Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7421) 1 - 7 апреля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаБах - музыка ХХ векаНа фестивале в Твери Татьяна ЛЕОНИДОВА Баховский фестиваль в Твери столь же дорог этому городу и его администрации, как Москве и столичным властям - Пасхальный. Это значительное культурное событие в жизни всего Тверского края, задуманное как "альтернатива засилью бескультурья", именуемого простонародно попсой. Художественный руководитель Баховского фестиваля и глава местной филармонии Владимир Боярский гордится своим детищем, делит радость с новыми мэром и губернатором, неустанно печется о достойном уровне события и размахе. Он же приглашает известных музыкантов, даже бахистов. Старательно реставрирует роскошный по акустике (а теперь и по внешнему виду) зал. Слушает советы Гарри Гродберга - главного идеолога форума и, по сути, его автора. Самолично продумывает концепцию каждого очередного праздника - ведь из года в год к имени Баха в названии добавляется то Мендельсон, то Гендель, то Вивальди, то венские классики... Вот уже второй раз подряд фестиваль идет под названием "И.С. Бах - музыка ХХ века". За один год тему не исчерпали и, по-видимому, не исчерпают и за два. Ибо на открытии фестиваля Святослав Бэлза известил всех, что "Бах - центральный человек музыки", а затем что "все композиторы - ученики Баха". Таким образом, и Верди, и Бизе, и Дунаевский, и Кальман оказались в числе полноправных учеников кантора Томаскирхе. А именно они вкупе с П.И.Чайковским попали в фестивальную программу Госоркестра Марка Горенштейна. Еще проще увязать с концепцией баховских недель в Твери вечер-закрытие: в местном цирке в День смеха, 1 апреля, выступят Биг-бэнд Игоря Бутмана и Лариса Долина. Ведь Бах-импровизация, а импровизация-джаз, и пусть себе репертуар г-жи Долиной несколько отличен даже от импровизаций трио "PlayBach" Жака Лусье. Пианист Игорь Лазько, органисты Гарри Гродберг и Марек Стефаньский, "Вивальди-оркестр" и даже брасс-ансамбль Большого театра "Каприз" оказались куда как традиционнее в репертуарной политике. А на открытии XII фестиваля музыку самого Баха, его истинного духовного ученика Шостаковича и затесавшегося в их общество Рихарда Штрауса играл оркестр Тверской филармонии - "Российская камерата" под руководством Вячеслава Трушина. Несмотря на нищенское существование, суммированного финансирования из городского и областного бюджетов хватает лишь на то, что язык не поворачивается назвать окладом, несмотря на недостаток концертной практики, оркестр играет вполне прилично. В Твери, к которой прикреплены москвичи-оркестранты, они бывают относительно регулярно, путешествуя в стареньком автобусе, на время пути превращающемся в газовую камеру. Кроме "Камераты", наверное, лишь Госоркестр часто балует гостеприимный город. Несколько слов о солистах. В "Бранденбургских" концертах, помимо прочих музыкантов, солировала Елизавета Трушина, дочь маэстро. Каждую фразу Трушина начинает акцентом, порожденным заветом отца всяким "первым звуком заявлять о себе". Но вряд ли есть какая бы то ни было художественная цель, оправдывающая бесконечную цепь столь неуместных "заявлений". А размашистый смычок и пережатый звук создают условия, непригодные для ансамблирования. Именно по этой причине в Концерте № 4 две вполне согласованные между собою поэтичные флейты (отцу и сыну Альберту Рацбауму и Александру Плисковскому нетрудно договориться, тем более что оба они стабильны и музыкальны) оказались фактически задавлены скрипкой. Но в последовавшем Концерте № 5 волей-неволей скрипке и тем более флейте Рацбаума пришлось уступить лидерство пианисту. Николай Петров лишний раз напомнил, что он - большой мастер. Именно этому исполнителю эстетизированная "обывательщина" и интеллектуальный юмор Шостаковича оказались близки и понятны. Петров не стал, как иные коллеги, мудрствовать лукаво и избавил замечательный Первый концерт (который с трубой) от излишнего академизма. В концерте Баха технически все было глаже, фортепиано непринужденно изливалось чистым и легким серебристым звуком. Солист показал себя и импровизатором: наличие украшений и их формы не заготавливались, а определялись по ходу музицирования. Он же направлял все движение музыки, держал темп и уверенно вел за собой оркестр. ...Отзвучали последние аккорды концерта, и Владимир Боярский обратился к аудитории с заключительной речью, поблагодарив всех завсегдатаев филармонии. Очередной Баховский фестиваль в Твери состоялся. Также в рубрике:
|