Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7362) 23 - 29 января 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ИРИНА МЫЗИНА: "Вахтановъ" - это бренд"

Беседу вела Анна ЗЕРНОСЕЛЬСКАЯ


И.Мызина

26 января в галерее "Вахтановъ" завершается традиционное Пятое Международное кукольное шоу, год от года собирающее знаменитых мастеров современной художественной куклы со всего мира. Это не только уникальный шанс увидеть последние работы маститых художников: Нел Груттедде, Ивонны Флипс, Аннет Химштедт, Фридеричи и др., но и настоящий большой конкурс как именитых кукольников, так и совсем еще юных. Призы, номинации, авторитетное жюри, мастер-классы по изготовлению кукол и плюшевых медведей - это лишь внешняя, праздничная сторона дела. Что же представляет собой реальная "кукольная" работа "Вахтанова" корреспонденту "Культуры" поведала хозяйка галереи Ирина МЫЗИНА.

    

- Расскажите, с чего началась история вашей галереи?

И.Флипс (Нидерланды). "Пойдем в баню"

- Кукол я всегда любила, я играла, жила вместе с ними. Куклы были частью моего детства. Они и сейчас остались со мной, да еще медведь с собакой - типичные атрибуты советского времени. Конечно, когда уже значительно позже сама начала делать куклы, а потом поехала на выставку в Нью-Йорк, я открыла для себя совершенно новый мир. Это было в феврале 1997 года, ровно шесть лет назад. И вот тогда я вернулась в первый раз с полными чемоданами кукол, а не вещей или чего-то еще. Везла их исключительно для себя, но постепенно поняла, что просто так собирать куклы уже неинтересно. Кто-то меня понимал, кто-то считал просто заигравшейся чудачкой. Но в то же время я увидела, что могу найти единомышленников. Совершенно случайно оказалось, что наша знакомая тоже собирает куклы, еще у кого-то есть коллекция. Возникла мысль поделиться с людьми всем этим, тем более что в Нью-Йорке я познакомилась с очень большим количеством авторов, которые откликнулись на предложение показать свои работы в России. И вот наступил декабрь 1997 года, стояли ужасные морозы, минус 35 градусов, участвовали в выставке всего 13 художников: трое российских и десять иностранных, но по качеству эта выставка была одной из самых ярких. И не только из-за того, что она была первой, но и потому, что привезли просто потрясающие работы. Были представлены и шикарная классика, и современный реализм, и абсолютный авангард - мы показали все пласты кукольного искусства.

    

- Есть ли у вас личные предпочтения в жанрах кукольного искусства?

Б.Криди (США). "Две сестры"

- Конечно, у меня есть любимые художники, но, организовывая выставку, я не руководствуюсь своими субъективными пристрастиями. Меня больше привлекают авангардные, современные куклы, новые идеи, поиски, технологии. То есть я люблю и классическую куклу, у меня даже есть две такие штучки, но я их рассматриваю исключительно как воспоминание детства.

    

- Пополняете ли вы сейчас свою коллекцию и не мешает ли этому галерейное дело?

- Да, я стараюсь пополнять свою коллекцию, хотя нередко ощущаю себя кондитером, который сидит в лавке, безумно любит шоколад, но уже наелся его и тем не менее среди изобилия сладостей все еще пытается найти свою любимую конфету. Бывает достаточно тяжело, когда во мне борются коллекционер и хозяйка галереи. Ведь зачастую я прекрасно понимаю, что та кукла, которая нравится мне, может понравиться и трем-четырем коллекционерам. Иногда соблазн слишком велик, и тогда коллекционеры приходят и говорят: ну все понятно, эту куклу забрала себе Ирина Викторовна. Они тоже знают мой вкус. В этом мире все знают предпочтения друг друга. Одни любят классику, другие - девочек милых и пригожих, третьи - дам красивых, четвертые любят больших кукол, пятые - маленьких, шестые - литературных героев, героев кино, кто-то любит ярких, характерных кукол, кто-то стиль фэнтези: эльфов, троллей, ведьм. Все это мы, конечно, учитываем, когда работаем с коллекционерами и посетителями. У нас есть зрители, которые ходят в галерею шесть лет подряд, не пропустили ни одной выставки, а некоторые из них и сами стали художниками-кукольниками. Оказалось, что мы для них открыли совершенно новые возможности творчества. Тот факт, что галерея способствовала созданию Школы кукольного дизайна, а сейчас она уже не единственная, нам очень приятен.

