Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7363) 30 января - 5 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРождество у графа Остерманав керамике, графике и живописи Валерия Малолеткова Евграф КОНЧИН
На одной шутливой фотографии народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Валерий Малолетков запечатлен стоящим с широко раскинутыми руками подле старинного дворца, словно в страстном желании охватить все вокруг себя, весь мир, все страны, все человеческие радости и чувства, творческие помыслы и свершения. Жест весьма для него характерный. И он невольно вспоминается на персональной выставке Валерия Малолеткова, которая открылась во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской улице. В достопамятные времена этот дворец принадлежал графу Остерману, у которого в рождественские праздники собиралась вся Москва. Кстати, и нынешний вернисаж, состоявшийся под Рождество, был достаточно многолюдным. Выставка огромная, многомерная, разнообразная. И все же она вобрала в себя лишь малую часть того, что было создано художником за более чем тридцатилетний период. Поразительно, как много Валерий Малолетков сумел выразить в керамике, представив нам этот простой функциональный материал высокохудожественным и благородным. В его руках глина может обернуться мрамором, бронзой, серебром.
Творчество Валерия Малолеткова настолько многообразно, что его трудно уместить в какое-то одно определенное направление, в одну стилистическую манеру. Художник и реалист в самом широком его понимании, и романтик, и символист, но более всего, наверное, приверженец современного модерна. Кажется, что мастер из керамики может делать все, включая огромные величественные монументальные рельефы Палеонтологического музея в Москве. Эта панорама вошла в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая работа в керамике в XX веке. И подобных значительных произведений у Малолеткова немало. Но их, к сожалению, на выставке не покажешь. Малолетков может быть скульптурен, как, например, в большом цикле "Творцы духа", и в этой портретной галерее показать Пушкина, Гоголя, Есенина, Цветаеву, Ахматову, Жемчугову, Петрарку, Тассо, Гауди... Или вот цикл "Житие-Бытие", в котором его фантазия и выдумка поистине безграничны. Повседневные вещи нашего бытия вдруг обретают необычный, часто гротесковый образ, становятся настоящими произведениями искусства. Причем в самых различных формах - в рельефах, скульптуре, декоративных блюдах, плакетах, в миниатюре. Но, пожалуй, эти особенности творчества художника нагляднее всего проявились в трех основных разделах выставки: "Индия", "Эллада", "Россия". Сколько здесь интересных, остроумных тем, сюжетов, стилей и манер выражения, образных сюрпризов! Валерий побывал во многих странах мира. Несколько лет работал в Индии и Греции, глубоко изучил, осмыслил, прочувствовал культуру, традиции, философию, верования народов. И поэтому может столь легко, свободно создавать образные миры, где национальное неотделимо от общечеловеческого, обыденное - от великого, единичное - от цельного и сложного. В разделе "Функция и идея" собраны, казалось бы, вещи для повседневного обихода, для того утилитарного предназначения, от которого художник давно уже отошел. Это - кувшины, чаши, кружки, сахарницы, тарелки, всевозможные сосуды. И вновь пришел к ним, но совершенно с неожиданной стороны. В них на первом месте - идея, а уж потом - функция. Это выражено в индивидуальных авторских названиях ("Семейная ладья", "Амазонка XXI века", "Вспоминая бабушку Аню", "Чудо-рыба", "Семья"), в богатом декоре и в причудливости форм. Но прежде всего - в отменном вкусе, элегантности, изяществе исполнения. Графика и в меньшей степени живопись Валерия Малолеткова - естественные и необходимые слагаемые его творчества. Его рисунки - особый мир. Они не только являются первым "штрихом", идеей, первоначальным замыслом будущего керамического произведения, но сами по себе самостоятельны и самодостаточны. В них, как мне кажется, угадывается и человеческий характер художника - его жизнелюбие, светлое, доброжелательное отношение к действительности, к людям. Также в рубрике:
|