Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7421) 1 - 7 апреля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Бах - музыка ХХ века

На фестивале в Твери

Татьяна ЛЕОНИДОВА


Баховский фестиваль в Твери столь же дорог этому городу и его администрации, как Москве и столичным властям - Пасхальный. Это значительное культурное событие в жизни всего Тверского края, задуманное как "альтернатива засилью бескультурья", именуемого простонародно попсой. Художественный руководитель Баховского фестиваля и глава местной филармонии Владимир Боярский гордится своим детищем, делит радость с новыми мэром и губернатором, неустанно печется о достойном уровне события и размахе. Он же приглашает известных музыкантов, даже бахистов. Старательно реставрирует роскошный по акустике (а теперь и по внешнему виду) зал. Слушает советы Гарри Гродберга - главного идеолога форума и, по сути, его автора. Самолично продумывает концепцию каждого очередного праздника - ведь из года в год к имени Баха в названии добавляется то Мендельсон, то Гендель, то Вивальди, то венские классики... Вот уже второй раз подряд фестиваль идет под названием "И.С. Бах - музыка ХХ века". За один год тему не исчерпали и, по-видимому, не исчерпают и за два. Ибо на открытии фестиваля Святослав Бэлза известил всех, что "Бах - центральный человек музыки", а затем что "все композиторы - ученики Баха".

Таким образом, и Верди, и Бизе, и Дунаевский, и Кальман оказались в числе полноправных учеников кантора Томаскирхе. А именно они вкупе с П.И.Чайковским попали в фестивальную программу Госоркестра Марка Горенштейна. Еще проще увязать с концепцией баховских недель в Твери вечер-закрытие: в местном цирке в День смеха, 1 апреля, выступят Биг-бэнд Игоря Бутмана и Лариса Долина. Ведь Бах-импровизация, а импровизация-джаз, и пусть себе репертуар г-жи Долиной несколько отличен даже от импровизаций трио "PlayBach" Жака Лусье.

Пианист Игорь Лазько, органисты Гарри Гродберг и Марек Стефаньский, "Вивальди-оркестр" и даже брасс-ансамбль Большого театра "Каприз" оказались куда как традиционнее в репертуарной политике. А на открытии XII фестиваля музыку самого Баха, его истинного духовного ученика Шостаковича и затесавшегося в их общество Рихарда Штрауса играл оркестр Тверской филармонии - "Российская камерата" под руководством Вячеслава Трушина. Несмотря на нищенское существование, суммированного финансирования из городского и областного бюджетов хватает лишь на то, что язык не поворачивается назвать окладом, несмотря на недостаток концертной практики, оркестр играет вполне прилично. В Твери, к которой прикреплены москвичи-оркестранты, они бывают относительно регулярно, путешествуя в стареньком автобусе, на время пути превращающемся в газовую камеру. Кроме "Камераты", наверное, лишь Госоркестр часто балует гостеприимный город.

Несколько слов о солистах. В "Бранденбургских" концертах, помимо прочих музыкантов, солировала Елизавета Трушина, дочь маэстро. Каждую фразу Трушина начинает акцентом, порожденным заветом отца всяким "первым звуком заявлять о себе". Но вряд ли есть какая бы то ни было художественная цель, оправдывающая бесконечную цепь столь неуместных "заявлений". А размашистый смычок и пережатый звук создают условия, непригодные для ансамблирования. Именно по этой причине в Концерте № 4 две вполне согласованные между собою поэтичные флейты (отцу и сыну Альберту Рацбауму и Александру Плисковскому нетрудно договориться, тем более что оба они стабильны и музыкальны) оказались фактически задавлены скрипкой. Но в последовавшем Концерте № 5 волей-неволей скрипке и тем более флейте Рацбаума пришлось уступить лидерство пианисту.

Николай Петров лишний раз напомнил, что он - большой мастер. Именно этому исполнителю эстетизированная "обывательщина" и интеллектуальный юмор Шостаковича оказались близки и понятны. Петров не стал, как иные коллеги, мудрствовать лукаво и избавил замечательный Первый концерт (который с трубой) от излишнего академизма. В концерте Баха технически все было глаже, фортепиано непринужденно изливалось чистым и легким серебристым звуком. Солист показал себя и импровизатором: наличие украшений и их формы не заготавливались, а определялись по ходу музицирования. Он же направлял все движение музыки, держал темп и уверенно вел за собой оркестр.

...Отзвучали последние аккорды концерта, и Владимир Боярский обратился к аудитории с заключительной речью, поблагодарив всех завсегдатаев филармонии. Очередной Баховский фестиваль в Твери состоялся.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;