    

- Куклы, выставленные в вашей экспозиции, - это собственность художников или галереи?

Е.Кунина (Израиль). "Волынщик Ганс"

- В большинстве случаев собственность художников, которые просто присылают нам своих кукол. Это огромная редкость. Есть в Америке еще две галереи, где проходят две выставки в год, и туда тоже присылают работы просто так. Но это все. Сегодня дело уже не только в хорошем личном отношении с зарубежными художниками, но и в том, что за эти годы галерею "Вахтановъ" узнали во всем мире, она заработала себе репутацию в "кукольных кругах". Это единственная галерея, которая вывозит русских художников на международные выставки. Мы делаем уже пять лет по одной-две выставки в год. Выпустили и первую в России книгу о современной художественной коллекционной кукле.

    

- В какой степени выставки окупаются продажей экспонируемых кукол?

- Зарубежные поездки, как правило, никогда не окупаются, это исключительно затратная часть, и притом требующая достаточно серьезных вложений. Однако за эти шесть лет нам удалось так высоко поднять интерес к куклам, что наша галерея кажется необыкновенно успешной, яркой, красивой. На самом деле не только в России, но и в мире нет ни одной кукольной галереи, которая бы сама себя окупала. Живопись может себя окупать, а куклы - нет. Практически все кукольные галереи дотируются. Или это галерея при каком-то магазине, торгующем изделиями прикладного искусства, или это галерея, занимающаяся всерьез антиквариатом и современной живописью. За счет продажи кукол не живет никто, это - красивая сказка. И мне было очень приятно, когда три года назад, к 200-летию Пушкина, Министерство культуры, Международный союз конфедерации художников поощрили нашу работу и в разделе "просвещение и меценатство" удостоили меня золотой Пушкинской медали. Это очень большая награда, не просто признание публики, но признание профессионалов, которые хорошо знают, как тяжело все дается.

    

- Почему галерея носит имя "Вахтановъ"?

- Это моя девичья фамилия. Я росла в обыкновенной советской семье: папа - инженер, мама - инженер. Но отец был прирожденный человек искусства, нереализованный талант. Он хорошо рисовал акварелью и маслом, делал замечательные инкрустации по дереву, вообще руки у него были золотые. К сожалению, он рано ушел из жизни и как художник не реализовался, потому что не было возможностей, которые бы позволили ему заниматься творчеством в полную силу. Мне очень хотелось сделать что-нибудь в его честь, вообще отдать дань своей семье, своей фамилии. Я люблю свой род, он очень редкий. Поначалу, когда появилась галерея "Вахтановъ", было забавно: многие ждали, что он придет, этот Вахтанов. На самом деле руководитель, хозяйка галереи - я. "Вахтановъ" - это уже бренд.

    

- Как часто меняется экспозиция?

- Мы стараемся провести как минимум четыре выставки в год. Это наше Международное кукольное шоу и ряд тематических экспозиций. У нас были очень удачные выставки, такие, как "Мечты о балете", "Портреты детства", совместно с Екатериной Рождественской, "Кукла-сюрприз". Мы всегда предлагаем художникам определенную тему, в которой они могли бы как-то реализоваться и открыться. Не то чтобы мы навязывали им темы - кто не хочет, тот не делает, но творческие мысли и поиски стимулировали. Чаще всего такая затея оправдывается. Мы работаем и с персональными выставками и уже провели их три или четыре. Одна из лучших и изящных - "Глазами Саломеи", в которой мы соединили живопись и кукольное искусство. Был проект "Дали" с Юрием Грымовым, с заключительной выставкой в театре Вахтангова. Мы вообще очень мобильные, всегда что-то придумываем.

    

- Сотрудничаете ли с Историческим Музеем, Музеем игрушки?

- Нет, это совершенно иной мир и другой профиль, а я считаю, что все надо делать профессионально. Мы не музей уникальных кукол, который специализируется только на антиквариате, мы занимаемся современной художественной куклой. Единственная выставка "Кукла-сюрприз" была сделана на историческую тему. Ведь прежде на Рождество и особенно на Пасху изготавливали маленькие куколки с сюрпризом или куколки в шкатулке, в яйце, куклы с различными механизмами: часиками, музыкой. Но эту тему мы развили опять же на современном материале.

