Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7421) 1 - 7 апреля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеДети ларька"Половое покрытие". Центр драматургии и режиссуры ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Центр драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина для искателей и ценителей "нового театра" - место священное. Здесь, как известно, получили путевку в большую жизнь многие ныне модные авторы и постановщики, уже оккупировавшие академические театры и возводимые в ранг "культовых". За пять с лишним лет существования центра его продукция удостоилась чести номинироваться на "Золотую Маску" и прочие престижные премии, а также поучаствовать в крупных международных фестивалях. Никто не останавливает и дальнейшей поисковой работы. Правда, вопросами качества этого "нового театра" задаются немногие. Остальные и за вопрос это не считают. А между тем небрежные приемчики, выдаваемые за эксперимент чистой воды, вырываются за пределы центра, завоевывают театральную Москву, вкалывая ей щедрую дозу намеренного дилетантизма. Новая работа центра предвещала очередное событие. Во-первых, братья Пресняковы со своей новой пьесой "Половое покрытие". Во-вторых, режиссер Ольга Субботина, один из идеологов и верных практиков центра. В-третьих, участие в спектакле весьма неплохих артистов, среди которых Владимир Скворцов, Артем Смола, Ольга Лапшина и даже молодая звезда Малого театра Глеб Подгородинский (к счастью, в премьерном спектакле он не участвовал, а потому репутация не пострадала). И публика, как водится, штурмовала двери маленького зальчика, из-за чего долго не могли начать спектакль, - народ решительно усаживался на ступеньки, а то и прямо на пол или подпирал стены. Но в ожидании события реальность спектакля быстро внесла свои коррективы. Спустя два десятка минут действо пустилось в демонстрацию своей тривиальности. За нехитрый студийно-студенческий спектакль оно еще могло бы сойти, но за зрелую постановку - никак. То ли к пьесе братьев Пресняковых следовало подобрать какой-то адекватный подход, то ли она была писана наспех. Но есть у пьесы и одно веское оправдание - увесистый пародийный ключ. Ну не всерьез же в тысячу первый раз выводить на сцену мальчиков голубого окраса, сексуальных экстремалов, умалишенных, наркоманов и наркокурьеров, а также оживающий труп. Судя по тому, как посмеиваются братцы над модным и маломощным "вербатимом", они и ко всему прочему относятся весьма иронично. Впрочем, до поры. Когда ближе к финалу начинают звучать душещипательные откровения о жизни и смерти, взаимоотношениях поколений и сути бытия, вот тут-то парадоксальным образом и становится смешно по-настоящему. Валяли-валяли дурака и - на тебе - задумались. Логика хромает примерно так же, как в эпизоде с мальчиком, поименованным у Пресняковых "сфинксом" (Саша Костричкин). Рассказывает нежное дитя трем обалдуям длинную историю о пианисте Рубинштейне, а они послушали и выдали свой вердикт: "А иди-ка ты на х..., мальчик". История Пресняковых в интерпретации Ольги Субботиной тянет на комический и мистический триллер. Двое парнишек-голубков, Николай (Артем Смола) и Андрей (Сергей Мухин), делая ремонт в съемной квартире, вытаскивают из-под полового покрытия... труп, чем несказанно пугают хозяина квартиры (Владимир Скворцов), обладающего целым букетом всевозможных пороков. Игорь Игоревич - Скворцов вихляет тощим задом, туго обтянутым оранжевыми брючками, а после "дозы" отправляется в ванную ловить диких мангустов. А с трупом - беда. То оголтелая свадьба в буквальном смысле свалится на голову из оконных проемов, и один из подгулявших гостей нечаянно прихватит с собой "задремавшего". То таскают его по зрительским рядам, норовя почему-то бросить под самолет (это типа абсурд, наверное). Ну а потом он (Юрий Шерстнев) сказочным образом оживает, оказываясь притом папашей квартирного хозяина, которого добросердечный сыночек некогда прибил, да похоронить забыл. Пареньки тоже претерпевают трансформацию, оказывается, они - братья, друг друга не слишком жалующие. И потекут бурным потоком вышеперечисленные рассуждения о смысле бытия, а заодно и выяснения, на каком свете в данный момент все пребывают. Из всего этого Субботина пытается сотворить некий гротесковый балаган, что было бы весьма уместно. Но на деле публике подается миска с трудноперевариваемым блюдом, где намешаны не слишком сочетающиеся ингредиенты вроде ананаса с селедкой. То долго и статично страдает "тормоз" Николай - Смола, теребя в руках бесконечные письма к матери, где сладострастно описана виртуальная гибель братца. То вступает цыганская вакханалия неведомо чьей свадьбы, где пляшут до упаду в буквальном смысле слова, орут под караоке, а пышнотелая Невеста (Ольга Добрина) лихо садится на шпагат. А потом - раз, и нет свадьбы, и все ее участники просто вычеркнуты из действа. Зачем шумели, непонятно? Разве что для режиссерской "краски" - мол, мы и с массовым действом на дружеской ноге. И с монологами-диалогами тоже, когда в "аэропорту" поочередно являются эпизодические герои и что-то невнятно говорят. Даже небезызвестному мастеру раздевания Тарзану (в миру - Сергей Глушко) доверили приобщиться к "новому театру", дав возможность дебютировать на драматической сцене. Хотя, думается, у шеста в ночном клубе он куда более органичен. А что? Эксперимент все спишет. Пусть играет кто хочет и как может. К слову, за исключением Скворцова и Смолы, мало ведомые миру артисты играют слабенько, как в заурядной самодеятельности. Но там хотя бы никто не претендует на поисковые откровения. Что же касается "нового театра", то, двигаясь от спектакля к спектаклю, начинаешь осознавать: молодые режиссеры-драматурги-актеры и все прочие, кто этим очарован, никак не хотят или не могут повзрослеть, поумнеть, измениться. Традиционный театр порой отвергается с порога как неактуальный и нежизнеспособный. А у молодого поколения творцов и зрителей - иные приоритеты, иные ритмы, образ жизни, наконец. Он-то и проецируется на сцену. Поневоле подумаешь: а может, ты сама "устарела" для восприятия подобных зрелищ? И тут же отметишь, что многим из этих драматургов-режиссеров-актеров уже хорошо за 30. Не детки, не тинейджеры и даже не бунтующая молодежь. Кто спорит, рутина и закисшие "традиции" способны в конце концов загубить самые благие начинания. Но ведь и подобный, какой-то неоперившийся, незрелый театр, педалирующий эту небрежность, отличается от настоящего, как ларек от супермаркета. В одном - изобилие (разного, впрочем, качества), в другом - скудность ассортимента, который к тому же может начать и портиться. Также в рубрике:
|