Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7425) 29 апреля - 12 мая 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительВихрь "свежих мордочек"Конфликт поколений вечен, но надоедлив НАБЛЮДЕНИЕАндрей КРОТКОВ У людей живых и реальных жизнь с определенного момента начинает состоять из воспоминаний. Увы, это неизбежно - возраст, утрата перспективы, упадок сил, проблемы со здоровьем... Конкуренция, наконец. И неизбежная, как бы ей ни сопротивляться, смена поколений. Грустная тема, не хочется в нее углубляться. В прежние времена можно было уйти от темы (и проблемы), замкнувшись в частной жизни. Возможностей для такой замкнутости тогда было сколько угодно. А теперь не получится. Потому что "окно в мир" - телевизор - вот он, протяни только руку или щелкни пультом, не вставая с дивана. Взамен расчисленной официозности советского телевещания, формировавшего благостно-идеологическую картину сверхстабильной действительности, нынешняя телепанорама вдвигает в мозги телезрителя агрессивный динамизм постоянно меняющегося мира, где "кто не успел, тот опоздал" и "кто смел, тот съел". Засохнуть не дадут, даже если очень захочешь. Давно уже ушел в прошлое принцип деления вещательной сетки на программы молодежные и программы для тех, кому, как говорится, далеко за восемнадцать. Давно уже нет Главной редакции молодежных программ ЦТ. Это нормально: люди разных поколений живут синхронно, смотрят что желают, распорядок собственного бытия к телеэкрану не привязывают. И в этой здравомысленной нормальности сразу же находит себе место смещенная ненормальность. Телеэфир рассечен грубым и глубоким швом. По одну сторону этого ментального шва-шрама - сплошное ретро для тех, у кого, дескать, отцвели хризантемы; по другую - сплошной супермодерн для тех, кто "обожает кататься и ненавидит потеть". Нельзя не вспомнить с благодарностью покойного Леонида Филатова и его программу "Чтобы помнили...". Нельзя забыть деликатность, с которой автор цикла делал свои "ретро", посвященные высочайшим профессионалам актерского цеха. Мы как-то не особенно задумываемся, что принципиальное отличие прежней советской "системы актерского обеспечения" от аналогичной западной системы (прежде всего американской) заключалось в преобладающей универсальности мастеров. Они равно успешно работали в кино, в театре, выходили на сцену в роли чтецов и исполнителей скетчей, занимались "чесом" (доходными гастролями), присутствовали в "гостиных", на "Огоньках", в "Кинопанорамах" и "Вокруг смеха". Профессионализм актера, лицедея, человека, выходящего пред очи публики и способного эту публику удерживать без возникающего у нее чувства потерянного времени, - такой профессионализм тогда еще не связывался с образом некоего шоумена. Шоумен - новейший тип последнего времени, приобретающий все большее распространение. По телеэфиру растекается своеобразный "культурный бульон", в котором вывариваются и приобретают почти неразличимо одинаковый вид и вкус самые различные человеческие индивидуальности. Профессионализм шоумена состоит в его умении включиться в любой зрелищный формат, отработать свои природные и профессиональные данные, поучаствовать в распределении внимания аудитории таким образом, чтобы винегретно-неорганический характер зрелища остался незамеченным, чтобы банальности и тривиальные ходы утонули в напористой динамике. При этом совершенно не важны ни изначальная специализация шоумена, ни характер и тематика отрабатываемого шоу. Он может быть актером, певцом, танцором, стриптизером, писателем, теледиктором, министром, журналистом, а то и просто рядовым участником последнего крупного скандала. Если ему совсем нечего сказать и показать, он может просто снять штаны и показать то, чем его одарила природа; если он не уверен в успехе показа, то может спровоцировать на него участников шоу. Рина Васильевна Зеленая в давних уже мемуарах с тонкой, блестящей иронией отозвалась о юных актрисах, которые, "прижимая красивые руки к красивой