Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7571) 15 - 21 марта 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНе долетелиПремьера "Чайки" в Московском музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко БАЛЕТЕкатерина БЕЛЯЕВА
В Москве столько говорили о предстоящей премьере "Чайки" Джона Ноймайера, что казалось - спроси прохожего на Дмитровке, и он с умным видом поведает, что "Чайка" - это балет, а показывают его вот здесь - в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Продвижение культуры в массы не может не радовать. Премьерные показы прошли на прошлой неделе, имели определенный успех, однако чуда не случилось. На то есть множество причин. Во-первых, спектакль представляет собой всего лишь перенос гамбургского, и свеж он был в 2002 году, когда на балетный фестиваль съехалась сотня журналистов и публика приветствовала хореографа двадцать минут стоя. Во-вторых, Ноймайер гастролировал с этим спектаклем в Петербурге - "Чайку" сыграли там три раза, и уважающие себя театралы спектакль посмотрели на юбилее города на Неве, а сравнивать московскую версию и оригинал не возьмусь из соображений политкорректности. Наконец, в-третьих, стиль Ноймайера сложен и непостижим за два месяца репетиций. Хотя его опусы уже в третий раз проникают на русскую сцену (напомним, что был Мариинский и Большой), с этим авангардистом мы тотально опоздали лет этак на тридцать, так же как с Бежаром, Эком или Килианом. Поэтому любая наша радость по поводу постановок балетов этих гениев в наших театрах будет сродни домашней радости. Это не значит, что "Чайку" зря поставили. Вовсе не зря, но вышеперечисленные факты нельзя не учитывать. Кстати, Музыкальный театр сейчас находится в весьма выигрышной позиции - нет диктата худрука, как в Большом, нет засилья балерин, как в Мариинке, основной, со временем исправимый недостаток - дефицит актерских индивидуальностей. Но если руководство пойдет по пути приглашения качественных постановщиков уровня Джона Ноймайера и Матса Эка, а не будет заниматься ерундой вроде реанимирования нафталина от советского драмбалета и детских утренников от Виноградова, то у балетной труппы будет шанс обрести собственное лицо. Уверена, что если еще что-то в будущем закажут тому же Ноймайеру, то второй опыт будет эффективнее. А там, глядишь, Ноймайер согласится на эксклюзив, то есть на специальную постановку для труппы. Также важно, чтобы вытянутые хореографом из кордебалета мальчики и девочки не сломались на тривиальной классике, из которой, увы, построен репертуар балета Музыкального театра. Потенциал у ребят определенно есть. Вот такие мысли о светлом будущем в духе чеховских героинь приходят в голову. Что же мы имеем с "Чайкой" на сегодняшний момент? Дизайнерский спектакль (автор концепции декораций, костюмов и света - Джон Ноймайер), аккуратно воспроизведенный на сцене Музыкального театра под присмотром автора. Интересно сыгранный Феликсом Коробовым музыкальный материал - тут и Шостакович разного периода, и Чайковский, и Скрябин, и Гленни. Однако гармонии между сценой и оркестровой ямой не было никакой - будто одни глухие, а другие слепые. Пока трудно разобраться, кто прав, а кто виноват. Думаю, со временем диссонанс сгладится - "Чайку" обещают играть в больших количествах. Кордебалет сильно порадовал - видна ловкая рука Радика Зарипова и других немецких педагогов. Танцы девушек в "Ревю" второго акта замечательны. Так же, как и исполнение двух балетов в балете, а именно "Души Чайки" Кости Треплева и "Смерти Чайки" Тригорина. Мужчины-солисты прилично освоились с техникой трудных поддержек. Оба Кости (Дмитрий Хамзин и Алексей Любимов) без усилий крутили в воздухе своих Нин. Если вспомнить, что творили со своими дамами премьеры Большого в "Сне в летнюю ночь", то эти хрупкие мальчики в сравнении с ними - Арнольды Шварценеггеры. Что-то получилось у них и в актерском плане - Хамзин напомнил отрока-аутсайдера (постоянный персонаж многих балетов Ноймайера) и чем-то Алешу Карамазова, Любимов - упертого адепта современного танца (в частности, Сашу Пепеляева). Было забавно. Валерия Муханова в роли Нины Заречной скорее понравилась, но еще многое нужно добирать - особенно для второго акта, когда Нина приходит в усадьбу в последний раз в образе мудрой библейской блудницы. Про Тригориных (Георги Смилевски и Виктор Дик) и Аркадиных (Татьяна Чернобровкина и Оксана Кузьменко) говорить трудно. Все они - сложившиеся артисты балета: танцуют хорошо, играют - хуже. Поэтому "Чайка" - пока совсем и не "Чайка", а эскизы к будущему шедевру. Последнее замечание, которое я выскажу, относится не к московской премьере, а к "Чайке" Ноймайера вообще. Мы уже рассказывали, что хореограф дал главным героям балетные профессии и битву старых и новых форм перенес из литературы в балет. Кроме Баланчина и Бежара, в первом акте мелькают уши Брониславы Нижинской с ее "Голубым экспрессом" (не пишу про это специально, так как эти сценки разыгрывают персонажи второго плана - врач Дорн и Шамраевы, на проработку каковых для московской версии у постановщиков духу не хватило). Балетные дописки, обозначенные в программке и либретто, увели в сторону от сюжета Чехова, в то время как сам контекст спектакля Ноймайера к тексту очень близок. Коллеги из драматического цеха (наши, московские), знающие текст наизусть, без заглядывания в программку реагировали на точные литературные цитаты, выполненные в пластике. Все-таки очень важно, что Чехов пишет о новых формах в литературе и пророчит новый тип театра с новым типом артистов ("Роль Нины - все для меня в этой пьесе", - писал Чехов). Получается, что Ноймайер сам себя обеднил, поспешив дать новые имена героям, подкрепляя свое решение словами: "Я хореограф и могу рассказать о хореографах и хореографии". В то время как созданный им балет вытягивает сюжет пьесы Чехова со всем ее символизмом и без пришельцев из балетного мира. Вот хотя бы пример точного аналога в пьесе и балете - монолог Нины. Острые движения рук и ног Нины, ее странное одеяние, жуткое музыкальное сопровождение отбивают такт знаменитого текста про людей, львов, орлов и куропаток. И это место занимает центральную позицию у Ноймайера так же, как у Чехова. Ну и, конечно, балетные люди, как только узнают, что стали героями балета, до небес возносятся от счастья и мыслительный аппарат выключают - какие еще новые формы? Полагаю, что Ноймайеру стоило отказаться от балетных ассоциаций хотя бы для Москвы - "Чайка" бы только приобрела от этого. Интервью с Джоном Ноймайером читайте на странице "Под занавес".Также в рубрике:
|