Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7425) 29 апреля - 12 мая 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Государственный выборЛавры к лаврамТеатральное искусство Ирина АЛПАТОВА Каждый год по весне газета "Культура" принимает на себя нелегкую обязанность представлять широкому кругу читателей номинантов очередной Госпремии РФ. Среди огромного обилия премий, поселившихся ныне в нашем Отечестве, премия, присуждаемая и вручаемая от имени государства, имеет, несомненно, особые значение и место. Государство таким образом не только награждает то, что, по его мнению, оказалось лучшим в искусстве за прошедший год, но и определяет "государственный мейнстрим", те направления, в которых должна развиваться национальная культура, если она, конечно, хочет быть одобренной и поддержанной государством. Сложность представления заключается в том, что часто оценки наших экспертов не совпадают с решениями государственной комиссии, а традиция общественного обсуждения номинантов Госпремии как-то тихо и незаметно сошла на нет. Поэтому мы намеренно (за редчайшим исключением) отказываемся от высказывания каких-либо соображений по поводу адекватности госпремиальных решений, сводя свою задачу к попытке объяснить читателям кто есть кто в этом списке. Фигуранты, выдвинутые на Государственную премию РФ 2003 года, на сей раз (впрочем, как и всегда) никого не удивили. Более того, главная отечественная премия, хронологически вручаемая после многих других, как водится, отмечает уже не единожды награжденных, увенчанных всевозможными лаврами - от столичных до всероссийских. Ярчайший пример этого года - два спектакля ("Ревизор" Санкт-Петербургского Александринского театра и "Правда - хорошо, а счастье лучше" Малого). "Ревизор" уже дважды становился лауреатом в номинации "Лучший спектакль сезона" - получил питерский "Золотой софит" и национальную "Золотую Маску". Грех не добиться вожделенной призовой троицы, тем более что в выдвижении этой постановки Валерия Фокина как нельзя лучше угадывается пресловутый "государственный выбор". Неслучайно ведь и представлен спектакль Министерством культуры РФ. "Ревизор", открывший масштабную пятилетнюю совместную программу Александринского театра и московского Центра имени Вс.Мейерхольда "Новая жизнь традиции", безусловно, ценен не только творческими достижениями, но и некоей культурной "миссией", нацеленной на возрождение одного из старейших "имперских" театров России. Кстати, не имеющий формально никакого отношения к вышеупомянутой программе спектакль Малого театра "Правда - хорошо..." в постановке Сергея Женовача фактически находится в этом же русле. Опытному режиссеру, не стороннику постмодернистских экспериментов по псевдоосовремениванию классики, как раз и удалось замечательным образом "оживить" академические традиции. Неслучайно же минувший фестиваль "Золотая Маска" одарил спектакль Женовача спецпризом жюри "За актерский ансамбль". А еще раньше та же "Правда..." уверенно лидировала среди "гвоздей" прошлого московского театрального сезона. Номинировало же спектакль как раз самое что ни на есть новаторское заведение - Центр Мейерхольда. Кстати, еще одним номинантом, попавшим почему-то в раздел "Просветительская деятельность", оказался директор и актер того же Малого театра Виктор Коршунов - "За сохранение и развитие традиций актерской школы". Так что повышенное внимание, уделяемое вопросам "традиционализма", явно свидетельствует о том, что одержимому экспериментаторством отечественному театру не мешало бы оглянуться назад, на свою историю. Тем не менее, избавляясь от охранительного консерватизма, "государственный выбор" время от времени останавливается на исканиях и новаторствах преимущественно молодежного толка. Не столь давно лауреатом Госпремии стал все тот же Центр Мейерхольда, теперь наступил черед Центра драматургии и режиссуры (в качестве номинантов представлены его создатели Алексей Казанцев и Михаил Рощин). Не заметить это благое начинание, давшее путевку в большую жизнь многим ныне суперпопулярным драматургам и режиссерам, было бы несправедливо. С другой стороны, этот центр мог бы оказаться в зоне внимания и раньше, поскольку сегодня, перешагнув пятилетний рубеж своей деятельности, он уже гораздо реже радует открытиями значительными и перспективными. Отметить следует и тот факт, что номинанты 2003 года представляют в основном российские столицы. А вот провинция и национальные театральные образования отчасти обойдены вниманием. В список попали лишь постановщики и исполнители главных ролей в спектакле Чувашского государственного академического драматического театра имени К.Иванова "Свет далекого счастья" да актеры, участвующие в спектакле "Брак по-итальянски" Саратовского академического ТЮЗа имени Ю.Киселева. Если последний коллектив отличается устойчивой репутацией и хорошо знаком столичной и фестивальной публике, то чувашский театр известен менее. Но, вероятно, национальное министерство культуры, сделавшее представление, осознавало его значимость. Куда больше вопросов вызывает появление в списках номинантов спектакля "Пролетный гусь" МХАТа имени Чехова. Спору нет, освоение театром современной прозы высочайшего уровня (а в данном случае речь идет о творчестве Виктора Астафьева) - дело благородное. Но сам спектакль Марины Брусникиной более похож на хорошую ученическую работу, некий профессиональный актерский тренинг, нежели на произведение большого искусства. Да и аудитория у него, идущего на крошечной Новой сцене МХАТа, признаться, незначительна. Что же касается отдельных актерских выдвижений, то стоит порадоваться, что исполнители представлены в основном молодые (самый старший из них, Андрей Смоляков, принадлежит к поколению 40-летних). Причем среди них есть как хорошо "раскрученные" (та же Чулпан Хаматова, взявшая "Золотую Маску" в качестве лучшей актрисы), так и пока менее известные. Но не менее талантливые - Денис Суханов и Григорий Сиятвинда (оба из Сатирикона). Кстати, их выдвижение - лучший комплимент театру, руководимому Константином Райкиным. Как известно, долгое время Сатирикон считался театром одной звезды, то есть самого Райкина. Теперь же там подросла вполне достойная смена, не уступающая лидеру ни в темпераменте, ни в мастерстве. Что же касается выдвижения (кстати, газетой "Культура") на государственную премию 2003 года группы театроведов и театральных деятелей (Ирина Виноградская, Олег Ефремов (посмертно), Анатолий Смелянский, Инна Соловьева) за многолетние научные исследования и публикацию наследия основателей Художественного театра и его выдающихся деятелей, то здесь комментарии излишни. Серьезные научные труды, масштабные и высокопрофессиональные, сегодня на вес золота. И, естественно, послужат мощной исследовательской базой для будущих историков театра. Также в рубрике:
|