Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7425) 29 апреля - 12 мая 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Государственный выбор

Лавры к лаврам

Театральное искусство

Ирина АЛПАТОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Каждый год по весне газета "Культура" принимает на себя нелегкую обязанность представлять широкому кругу читателей номинантов очередной Госпремии РФ. Среди огромного обилия премий, поселившихся ныне в нашем Отечестве, премия, присуждаемая и вручаемая от имени государства, имеет, несомненно, особые значение и место. Государство таким образом не только награждает то, что, по его мнению, оказалось лучшим в искусстве за прошедший год, но и определяет "государственный мейнстрим", те направления, в которых должна развиваться национальная культура, если она, конечно, хочет быть одобренной и поддержанной государством. Сложность представления заключается в том, что часто оценки наших экспертов не совпадают с решениями государственной комиссии, а традиция общественного обсуждения номинантов Госпремии как-то тихо и незаметно сошла на нет. Поэтому мы намеренно (за редчайшим исключением) отказываемся от высказывания каких-либо соображений по поводу адекватности госпремиальных решений, сводя свою задачу к попытке объяснить читателям кто есть кто в этом списке.

Фигуранты, выдвинутые на Государственную премию РФ 2003 года, на сей раз (впрочем, как и всегда) никого не удивили. Более того, главная отечественная премия, хронологически вручаемая после многих других, как водится, отмечает уже не единожды награжденных, увенчанных всевозможными лаврами - от столичных до всероссийских. Ярчайший пример этого года - два спектакля ("Ревизор" Санкт-Петербургского Александринского театра и "Правда - хорошо, а счастье лучше" Малого). "Ревизор" уже дважды становился лауреатом в номинации "Лучший спектакль сезона" - получил питерский "Золотой софит" и национальную "Золотую Маску". Грех не добиться вожделенной призовой троицы, тем более что в выдвижении этой постановки Валерия Фокина как нельзя лучше угадывается пресловутый "государственный выбор". Неслучайно ведь и представлен спектакль Министерством культуры РФ. "Ревизор", открывший масштабную пятилетнюю совместную программу Александринского театра и московского Центра имени Вс.Мейерхольда "Новая жизнь традиции", безусловно, ценен не только творческими достижениями, но и некоей культурной "миссией", нацеленной на возрождение одного из старейших "имперских" театров России.

Кстати, не имеющий формально никакого отношения к вышеупомянутой программе спектакль Малого театра "Правда - хорошо..." в постановке Сергея Женовача фактически находится в этом же русле. Опытному режиссеру, не стороннику постмодернистских экспериментов по псевдоосовремениванию классики, как раз и удалось замечательным образом "оживить" академические традиции. Неслучайно же минувший фестиваль "Золотая Маска" одарил спектакль Женовача спецпризом жюри "За актерский ансамбль". А еще раньше та же "Правда..." уверенно лидировала среди "гвоздей" прошлого московского театрального сезона. Номинировало же спектакль как раз самое что ни на есть новаторское заведение - Центр Мейерхольда. Кстати, еще одним номинантом, попавшим почему-то в раздел "Просветительская деятельность", оказался директор и актер того же Малого театра Виктор Коршунов - "За сохранение и развитие традиций актерской школы". Так что повышенное внимание, уделяемое вопросам "традиционализма", явно свидетельствует о том, что одержимому экспериментаторством отечественному театру не мешало бы оглянуться назад, на свою историю.

Тем не менее, избавляясь от охранительного консерватизма, "государственный выбор" время от времени останавливается на исканиях и новаторствах преимущественно молодежного толка. Не столь давно лауреатом Госпремии стал все тот же Центр Мейерхольда, теперь наступил черед Центра драматургии и режиссуры (в качестве номинантов представлены его создатели Алексей Казанцев и Михаил Рощин). Не заметить это благое начинание, давшее путевку в большую жизнь многим ныне суперпопулярным драматургам и режиссерам, было бы несправедливо. С другой стороны, этот центр мог бы оказаться в зоне внимания и раньше, поскольку сегодня, перешагнув пятилетний рубеж своей деятельности, он уже гораздо реже радует открытиями значительными и перспективными.

Отметить следует и тот факт, что номинанты 2003 года представляют в основном российские столицы. А вот провинция и национальные театральные образования отчасти обойдены вниманием. В список попали лишь постановщики и исполнители главных ролей в спектакле Чувашского государственного академического драматического театра имени К.Иванова "Свет далекого счастья" да актеры, участвующие в спектакле "Брак по-итальянски" Саратовского академического ТЮЗа имени Ю.Киселева. Если последний коллектив отличается устойчивой репутацией и хорошо знаком столичной и фестивальной публике, то чувашский театр известен менее. Но, вероятно, национальное министерство культуры, сделавшее представление, осознавало его значимость.

Куда больше вопросов вызывает появление в списках номинантов спектакля "Пролетный гусь" МХАТа имени Чехова. Спору нет, освоение театром современной прозы высочайшего уровня (а в данном случае речь идет о творчестве Виктора Астафьева) - дело благородное. Но сам спектакль Марины Брусникиной более похож на хорошую ученическую работу, некий профессиональный актерский тренинг, нежели на произведение большого искусства. Да и аудитория у него, идущего на крошечной Новой сцене МХАТа, признаться, незначительна.

Что же касается отдельных актерских выдвижений, то стоит порадоваться, что исполнители представлены в основном молодые (самый старший из них, Андрей Смоляков, принадлежит к поколению 40-летних). Причем среди них есть как хорошо "раскрученные" (та же Чулпан Хаматова, взявшая "Золотую Маску" в качестве лучшей актрисы), так и пока менее известные. Но не менее талантливые - Денис Суханов и Григорий Сиятвинда (оба из Сатирикона). Кстати, их выдвижение - лучший комплимент театру, руководимому Константином Райкиным. Как известно, долгое время Сатирикон считался театром одной звезды, то есть самого Райкина. Теперь же там подросла вполне достойная смена, не уступающая лидеру ни в темпераменте, ни в мастерстве.

Что же касается выдвижения (кстати, газетой "Культура") на государственную премию 2003 года группы театроведов и театральных деятелей (Ирина Виноградская, Олег Ефремов (посмертно), Анатолий Смелянский, Инна Соловьева) за многолетние научные исследования и публикацию наследия основателей Художественного театра и его выдающихся деятелей, то здесь комментарии излишни. Серьезные научные труды, масштабные и высокопрофессиональные, сегодня на вес золота. И, естественно, послужат мощной исследовательской базой для будущих историков театра.

Также в рубрике:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;