Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7425) 29 апреля - 12 мая 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Вихрь "свежих мордочек"

Конфликт поколений вечен, но надоедлив

НАБЛЮДЕНИЕ

Андрей КРОТКОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


У людей живых и реальных жизнь с определенного момента начинает состоять из воспоминаний. Увы, это неизбежно - возраст, утрата перспективы, упадок сил, проблемы со здоровьем... Конкуренция, наконец. И неизбежная, как бы ей ни сопротивляться, смена поколений. Грустная тема, не хочется в нее углубляться.

В прежние времена можно было уйти от темы (и проблемы), замкнувшись в частной жизни. Возможностей для такой замкнутости тогда было сколько угодно. А теперь не получится. Потому что "окно в мир" - телевизор - вот он, протяни только руку или щелкни пультом, не вставая с дивана.

Взамен расчисленной официозности советского телевещания, формировавшего благостно-идеологическую картину сверхстабильной действительности, нынешняя телепанорама вдвигает в мозги телезрителя агрессивный динамизм постоянно меняющегося мира, где "кто не успел, тот опоздал" и "кто смел, тот съел". Засохнуть не дадут, даже если очень захочешь.

Давно уже ушел в прошлое принцип деления вещательной сетки на программы молодежные и программы для тех, кому, как говорится, далеко за восемнадцать. Давно уже нет Главной редакции молодежных программ ЦТ. Это нормально: люди разных поколений живут синхронно, смотрят что желают, распорядок собственного бытия к телеэкрану не привязывают. И в этой здравомысленной нормальности сразу же находит себе место смещенная ненормальность. Телеэфир рассечен грубым и глубоким швом. По одну сторону этого ментального шва-шрама - сплошное ретро для тех, у кого, дескать, отцвели хризантемы; по другую - сплошной супермодерн для тех, кто "обожает кататься и ненавидит потеть".

Нельзя не вспомнить с благодарностью покойного Леонида Филатова и его программу "Чтобы помнили...". Нельзя забыть деликатность, с которой автор цикла делал свои "ретро", посвященные высочайшим профессионалам актерского цеха. Мы как-то не особенно задумываемся, что принципиальное отличие прежней советской "системы актерского обеспечения" от аналогичной западной системы (прежде всего американской) заключалось в преобладающей универсальности мастеров. Они равно успешно работали в кино, в театре, выходили на сцену в роли чтецов и исполнителей скетчей, занимались "чесом" (доходными гастролями), присутствовали в "гостиных", на "Огоньках", в "Кинопанорамах" и "Вокруг смеха". Профессионализм актера, лицедея, человека, выходящего пред очи публики и способного эту публику удерживать без возникающего у нее чувства потерянного времени, - такой профессионализм тогда еще не связывался с образом некоего шоумена.

Шоумен - новейший тип последнего времени, приобретающий все большее распространение. По телеэфиру растекается своеобразный "культурный бульон", в котором вывариваются и приобретают почти неразличимо одинаковый вид и вкус самые различные человеческие индивидуальности. Профессионализм шоумена состоит в его умении включиться в любой зрелищный формат, отработать свои природные и профессиональные данные, поучаствовать в распределении внимания аудитории таким образом, чтобы винегретно-неорганический характер зрелища остался незамеченным, чтобы банальности и тривиальные ходы утонули в напористой динамике. При этом совершенно не важны ни изначальная специализация шоумена, ни характер и тематика отрабатываемого шоу. Он может быть актером, певцом, танцором, стриптизером, писателем, теледиктором, министром, журналистом, а то и просто рядовым участником последнего крупного скандала. Если ему совсем нечего сказать и показать, он может просто снять штаны и показать то, чем его одарила природа; если он не уверен в успехе показа, то может спровоцировать на него участников шоу.

Рина Васильевна Зеленая в давних уже мемуарах с тонкой, блестящей иронией отозвалась о юных актрисах, которые, "прижимая красивые руки к красивой груди, взволнованно рассказывают, как они творят в искусстве и что они уже натворили". Почти синхронно с ней Фаина Георгиевна Раневская, озвучивая мультяшку про Малыша и Карлсона, ядовито сымпровизировала прямо в студийный микрофон реплику насчет работающих на ТВ "молодых красивых мужчин в самом расцвете сил": "Там этого добра хватает и без вас!"