    

- Произошли ли за эти шесть лет в кукольном искусстве какие-то ощутимые технологические изменения?

- У нас да. Пять лет назад не было никаких материалов, я все везла на своем горбу из-за границы, и на таможне случалась масса курьезов. Однажды меня попросили вскрыть сумки, а они оказались целиком набиты фарфоровыми глазами, что естественно вызвало недоумение таможенников. Даже сейчас, когда уже можно заказать все, что нужно, по Интернету или по почте, у меня дома, в мастерской, а это единственное место в доме, где мне позволяется делать все, что я хочу, стоят на полках баночки с глазами, разный пластик, инструменты и т.д. В семье говорится, что это комната Франкенштейна, потому что там разложены части ручек, ножек. И хотя я сама созданием кукол уже не занимаюсь, часто приходят художники и говорят, что пластика не хватает или нет деталей подходящего размера, а у меня всегда есть запас еще со старых времен.

    

- Выставляли ли вы в галерее свои собственные работы?

- Нет, никогда. Я достаточно самокритичный человек и прекрасно понимаю, что у меня "не те руки". Сразу поняла, что не способна сделать интересную, красивую куклу, но с детства у меня были организаторские способности. Я все время в чем-то участвовала, что-то создавала, организовывала.

    

- Как вы считаете, соотносятся ли друг с другом кукла как произведение искусства и кукла для игры?

- Конечно, они абсолютно неразделимы. Я все время говорю, что мы здесь в куклы играем. Не утилитарно, конечно, то есть не переодеваем их, не водим в гости. Но найти для куклы место в экспозиции - это тоже игра, и, поверьте, совсем непростая. Заставить куклу проявить себя - очень тяжело.

    

- Вы делаете экспозицию своими силами, не привлекая дизайнеров со стороны?

- Да, мы делаем сами, потому что опыты общения с дизайнерами всегда заканчивались одинаково. Специалист делает общий дизайн, не учитывая специфику каждой куклы. У нас всегда проблемы с сопроводительным материалом: живописью или графикой, потому что посетитель настолько ориентирован на осмотр кукол, что не хочет поднимать голову, чтобы посмотреть на стены, где висят картины. Не из-за того, что они плохие, мы очень тщательно подбираем работы, а просто обаяние кукол настолько сильно, что живопись уходит на второй план. Я всегда говорю, что в нашей галерее куклы толкаются локтями. Дома кукла выглядит на сто процентов ярче, целостнее, гармоничнее. Но ей там тоже надо найти свое место, ведь кукла - замечательный предмет интерьера, она призвана украшать дом. А здесь их так много, что с ними иногда в прямом смысле слова приходится бороться. Есть много историй о том, как куклы не хотели уходить из нашей галереи. За них давали задатки и не забирали или даже забирали, а потом, не распаковывая, возвращали, и нам снова приходилось выставлять эту куклу в галерее, потому что она любит обожание, она хочет, чтобы на нее смотрели тысячи, а не кто-то один. За шесть лет мы узнали очень много историй о людях и куклах.

    

- Каковы ваши ближайшие планы?

- Весной мы планируем провести выставку под названием "Любовь - волшебная страна". Мы очень долго думали, как ее назвать, потому что хотим сделать выставку не просто о любви в узком смысле, а пытаемся дать возможность художникам подумать о любви вообще: о любви к природе, материнской любви, о любимых киногероях и так далее. Также мы будем участвовать в международной выставке медведей, которая проходит в Германии, поскольку мы единственная галерея в России, которая помимо кукол занимается Teddy Bears. Это коллекционные, художественные, ручные (не в смысле, что они прирученные, а в смысле, что они вручную сделанные) мишки. У нас великолепное собрание медведей со всего мира. На осень мы планируем персональную выставку одного из художников, а в декабре, я думаю, опять будет Международное кукольное шоу. Мы не стоим на месте и открыты для совместных проектов, как можем, пытаемся поддержать наших художников, ведь для них самое главное, чтобы работы не пылились на полке, а были востребованы публикой.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;