груди, взволнованно рассказывают, как они творят в искусстве и что они уже натворили". Почти синхронно с ней Фаина Георгиевна Раневская, озвучивая мультяшку про Малыша и Карлсона, ядовито сымпровизировала прямо в студийный микрофон реплику насчет работающих на ТВ "молодых красивых мужчин в самом расцвете сил": "Там этого добра хватает и без вас!" Писанное и говоренное в 1970-х прямо относится к настоящему времени. Недавний повторный прогон нашумевшего сериала "Бригада" (REN ТВ) был дополнен повтором отснятых сразу после картины коротких актерских интервью. Я не принадлежу к числу тех, кто прямо связывает рост преступности с увеличением на ТВ количества лент криминальной тематики, - не так все просто, как кажется. Но с "чувством глубокого морального неудовлетворения" слушал рассказы молодых актеров о съемках - ибо ничего, кроме вальяжных поз, крутых словечек, обширной распальцовки и воспоминаний о забавных недоразумениях и "приколах" во время съемок, они продемонстрировать не смогли. Даже если сделать скидку на то, что "Бригада" - не "Война и мир", а Безруков - не Качалов (пока), то развить успех можно было бы и пофундаментальнее. Ребята словно не вышли из образа и продолжали наигрывать "крутых". Зачем? Шоуменства ради? Уверен, что коллектив "Бригады" в обозримом будущем без предложений не останется. Своего рода знаковым событием последнего времени стала метаморфоза, произошедшая с Ренатой Литвиновой. Обаятельная, хрупкая сценаристка умело и ненавязчиво создавала свой синтетический образ "ретросовременницы". Внешнее сходство с Марлен Дитрих, вкрадчивые, шелестящие интонации голоса, тщательно продуманная содержательная речь, скромная отстраненность от кулис и кухни шоу-бизнеса, участие в создании ностальгических киноремейков - все это было симпатично и по-своему стильно. Однако лунно-египетский таинственный имидж во вкусе 1920-х был посчитан исчерпанным, и вместо него появилась другая Рената Литвинова. Отвязная, словно бы раздраженная и чем-то вечно недовольная, сменившая мягкий плюрализм суждений и рекомендаций на безапелляционно-агрессивный тон кинодивы, которая одна знает, как надо и как не надо, что стильно, а что "отстойно". Если это тоже наигрыш, то явно неудачный. Скопированный с поведения кошки, которая, как известно, может ластиться и мурлыкать, а может шипеть и царапаться. "Самовыражение" и "самореализация" - наиболее ходовые словечки-оправдания в лексиконе тех, кто выходит на телеэкран без подтвержденных к тому оснований. Даже если основания есть, даже если они выявляются в ходе телезрелища - все равно процесс кастинга, напоминающий кипение страстей вокруг футбольного тотализатора или рысистых бегов, в конечном счете оказывается по ту сторону добра и зла. Так получилось с нашумевшим "За стеклом", где аудиторию соблазнили элементарным приемом подглядывания, а характер конфликтности и речевой уровень "самовыражения" персонажей соответствовали, увы, всего лишь их юному возрасту - и ничему больше. Так получается с "Фабрикой звезд" - бурной, шумной, по-своему эффектной, но совершенно пустопорожней разновидностью американских танцевальных марафонов. Победители фабричного конвейера достойно вознаграждаются и занимают заметное место в иерархии шоу-бизнеса, за них можно только порадоваться - молодцы, ребята, прорвались! А что дальше? Ждать, когда будет прорываться следующий батальон? Песенный лозунг "Молодым везде у нас дорога" совершенно справедлив. Как говорил Сомерсет Моэм, нет ничего смешнее и противнее человека, который брюзжит и требует от времени, чтобы оно стояло на месте заодно с ним. Но нельзя забывать и циничный, не цитируемый у нас принцип коммерческого ТВ: "Fresh jaw is the first", то есть "Свежая мордочка прежде всего". Если тотальная шоуменизация продолжится и примет всеобъемлющий характер, то вихрь "свежих мордочек" сметет всю прочую благодать и в будущем не окажется материала для съемок передачи, подобной "Чтобы помнили...". Разве стольких упомнишь? Также в рубрике:
|