Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17-18 (7579) 3 - 16 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Вот и все. Смежили очи гении... Нету их. И все разрешено"?Фото ИТАР-ТАСС Роль великого и признанного художника в общественном сознании, кроме всего прочего, заключается еще и в том, чтобы задавать окружающим определенную творческую и нравственную планку. Хотят они сами того или не хотят, но следующие за ними совершают свои поступки с оглядкой на великих современников. Чем больше масштаб личности художника, тем неизбежно выше эта планка. Знаменитая строка Пушкина: "Гений и злодейство - две вещи несовместные" - звучит порой почти как приговор. Если Бог замыслил тебя гением, то и нравственный счет к самому себе должен быть иным, чем у всех остальных людей. Два великих художника, ушедшие от нас в эти Пасхальные дни, были, может быть, из числа последних, кто подтвердил суровый пушкинский завет. Они прожили большую, яркую и честную жизнь. Мир их праху. Мы остались без них. Найдутся ли те, кто сможет удержать заданную ими планку? Мстислав Леопольдович РОСТРОПОВИЧУмер Ростропович... С этим именем люди нашего поколения прожили жизнь. Казалось невероятным, что Мстислав Леопольдович - человек, друживший с Прокофьевым, Бриттеном, Бернстайном, Рихтером, другими легендарными музыкантами, - наш современник, с которым, если улыбнется судьба, можно встретиться и поговорить. Казалось невероятным, что его могут волновать наши земные заботы. Но он был страстен и неудержим не только в музыке, но и в своем стремлении улучшить наш несовершенный мир, творить конкретные дела, создал и был президентом благотворительных фондов, которые помогали детям, молодым музыкантам. И самое главное - не верилось, что можно услышать музыку, которая на наших глазах рождалась в его волшебных руках, державших смычок или дирижерскую палочку. В последний раз мы слушали Ростроповича в сентябре 2006-го, когда он в консерватории гениально играл музыку Шостаковича. Мы не знали, что это не только приношение его великому другу, но и прощание... Гений Ростроповича, его искусство были так грандиозны, такого масштаба, что ценились всеми. Сталинская, Ленинская, Государственная премии, высшие награды многих и многих государств - это знаки уважения и преклонения, признания мощи и силы Музыки, живым олицетворением которой был Ростропович. Искусство, к сожалению, не может продлить жизнь, но оно может обессмертить имя. Имя Ростроповича бессмертно.
Михаил Швыдкой и сотрудники Роскультуры Ушел гениальный музыкант, великий гражданин, феерический, необыкновенный человек, уникальный во всех отношениях. Неповторимый, с беспредельным, всегда удивляющим нас, людей обычных, темпераментом действий, парадоксальностью поступков. Таких людей я в жизни не встречал. Вижу я его - и мне радостно на сердце, мне весело и хочется что-то делать, созидать... И первое чудо в этом человеке - доброта. Доброта - самое главное слово, которое я бы поставил рядом с его именем и написал его с заглавной буквы. Да, он был добр для всех нас, кто имел счастье с ним общаться. Кажется, что даже музыка отступает на второй план. Но, может, она потому и прекрасна, что напоена добром? Может, его музыка и существует как проводник добра? Иной раз казалось, что он скорее проживет без музыки, чем без беспрерывных и бескорыстных забот о ближнем, дальнем, знакомом, незнакомом, великом или простом смертном. Общение с королями, президентами, знаменитостями и простыми смертными - все радость! Если корень слова "культура" (культ) переводится как почитание, то Ростропович - человек высшей культуры. Он почитает любого другого человека, незапятнанного злодейством. Услуга другому человеку - его счастливое предназначение. Приносить людям радость - его неизбывная потребность! Он музыкант великий! Не просто потому, что знает музыку и хорошо играет на виолончели, а потому, что он мыслитель! Он думает о том, что он нам рассказывает, когда он водит смычком по своему инструменту. Он думает о нас, о нашей жизни. О том, как бы нам было лучше, или, во всяком случае, как бы нам не было хуже от того, что мы услышим и вообразим себе под влиянием его музыки. МЫСЛИТЕЛЬ СО СМЫЧКОМ В РУКЕ! Нас привлекало в его исполнительстве не столько как он играет, сколько что он этой игрой нам дарит из своих душевных сокровищ. Мне посчастливилось с ним работать над спектаклями. Я получал огромное удовольствие - он мне дарил это удовольствие тем, что присутствовал рядом. Его реплики окрыляли мое воображение. Я понял, что Слава в своей оригинальности един в жизни и музыке: за роялем, виолончелью, за дирижерским пультом... Он не узкий специалист, он - большой художник, неотделимый от множества проявлений искусства в жизни. Я все время говорю о нем в настоящем времени, потому что не могу привыкнуть, не могу смириться, что его нет. Его смерть - это ошибка! Ошибка страшная, невозвратимая для всех, кому подарил он счастье быть рядом с ним.