Писанное и говоренное в 1970-х прямо относится к настоящему времени.

Недавний повторный прогон нашумевшего сериала "Бригада" (REN ТВ) был дополнен повтором отснятых сразу после картины коротких актерских интервью. Я не принадлежу к числу тех, кто прямо связывает рост преступности с увеличением на ТВ количества лент криминальной тематики, - не так все просто, как кажется. Но с "чувством глубокого морального неудовлетворения" слушал рассказы молодых актеров о съемках - ибо ничего, кроме вальяжных поз, крутых словечек, обширной распальцовки и воспоминаний о забавных недоразумениях и "приколах" во время съемок, они продемонстрировать не смогли. Даже если сделать скидку на то, что "Бригада" - не "Война и мир", а Безруков - не Качалов (пока), то развить успех можно было бы и пофундаментальнее. Ребята словно не вышли из образа и продолжали наигрывать "крутых". Зачем? Шоуменства ради? Уверен, что коллектив "Бригады" в обозримом будущем без предложений не останется.

Своего рода знаковым событием последнего времени стала метаморфоза, произошедшая с Ренатой Литвиновой. Обаятельная, хрупкая сценаристка умело и ненавязчиво создавала свой синтетический образ "ретросовременницы". Внешнее сходство с Марлен Дитрих, вкрадчивые, шелестящие интонации голоса, тщательно продуманная содержательная речь, скромная отстраненность от кулис и кухни шоу-бизнеса, участие в создании ностальгических киноремейков - все это было симпатично и по-своему стильно. Однако лунно-египетский таинственный имидж во вкусе 1920-х был посчитан исчерпанным, и вместо него появилась другая Рената Литвинова. Отвязная, словно бы раздраженная и чем-то вечно недовольная, сменившая мягкий плюрализм суждений и рекомендаций на безапелляционно-агрессивный тон кинодивы, которая одна знает, как надо и как не надо, что стильно, а что "отстойно". Если это тоже наигрыш, то явно неудачный. Скопированный с поведения кошки, которая, как известно, может ластиться и мурлыкать, а может шипеть и царапаться.

"Самовыражение" и "самореализация" - наиболее ходовые словечки-оправдания в лексиконе тех, кто выходит на телеэкран без подтвержденных к тому оснований. Даже если основания есть, даже если они выявляются в ходе телезрелища - все равно процесс кастинга, напоминающий кипение страстей вокруг футбольного тотализатора или рысистых бегов, в конечном счете оказывается по ту сторону добра и зла. Так получилось с нашумевшим "За стеклом", где аудиторию соблазнили элементарным приемом подглядывания, а характер конфликтности и речевой уровень "самовыражения" персонажей соответствовали, увы, всего лишь их юному возрасту - и ничему больше. Так получается с "Фабрикой звезд" - бурной, шумной, по-своему эффектной, но совершенно пустопорожней разновидностью американских танцевальных марафонов. Победители фабричного конвейера достойно вознаграждаются и занимают заметное место в иерархии шоу-бизнеса, за них можно только порадоваться - молодцы, ребята, прорвались! А что дальше? Ждать, когда будет прорываться следующий батальон?

Песенный лозунг "Молодым везде у нас дорога" совершенно справедлив. Как говорил Сомерсет Моэм, нет ничего смешнее и противнее человека, который брюзжит и требует от времени, чтобы оно стояло на месте заодно с ним. Но нельзя забывать и циничный, не цитируемый у нас принцип коммерческого ТВ: "Fresh jaw is the first", то есть "Свежая мордочка прежде всего". Если тотальная шоуменизация продолжится и примет всеобъемлющий характер, то вихрь "свежих мордочек" сметет всю прочую благодать и в будущем не окажется материала для съемок передачи, подобной "Чтобы помнили...". Разве стольких упомнишь?

Также в рубрике:

НАБЛЮДЕНИЕ

ЗОНА

ПРЕМЬЕРА

ПАМЯТЬ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;