Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7421) 1 - 7 апреля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Дети ларька

"Половое покрытие". Центр драматургии и режиссуры

ТЕАТР

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Центр драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина для искателей и ценителей "нового театра" - место священное. Здесь, как известно, получили путевку в большую жизнь многие ныне модные авторы и постановщики, уже оккупировавшие академические театры и возводимые в ранг "культовых". За пять с лишним лет существования центра его продукция удостоилась чести номинироваться на "Золотую Маску" и прочие престижные премии, а также поучаствовать в крупных международных фестивалях. Никто не останавливает и дальнейшей поисковой работы. Правда, вопросами качества этого "нового театра" задаются немногие. Остальные и за вопрос это не считают. А между тем небрежные приемчики, выдаваемые за эксперимент чистой воды, вырываются за пределы центра, завоевывают театральную Москву, вкалывая ей щедрую дозу намеренного дилетантизма.

Новая работа центра предвещала очередное событие. Во-первых, братья Пресняковы со своей новой пьесой "Половое покрытие". Во-вторых, режиссер Ольга Субботина, один из идеологов и верных практиков центра. В-третьих, участие в спектакле весьма неплохих артистов, среди которых Владимир Скворцов, Артем Смола, Ольга Лапшина и даже молодая звезда Малого театра Глеб Подгородинский (к счастью, в премьерном спектакле он не участвовал, а потому репутация не пострадала). И публика, как водится, штурмовала двери маленького зальчика, из-за чего долго не могли начать спектакль, - народ решительно усаживался на ступеньки, а то и прямо на пол или подпирал стены. Но в ожидании события реальность спектакля быстро внесла свои коррективы. Спустя два десятка минут действо пустилось в демонстрацию своей тривиальности. За нехитрый студийно-студенческий спектакль оно еще могло бы сойти, но за зрелую постановку - никак.

То ли к пьесе братьев Пресняковых следовало подобрать какой-то адекватный подход, то ли она была писана наспех. Но есть у пьесы и одно веское оправдание - увесистый пародийный ключ. Ну не всерьез же в тысячу первый раз выводить на сцену мальчиков голубого окраса, сексуальных экстремалов, умалишенных, наркоманов и наркокурьеров, а также оживающий труп. Судя по тому, как посмеиваются братцы над модным и маломощным "вербатимом", они и ко всему прочему относятся весьма иронично. Впрочем, до поры. Когда ближе к финалу начинают звучать душещипательные откровения о жизни и смерти, взаимоотношениях поколений и сути бытия, вот тут-то парадоксальным образом и становится смешно по-настоящему. Валяли-валяли дурака и - на тебе - задумались. Логика хромает примерно так же, как в эпизоде с мальчиком, поименованным у Пресняковых "сфинксом" (Саша Костричкин). Рассказывает нежное дитя трем обалдуям длинную историю о пианисте Рубинштейне, а они послушали и выдали свой вердикт: "А иди-ка ты на х..., мальчик".

История Пресняковых в интерпретации Ольги Субботиной тянет на комический и мистический триллер. Двое парнишек-голубков, Николай (Артем Смола) и Андрей (Сергей Мухин), делая ремонт в съемной квартире, вытаскивают из-под полового покрытия... труп, чем несказанно пугают хозяина квартиры (Владимир Скворцов), обладающего целым букетом всевозможных пороков. Игорь Игоревич - Скворцов вихляет тощим задом, туго обтянутым оранжевыми брючками, а после "дозы" отправляется в ванную ловить диких мангустов. А с трупом - беда. То оголтелая свадьба в буквальном смысле свалится на голову из оконных проемов, и один из подгулявших гостей нечаянно прихватит с собой "задремавшего". То таскают его по зрительским рядам, норовя почему-то бросить под самолет (это типа абсурд, наверное). Ну а потом он (Юрий Шерстнев) сказочным образом оживает, оказываясь притом папашей квартирного хозяина, которого добросердечный сыночек некогда прибил, да похоронить забыл. Пареньки тоже претерпевают трансформацию, оказывается, они - братья, друг друга не слишком жалующие. И потекут бурным потоком вышеперечисленные рассуждения о смысле бытия, а заодно и выяснения, на каком свете в данный момент все пребывают.

Из всего этого Субботина пытается сотворить некий гротесковый балаган, что было бы весьма уместно. Но на деле публике подается миска с трудноперевариваемым блюдом, где намешаны не слишком сочетающиеся ингредиенты вроде ананаса с селедкой. То долго и статично страдает "тормоз" Николай - Смола, теребя в руках бесконечные письма к матери, где сладострастно описана виртуальная гибель братца. То вступает цыганская вакханалия неведомо чьей свадьбы, где пляшут до упаду в буквальном смысле слова, орут под караоке, а пышнотелая Невеста (Ольга Добрина) лихо садится на шпагат. А потом - раз, и нет свадьбы, и все ее участники просто вычеркнуты из действа. Зачем шумели, непонятно? Разве что для режиссерской "краски" - мол, мы и с массовым действом на дружеской ноге. И с монологами-диалогами тоже, когда в "аэропорту" поочередно являются эпизодические герои и что-то невнятно говорят. Даже небезызвестному мастеру раздевания Тарзану (в миру - Сергей Глушко) доверили приобщиться к "новому театру", дав возможность дебютировать на драматической сцене. Хотя, думается, у шеста в ночном клубе он куда более органичен. А что? Эксперимент все спишет. Пусть играет кто хочет и как может.

К слову, за исключением Скворцова и Смолы, мало ведомые миру артисты играют слабенько, как в заурядной самодеятельности. Но там хотя бы никто не претендует на поисковые откровения. Что же касается "нового театра", то, двигаясь от спектакля к спектаклю, начинаешь осознавать: молодые режиссеры-драматурги-актеры и все прочие, кто этим очарован, никак не хотят или не могут повзрослеть, поумнеть, измениться. Традиционный театр порой отвергается с порога как неактуальный и нежизнеспособный. А у молодого поколения творцов и зрителей - иные приоритеты, иные ритмы, образ жизни, наконец. Он-то и проецируется на сцену. Поневоле подумаешь: а может, ты сама "устарела" для восприятия подобных зрелищ? И тут же отметишь, что многим из этих драматургов-режиссеров-актеров уже хорошо за 30. Не детки, не тинейджеры и даже не бунтующая молодежь. Кто спорит, рутина и закисшие "традиции" способны в конце концов загубить самые благие начинания. Но ведь и подобный, какой-то неоперившийся, незрелый театр, педалирующий эту небрежность, отличается от настоящего, как ларек от супермаркета. В одном - изобилие (разного, впрочем, качества), в другом - скудность ассортимента, который к тому же может начать и портиться.

Также в рубрике:

ТЕАТР

  • Дети ларька
    "Половое покрытие". Центр драматургии и режиссуры

ТАНЕЦ

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;