Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7363) 30 января - 5 февраля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Рождество у графа Остермана

в керамике, графике и живописи Валерия Малолеткова

Евграф КОНЧИН


"Индия". 1981 г.

На одной шутливой фотографии народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Валерий Малолетков запечатлен стоящим с широко раскинутыми руками подле старинного дворца, словно в страстном желании охватить все вокруг себя, весь мир, все страны, все человеческие радости и чувства, творческие помыслы и свершения. Жест весьма для него характерный. И он невольно вспоминается на персональной выставке Валерия Малолеткова, которая открылась во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской улице. В достопамятные времена этот дворец принадлежал графу Остерману, у которого в рождественские праздники собиралась вся Москва. Кстати, и нынешний вернисаж, состоявшийся под Рождество, был достаточно многолюдным.

Выставка огромная, многомерная, разнообразная. И все же она вобрала в себя лишь малую часть того, что было создано художником за более чем тридцатилетний период. Поразительно, как много Валерий Малолетков сумел выразить в керамике, представив нам этот простой функциональный материал высокохудожественным и благородным. В его руках глина может обернуться мрамором, бронзой, серебром.

"Екатерина II". 1999 г.

Творчество Валерия Малолеткова настолько многообразно, что его трудно уместить в какое-то одно определенное направление, в одну стилистическую манеру. Художник и реалист в самом широком его понимании, и романтик, и символист, но более всего, наверное, приверженец современного модерна. Кажется, что мастер из керамики может делать все, включая огромные величественные монументальные рельефы Палеонтологического музея в Москве. Эта панорама вошла в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая работа в керамике в XX веке. И подобных значительных произведений у Малолеткова немало. Но их, к сожалению, на выставке не покажешь. Малолетков может быть скульптурен, как, например, в большом цикле "Творцы духа", и в этой портретной галерее показать Пушкина, Гоголя, Есенина, Цветаеву, Ахматову, Жемчугову, Петрарку, Тассо, Гауди...

Или вот цикл "Житие-Бытие", в котором его фантазия и выдумка поистине безграничны. Повседневные вещи нашего бытия вдруг обретают необычный, часто гротесковый образ, становятся настоящими произведениями искусства. Причем в самых различных формах - в рельефах, скульптуре, декоративных блюдах, плакетах, в миниатюре.

Но, пожалуй, эти особенности творчества художника нагляднее всего проявились в трех основных разделах выставки: "Индия", "Эллада", "Россия". Сколько здесь интересных, остроумных тем, сюжетов, стилей и манер выражения, образных сюрпризов! Валерий побывал во многих странах мира. Несколько лет работал в Индии и Греции, глубоко изучил, осмыслил, прочувствовал культуру, традиции, философию, верования народов. И поэтому может столь легко, свободно создавать образные миры, где национальное неотделимо от общечеловеческого, обыденное - от великого, единичное - от цельного и сложного.

В разделе "Функция и идея" собраны, казалось бы, вещи для повседневного обихода, для того утилитарного предназначения, от которого художник давно уже отошел. Это - кувшины, чаши, кружки, сахарницы, тарелки, всевозможные сосуды. И вновь пришел к ним, но совершенно с неожиданной стороны. В них на первом месте - идея, а уж потом - функция. Это выражено в индивидуальных авторских названиях ("Семейная ладья", "Амазонка XXI века", "Вспоминая бабушку Аню", "Чудо-рыба", "Семья"), в богатом декоре и в причудливости форм. Но прежде всего - в отменном вкусе, элегантности, изяществе исполнения.

Графика и в меньшей степени живопись Валерия Малолеткова - естественные и необходимые слагаемые его творчества. Его рисунки - особый мир. Они не только являются первым "штрихом", идеей, первоначальным замыслом будущего керамического произведения, но сами по себе самостоятельны и самодостаточны. В них, как мне кажется, угадывается и человеческий характер художника - его жизнелюбие, светлое, доброжелательное отношение к действительности, к людям.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;