Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7415) 19 - 25 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

РОМАН КОЗАК: "У меня отчаяние ответственности"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Р.Козак

За последние пять лет в семи московских театрах сменилось художественное руководство. Кое-где неоднократно. Впрочем, нельзя сказать, что это многое изменило. Деятельность нового руководства порой просто не видна, порой провоцирует самые спорные мнения. В бесспорной оптимистической ситуации оказался разве что Театр имени Пушкина, который вот уже третий сезон возглавляет Роман КОЗАК. Театр, более чем средний и по художественному уровню, и по зрительской посещаемости, за этот небольшой отрезок времени Козак умудрился вывести на передовые позиции, притом ничего не ломая, не перестраивая и не вызывая громких скандалов. Филиал, ставший любопытной экспериментальной площадкой, притянул к себе все новое, включая драму, режиссуру и публику. На Основной сцене вновь появились аншлаги.

    

- Роман Ефимович, быть может, у вас существует какой-либо индивидуальный рецепт успеха? Иначе как из множества театральных путей выбрать единственно правильный?

- Честно говоря, у меня нет времени анализировать собственные успехи. Скажу лишь, что впереди всегда идет интуиция. Я ощущаю, что в данный момент нужно это, в таком-то стиле, с такими-то людьми. Потом нечто другое. Есть, наверное, два рода интуиции - стратегическая и тактическая. Это я сейчас на ходу придумываю концепцию.

    

- Публично вы ее, если я не ошибаюсь, так до сих пор и не озвучили?

- Да я и не люблю этого. К тому же никаких специальных рецептов не придумывал и не придумываю. Более того, я бы не сказал, что эти три сезона - полоса сплошных удач, это было бы очень подозрительно. Случались и неудачи. А помимо интуиции что-то ведь в меня и учителями заложено, какие-то знания и умения переданы.

    

- Почему же тогда не удался ваш прошлый "руководящий" опыт в Театре имени Станиславского?

- В тот момент это было не мое дело, и понял я это где-то спустя полгода после прихода в театр. У моей неуверенности были две составляющие. Во-первых, "исполняя обязанности" руководителя театра, я не владел ситуацией в той мере, в какой должен был владеть. Все равно я был винтиком в чужой машине. Во-вторых, я очень быстро понял, что делаю неудачный спектакль, но остановить это уже не мог. Не в моих правилах не закончить того, что начал. Закончив же, я убедился, что это нехорошо. Поэтому и решил не продолжать.

    

- Вы достаточно успешно зарекомендовали себя в качестве свободного режиссера, работающего с такими же свободными артистами. Сегодня вообще эта модель театрального существования безмерно популярна. Вы же продолжаете отстаивать принцип "театра-дома". Почему?

- Я понимаю тех худруков, которые хотят этот принцип поскорее забыть, чтобы с помощью контрактов всеми управлять. Но на самом деле эта ситуация не столь проста. Театр сам по себе не может перейти на контрактную систему, потому что он - часть государства. Вот когда КЗОТ к этому придет, тогда и театры подтянутся. Сегодня же все эти стенания - ах, дайте мне контракт, и я горы сверну! - кажутся мне утопическими, иллюзорными.

Хотя в Театре имени Пушкина у меня несколько артистов работает на договорах. Это Александр Феклистов, Николай Фоменко, Андрей Панин, Оксана Мысина. При этом я не считаю, что они вне "дома". Они такие же его обитатели. Все зависит от того, как построить внутри этого "дома" систему взаимоотношений. Очень просто превратить театр в сеть "открытых площадок". Наверное, рано или поздно так и будет. И я уже говорил, что ощущаю себя на каком-то островке.

    

- С другой стороны, приходит новый режиссер в театр, там труппа в 50 человек, 20 из которых его не устраивают. Как быть?

- Ну у меня другие цифры. А как быть? Во-первых, не торопиться с выводами, потому что первые впечатления обычно оказываются ошибочными. Как легко сказать: ах, это все давно истлело, никуда не годится, после чего взмахнуть шашкой. Но каждого актера надо проверить в работе. Я об этом сказал в первый же день, добавив, что никого не буду отсюда "выживать". И пытаюсь свое слово держать. Наверное, я в этом смысле человек консервативный.

    

- И все же есть ли в труппе артисты, не занятые ни в одном спектакле?

- Нет. На сегодняшний день я уже распределил работу в спектаклях следующего сезона так, что будут заняты абсолютно все. Кроме Александра Пороховщикова, который не работает в театре уже несколько лет по разным причинам, но числится в труппе, и Александра Пескова, отказавшегося от ролей и ведущего автономную жизнь. Все остальные заняты. Другое дело, что роли могут быть маленькими, эпизодическими.

    

- Неизбежные конфликты, возникающие при смене руководства, обошли ваш театр стороной или вы просто не даете им просочиться в прессу?

- У меня на это времени нет. Наверное, люди это понимают, и им становится скучно все затевать. К тому же, придя в театр, я ощутил здесь достаточно интеллигентную и теплую атмосферу, до меня созданную. Поэтому все лавры на себя брать не буду.

    

- Как глава "дома" вы испытываете чувство личной ответственности за каждого его жителя?

- Приходится. Хотя иногда это доводит до отчаяния. Может, воспитание мое такое? Но я бы не хотел, чтобы у вас создавался портрет идеального человека и руководителя. Я пытаюсь балансировать между своими желаниями и нежеланиями. Естественно, за кого-то я несу большую ответственность, потому что за эти годы в театр пришла группа моих учеников. Далее, пока моя фамилия значится на афише театра, я отвечаю и за его репертуар, хотя практически половина его была создана до меня. Эту половину я считаю худшей в мире, и мне очень грустно, что она пока существует. Попытаюсь, насколько это возможно быстро, что-то изменить. Вот такая ответственность отчаяния или отчаяние ответственности.

