили, но и "звучали" в разных темпах и регистрах. "Ничего особенного" (пьесу сочинил сам режиссер) в этой связи звучало программным высказыванием нового поколения. Это был беспощадно и точно зафиксированный отрезок вялотекущей молодой жизни, в которой не происходит ровным счетом ничего особенного. Дальше случился "Маскарад" М.Ю.Лермонтова в Театре им. К.С.Станиславского. Установка Шамирова на тотальное "снижение" всего романтического на этот раз больно ушиблась о текст. Драма утратила объем и жанровую природу, а режиссер был за это столь же категорически обруган, сколь за предыдущие постановки обласкан. С тех пор вектор его пути указывает в сторону зрелища с заработком, то есть антрепризы. "Трактирщица" с участием В.Ракова, Т.Васильевой, В.Гаркалина и других звезд до сих пор пожинает оплеухи. Более всего нашу критику задел тот откровенный цинизм, с которым режиссер выдал публике то, что, по его мнению, она с удовольствием "кушает". То ли В.Шамиров устал от серьеза и посчитал его бесплодным, то ли "отдыхает" в такой позиции для нового рывка. Его младшие товарищи по захаровской школе, выпускники следующего курса Сергей Алдонин и Роман Самгин, явно наследуют учителю по части увлечения игрой и жажды зрительского смеха. С иной и куда более существенной частью захаровской режиссуры, где и острое социальное зрение, и пронзительное, подчас трагическое видение мира, связи пока не просматривается. Впрочем, возраст оставляет надежду. Р.Самгин, поставивший под неусыпным присмотром Мастера "Город миллионеров", спектакль крепкий, добротный, с ощутимым сантиментом, выпускает следом самостоятельно в том же Ленкоме комедию Дж.Флетчера "Укрощение укротителя". На сцене завязывается столь азартная и неуемная игра, что так и хочется попросить режиссера хоть минуту посидеть спокойно. Вскоре в драмтеатре Ростова-на-Дону он ставит пьесу О.Уайльда "Идеальный муж", и спектакль, судя по местной прессе, выходит интересным. В Москве Р.Самгин пока держит паузу, хочется верить, копит силы для серьезного высказывания. Зато его однокурсник Сергей Алдонин работает без остановок. Когда-то его студенческая работа "Мастер и Маргарита" поразила многих неожиданными смысловыми ходами и яркостью образного мышления. Первым спектаклем на профессиональной сцене становится "Севильский цирюльник" Бомарше в РАМТе. Спектакль яркий, темпераментный, с текстовыми вольностями, которые одних возмутили, а других, напротив, развеселили чрезвычайно. Во всяком случае, энергию и чувство юмора, эти необычайно ценные молодые качества, он сумел здесь проявить. В Челябинском театре драмы им. С.Цвиллинга С.Алдонин ставит "Зимнюю сказку" Шекспира, спектакль впечатляюще красивый и изобретательный, но лишенный чувства и смысла. А в постановке пьесы "Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта в Театре им. К.С.Станиславского уже, честно говоря, трудно узнать молодого режиссера, который хоть и склонен был заигрываться, но имел подлинный вкус к игре. Здесь проглядывает деловой "разводящий", вооруженный полным набором дешевых антрепризных штампов (и когда только успел их собрать?).

У Николая Рощина - иная траектория движения. Будучи по образованию актером, он несколько лет назад сочиняет под крышей "Дебют-центра" спектакль "Пчеловоды" и сразу становится знаменитым. В излюбленном им мире средневековых мистерий и брейгелевских образов обнаруживаются острая театральность, некая странность и таинственность. Развивая эту эстетику в "Короле-Олене" К.Гоцци, Н.Рощин сочиняет спектакль жесткий, графичный, исполненный мрачноватой энергетики и непривычной выразительной силы. Спектакль мгновенно становится популярным, но тут Н.Рощин... забирает его из репертуара РАМТа вместе с декорациями Ольги Жагалиной и группой молодых артистов. Однако обещанное возрождение "Оленя" под крышей одной из московских антреприз все еще не состоялось. Н.Рощин - нарасхват. Нет отбоя от приглашений в московских театрах, успел поставить спектакль в Японии, обещает в ближайшее время премьеру в Центре им. Вс.Мейерхольда - "Школу шутов", собственную композицию, скорее всего, тоже из облюбованной им средневековой жизни. Но одна яркая вспышка и следующая за ней известность - это пока что надежда и аванс, которые еще предстоит оправдать.

От нашего стола - вашему столу

О пришествии режиссерской смены в Санкт-Петербурге заговорили раньше, чем в Москве. В то время как в столице еще всплывали отдельные "головы", в городе на Неве уже шагала когорта.

По крайней мере, так принято было рассматривать Ю.Бутусова, Г.Дитятковского, В.Крамера, Г.Козлова, А.Галибина - как шествие новой режиссуры. На рубеже прошлого и нынешнего сезонов Москва получает питерскую "прививку". Юрий Бутусов ставит в Сатириконе пьесу Э.Ионеско "Макбетт", Григорий Дитятковский - "Игру снов" А.Стриндберга в "Et Сetera" и "Короля-Оленя" в Театре им. Евг.Вахтангова. Работы санкт-петербургских волонтеров приходятся на пик активности московской молодой режиссуры. Однако не теряются на плотном узорчатом фоне "наших" достижений. К слову, и Дитятковский, и Бутусов несколько старше многих упомянутых выше московских коллег. Да и опытнее. За плечами у них - и "Золотые Маски", и большое количество спектаклей. Их деятельность - уже не надежда, а явная реальность театрального процесса, хотя, конечно (хочется верить), и с дальней перспективой. При всем отличии легкого, "игрового" Бутусова от несуетного, рафинированного Дитятковского их объединяют уверенное чувство стиля и стройное композиционное мышление. Они умеют найти для своих театральных сочинений ясную, выпуклую форму (это качество вообще присуще питерской режиссерской школе). Умеют вписать актера в нужную точку общей картины и снабдить его индивидуальной краской. Не боятся работать с неожиданным литературным материалом, предпочитая при этом все же иметь дело с классиками. Питерская "прививка" на сегодняшний день явно удалась и в первую очередь тем, что привнесла на московскую сцену качество, называемое скучным словосочетанием "высокая постановочная культура".

Смотрите, кто пришел, но не спешите клеить ярлыки - наверное, сейчас это самый главный лозунг для критики. "Второе пришествие" напоминает "первое" только самим фактом и количественным взрывом. Нынешних режиссеров привела на сцену совсем другая жизнь. Первые пришлись на общественную "оттепель", но реализовывались в условиях идеологической несвободы. Собственно, именно противостояние ей и позволяло объединить их в "поколение" по мировоззренческому принципу. Нынешние, с этой точки зрения, оказались в куда более выгодных условиях. "Говори что хочешь". Однако кто сказал, что так - легче? У современных молодых режиссеров, в отличие от их знаменитых предшественников, нет ни прежних социальных гарантий, ни идейного единства, ни, наконец, того общественного престижа, каким пользовался наш театр в эпоху регулирований и запретов. Прежних давила идеология, нынешних жмет со всех сторон рыночная конъюнктура. В судьбе каждого из них (а среди названных нет, на наш взгляд, ни одного бесталанного и неперспективного) еще многое будет меняться. Слишком много у этой "нечеловеческой" профессии составляющих: случай, собственная воля, разум, вдохновение, семейное положение, здоровье, наконец. Однако они уже пришли. Их ждали. И на них, похоже, делает ставку современная российская сцена.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;