Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7415) 19 - 25 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаХаракири по-итальянски"Тоска" в Театре Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий МОРОЗОВ
Пуччиниевскую "Тоску" Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, ведущий ныне в связи с реконструкцией кочевой образ жизни, выпустил на сцене Театра им.Н.И.Сац. Первое представление состоялось в тот январский вечер, когда Большой давал премьеру "Мазепы", а "Геликон-опера" - "Гершвин-гала", что уже само по себе есть отдельный предмет для разговора. В результате основная часть публики и прессы (включая автора этих строк) явилась на второй спектакль, состоявшийся 12 дней спустя. Из трех главных исполнителей сменились двое, но едва ли это отличие столь уж заметно влияло на общую картину. Оперы Джакомо Пуччини всегда были эстетически близки этому театру с его изначальной установкой на поющего актера и, как правило, приносили ему удачу. Так было и в последнее десятилетие, не слишком на удачи богатое. Поставленная здесь в 1996 году "Богема", чьим главным достижением был прежде всего отлично подобранный исполнительский ансамбль, на котором и базировалась тактичная и отнюдь не самодовлеющая режиссура, по сей день остается лучшим из идущих на его сцене спектаклей. Удача сопутствовала и недавней "Мадам Баттерфляй", по итогам позапрошлого сезона получившей сразу несколько "Золотых Масок", однако при всех достоинствах работы постановщиц (отнюдь, кстати, не бесспорных) своим успехом спектакль обязан в первую очередь тому, что в заглавной партии выступила Ольга Гурякова. "Тоску", надеясь, очевидно, повторить успех "Баттерфляй", отдали на откуп тому же постановочному тандему - режиссеру Людмиле Налетовой и художнику Елене Степановой. На сей раз, однако, случилась осечка, поскольку Гурякова, не желая, видимо, рисковать карьерой, за "кровавую", ультрадраматическую партию Тоски не взялась, и спектакль оказался без настоящей героини. Между тем, если предыдущая постановка "Тоски", осуществленная 45 лет назад, продержалась на сцене театра более двадцати лет, невзирая на то что о режиссуре там всерьез говорить не приходилось, то исключительно благодаря наличию ярких исполнительниц заглавной партии (одна из которых, Лидия Захаренко, могла бы смело состязаться в ней со многими мировыми знаменитостями, не будь тогда "железного занавеса"). Теперь же, в отсутствие таковых, титульную партию отдали молодым, начинающим певицам. Первый спектакль пела Ирина Аркадьева, второй, о котором и идет речь, - Ирина Ващенко. Ирина Ващенко смогла более-менее достойно выйти из труднейшего испытания, и ей даже удалось добраться до финала без видимых срывов. По мнению многих, это успех певицы. У нее действительно неплохие вокальные данные, однако, как мне кажется, сама природа голоса и сценический темперамент не слишком приспособлены для драматической и тем более трагедийной сфер. Впрочем, Ващенко получила свой шанс, а что будет с ней дальше, предсказывать, думаю, не возьмется никто. Сказать, что в спектакле есть Каварадосси, было бы преувеличением, хотя у Михаила Урусова, весь первый акт пребывавшего не в голосе, в дальнейшем попадались удачно исполненные фрагменты. С точки зрения профессионализма и вокальной стабильности несомненным лидером оказался в спектакле маститый Евгений Поликанин (Скарпиа), которому, в свою очередь, недоставало многомерности создаваемого образа. Впрочем, судя по всему, это и не входило в намерения постановщиков, которых гораздо больше занимала умозрительная идея превратить итальянскую трагедию в некое продолжение японской. Снова, как и в "Баттерфляй", только в еще большей степени, инициатива оказалась в руках художника Елены Степановой. Восточные мотивы в оформлении и костюмах разрабатываются ею достаточно изобретательно, но сей гарнир постоянно норовит подменить собой главное блюдо. В финале режиссер Людмила Налетова в соответствии с основной задумкой заставляет главную героиню не бросаться вниз с башни, а сделать харакири, заколовшись кинжалом. Помимо этого режиссерское присутствие в спектакле напоминает о себе разве только сеансом массажа, который делают в начале второго акта главному злодею Скарпиа, да еще тем, как этот последний швыряет Тоску на стол, одновременно скидывая с себя одежду. Результатом такого вот умозрительного подхода вкупе с отсутствием необходимых исполнителей становится фатальное для Пуччини понижение эмоциональной температуры спектакля, что относится и к дирижерской работе многоопытного Вольфа Горелика. Таким образом, в отличие от "Богемы" и "Баттерфляй" обращение Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко к "Тоске" (да еще на фоне чудом сохранившегося в репертуаре Большого спектакля Покровского) выглядит, мягко говоря, художественно немотивированным. Впрочем, театр и не скрывает, что постановка готовилась прежде всего для предстоящего большого турне по американской глубинке. Также в рубрике:
|