    

- Легко ли согласуются ваши собственные творческие взгляды на театр и его путь с аналогичными у ведущих артистов?

- Пожалуйста, простой пример. Игорь Бочкин и Вера Алентова, личности абсолютно самодостаточные, со своими очень крепкими взглядами и на искусство, и на жизнь. Придя в театр, я понял, что надо будет обязательно делать с ними спектакль. К счастью, нашлась старинная пьеса Александра Галина "Наваждение", и тут наши взгляды, что называется, стали касаться углами. В итоге, по-моему, получилась нормальная и нестыдная работа, где мы сошлись. А вообще, это как в жизни и любви. Сначала надо поцеловаться, потом поухаживать, потом погулять. Не сразу в койку, иначе может произойти катастрофа. Правда, изредка все же так следует поступать - сразу. Но это как раз тот случай, где надо было сначала поцеловаться.

    

- Примета нынешней театральной ситуации - безмерный интерес к "новой драме". В филиале театра она представлена, но не в вашем исполнении. Вас как режиссера она совсем не интересует?

- Очень интересует. Более того, скажу, что если театр не обрабатывает современные тексты, значит, он мертвый. Я ищу. Я все время что-то читаю. Если бы видели, сколько пьес скопилось в моем компьютере. Может быть, набреду на что-то. Но я бы разграничил понятия современной пьесы и "новой драмы". Что касается последней, то замечательно, что поиск легализован, обрел фестивальную форму и даже иногда воплощается в коммерческих проектах. Но по моим личным ощущениям, та планка, которую я внутренне ставлю перед любым драматическим произведением, у "новой драмы" находится ниже нужного уровня. За редкими исключениями могу две-три фамилии назвать, которые всем известны. Такая драма должна нести очень сильный содержательный заряд. Я бы так просто и сказал: новая драма - это новое содержание. Пока же это...

    

- ...новая форма.

- Абсолютно верно. У нее именно новые формы, а содержание старое или вообще отсутствует. Назвал бы это приукрашиванием пустоты. Очень хорошие и яркие мазки. Часто даже завидую: ну, я бы до такого не додумался. Такая белая зависть к малярам, которые эти мазки кладут. Но не проникаюсь. Хотя, может быть, это мои проблемы.

    

- То, что модные молодые режиссеры работают у вас исключительно на Камерной сцене филиала, - это некое эстетическое определение их места в театральной ситуации?

- Нет, Боже упаси! Нина Чусова скоро приступает к шекспировскому спектаклю на Большой сцене. С Кириллом Серебренниковым названиями перебрасываемся по тому же поводу. А филиал - это просто место эксперимента.

    

- Но тот же Серебренников - сам по себе эксперимент.

- На Большой сцене он займется другим материалом.

    

- Надеетесь, что и работать будет по-другому?

- Естественно. Да и я буду с ним иначе разговаривать. Все-таки тысяча мест в зале. И мы не имеем права допустить, чтобы хоть одно место пустовало. И потом здесь энергетика другая. Способный режиссер это поймет.

    

- Шествие дилетантов по московским сценам вас не раздражает?

- А что? Это так легко! Я к этому отношусь как к явному знаку времени. Мы живем в эпоху дилетантов.

    

- Это нормально или хочется как-то противостоять?

- Я не принадлежу к породе инквизиторов. Ну что, сжигать их на кострах? Да пусть трепыхаются. Рано или поздно они все равно натолкнутся на собственный непрофессионализм. А бороться не стоит. Надо просто идти в репетиционный зал и делать то, что считаешь нужным. На этом поле воевать можно только своей работой.

    

- Изменились ли нынешние абитуриенты Школы-студии МХАТа, где вы преподаете? А может, пора что-то поменять в системе преподавания?

- Я бы добавил момент культурологизации, если можно так выразиться. А проще говоря, уровень мозгов и культуры у поступающих все темнее и темнее. Это не связано с их способностями. Приходят одаренные люди. Но нам надо больше времени, и пару лет до начала занятий по мастерству актера их следует учить разговаривать по-русски, читать по-русски. Короче, давать то, что полагается иметь человеку, который станет прямым передатчиком в области культуры. Вот это самая главная проблема для меня. Мы внедряемся в их внутренний аппарат без учета того, что он просто не готов содержательно. В итоге из института выходят неплохие ребята, но они абсолютно внутренне пусты с точки зрения все того же содержания. Об этом мы с вами сегодня все время говорим. Мы оказались во времени, где отсутствует содержание. А эти люди - часть времени, они в нем родились.

    

- Ваши режиссерские амбиции удовлетворены сегодня только Театром имени Пушкина?

- Амбиции?

    

- Ну стремления, желания, мечты.

- За эти три сезона не было времени заниматься "стороной". Единственно, летом я преподаю в Бостоне в Гарвардской школе. Да, у меня есть предложения о постановке от Олега Табакова, от Рижского театра драмы. Если подвернется случай, образуется пауза, почему бы не сделать что-то параллельно? И денег заработать хочется, что и говорить. Я к этому отношусь нормально. Но все равно для меня главное - работа здесь.

    

- О деньгах действительно что и говорить? Но наступать на горло собственной режиссерской песне вам сейчас в силу разных обстоятельств приходится?

- Пытаюсь этого не делать. В работе над моими здешними спектаклями я на компромиссы не шел. Делал то, что хотел как режиссер. И это, к счастью, совпадало с судьбой театра, которую я пытаюсь выстроить. Так что горло с песней пока совмещаю.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;