Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17-18 (7579) 3 - 16 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительБез иллюзий"1958. Поэт Пастернак и футболист Стрельцов" на "России" ПРЕМЬЕРАМаксим ГУРЕЕВ
Расставание с иллюзиями - дело сложное, болезненное, порой растягивающееся на десятилетия, а иногда и на целую жизнь. Впрочем, это и понятно, ведь нельзя же от человека требовать, чтобы он со "скрежетом зубовным" одномоментно развернул все свое бытие, отказался от того, что почитал за благо, за идеалы, и принял нечто ему чуждое, противное всей его сущности и нутру. В России подобного рода проблемы решались и, видимо, будут решаться всегда. По большей части, увы, происходило это даже не со "скрежетом зубовным", но со скрежетом ружейным, когда по старой поселковой привычке шли "стенка на стенку" и "силою кулаков" доказывали свою правоту. Меж тем, понятно, что подобные "аргументы" действовали только вполовину, только до очередной вспышки, до очередного приступа тоски или удали. И все начиналось сначала. Добравшись до конца 50-х годов ХХ века в своем цикловом проекте "Исторические хроники", Николай Сванидзе в очередной раз попытался проанализировать предложенную выше тему. Кто были эти люди, верившие одновременно в свободу и коммунизм, демократию и диктатуру пролетариата, понимавшие безнадежность своего лагерного существования и в то же время служившие этому тотальному лагерю верой и правдой? Смыслообразующими фигурами 1958 года стали поэт Борис Пастернак и футболист Эдуард Стрельцов.
Вот уж воистину две, казалось бы, абсолютно несопоставимые фигуры, две планеты, что вращались по совершенно различным орбитам, которые никогда не пересекались. Думать так - значит бесконечно ошибаться, ведь все дело в том, что два этих, безусловно, великих человека жили в одной стране, в одно время, а наиболее драматичные эпизоды их биографий пришлись именно на "оттепель". Начало рассказу о Стрельцове и Пастернаке было положено коротким и весьма значимым эпизодом о некоем психически больном мальчике, который в том самом 1958 году в припадке убил молотком своих спящих родителей, за что по личному распоряжению товарища Хрущева был расстрелян. Видимо, в назидание всем - как психически больным, так и вполне здоровым согражданам. На первый взгляд, короткий штрих, очередная "вышка", которая на фоне миллионных сталинских жертв кажется "мелочью", "пустяком", благо что и ребенок психически ненормален, а стало быть, обречен и не сможет принести никакой пользы большой и великой стране. Право же, после подобного вступления все разговоры об оттепельной романтике, о "социализме с человеческим лицом" кажутся до такой степени наивными и бессмысленными, что вполне закономерно предположить, что изломанные судьбы Бориса Пастернака и Эдуарда Стрельцова вовсе не являются трагическим исключением из правил, но лишь это самое людоедское правило в очередной раз подтверждают. Будучи любителем и знатоком футбола, Николай Сванидзе рассказал о своем герое необычайно проникновенно и одухотворенно, чего так не хватает большинству наших телевизионных ведущих. Обычный деревенский парень, гений мяча, разумеется, не без известных русских странностей, аполитичен, потому как не считает нужным терять свое время на пустые комсомольские бредни, очень амбициозен, с недоверием относится к армейским и гэбэшным спортивным структурам, ведет себя крайне вызывающе. Нет, еще, конечно, не сумасшедший мальчик с молотком, но лучше, как известно, перебдеть... Стараниями товарища Хрущева Эдуард Стрельцов оказывается в лагере. И это 1958 год - поэтические вечера в Политехническом, прогулки по ночной Москве от Красной площади на Ленинские горы, песни под гитару, авангардисты, театр Современник, Сталин повержен! Все молчат - начиная от крупных спортивных функционеров и высокопоставленных болельщиков до рядовых футболистов и завсегдатаев стадиона "Динамо". После лагерей Стрельцов вернется, будет играть, но это уже будет совсем другой человек, узнавший некий страшный смысл, о котором когда-то совсем давно 16-летний деревенский паренек, виртуоз атаки, великий футбольный мыслитель, и не догадывался. С Борисом Леонидовичем все вышло по-другому. Николай Сванидзе представляет зрителю своего второго героя смертельно уставшим и бесконечно страдающим человеком, который лишь в своем Переделкине может скрываться от всех этих горлопанов, первых секретарей и гимнотворцев. Да, он все знает, он не питает никаких иллюзий, он предельно осторожен. Но и он совершает роковую ошибку - ведь "оттепель" же, тиран обличен, иностранцы валом валят в СССР, ведь здесь все так неожиданно и ново! Пастернак передает рукопись своего романа "Доктор Живаго" итальянским товарищам... На этом "оттепель" Бориса Леонидовича благополучно заканчивается. Оглушительный рев сорвавшихся с цепи, а посему изголодавшихся по хорошим, вольготным погромам совписов разносится не только над 1/6 частью суши, но и далеко за ее пределами. И Нобелевская премия уже не радует, и уже хочется только одного - "забыться и заснуть", как говорил Михаил Лермонтов. В 1960 году Борис Пастернак умирает. "1958. Поэт Пастернак и футболист Стрельцов", безусловно, стал очередным удачным проектом в цикловой программе "Исторические хроники" с Николаем Сванидзе. Пожалуй, вновь перед нами предстал предельно правдивый рассказ о нашей совсем недавней жизни, преодолевать которую следует безо всяких иллюзий. Также в рубрике:
|