Борис Покровский "Уход Мстислава Ростроповича - горький удар для нашей культуры, - заявил Александр Солженицын, - его пытались насильно отлучить от нее, лишив гражданства 30 лет назад. Я свидетель тому, как ему было больно. Он же прославил русскую культуру всемирно". Императором струны и смычка назвал Мстислава Ростроповича Юрий Башмет. "Его уход - это огромная утрата не только для России, но и для всего мира. Для меня он был образцом во всем и по-настоящему близким другом. Ростропович был потрясающе яркой личностью, он умел просто гениально шутить. До последней минуты своей жизни он оставался удивительно живым человеком". "На протяжении жизни Мстислав Ростропович содействовал диалогу культур и цивилизаций, - заявил генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура в специальном обращении, посвященном уходу из жизни знаменитого музыканта из России. - С глубоким прискорбием узнал о кончине Мстислава Ростроповича. Я всегда испытывал подлинное восхищение в отношении этого великолепного музыканта, который сумел превратить свой великий талант в инструмент защиты прав человека. Его искусство, поднятое до уровня гениальности, позволяло Ростроповичу постоянно распространять среди слушателей, очарованных незабываемыми звуками его виолончели, подлинные послания, призывающие к терпимости". "Слава был солдатом музыки, - говорит выдающийся японский дирижер Сэйджи Озава . - Слава был великим человеком. Я многому у него научился и в музыке, и в жизни. Он говорил мне и своим дочерям, что не боится умереть, потому что верит, что после смерти наступает новая жизнь. Он, наверное, ждет меня там, и я радуюсь тому, что смогу с ним снова встретиться". Прославленный дирижер Риккардо Мути говорит, что потерял друга, с которым ему посчастливилось работать. "С его уходом мировая культура и музыка утратили величайшего гения нашего времени. Великий виолончелист и дирижер, он был великим гражданином мира, боровшимся за мир, братство и свободу". Кирилл Юрьевич ЛАВРОВУмер великий человек, великий гражданин и великий артист - Кирилл Юрьевич Лавров. Он олицетворял целую эпоху страны, без К.Ю.Лаврова невозможно представить русское искусство второй половины XX века. Личные качества Кирилла Лаврова, такие, как бескомпромиссность, честность, сочетались с чистотой и целомудрием мировосприятия, чутким беспокойством о людях, что было остро необходимо российскому искусству. Его обаяние было столь безгранично, что его любили и ему верили все - и благодарные зрители, и особенно люди, которым посчастливилось с ним работать. Он прожил большую яркую, творческую жизнь, создал в театре и кинематографе галерею характеров навсегда запомнившихся мужественных и сильных героев-современников. Большая часть творческой жизни Кирилла Юрьевича связана с Академическим Большим драматическим театром имени Г.А.Товстоногова. Здесь он в спектаклях своего учителя создал свои знаменитые роли. С 1989 года бессменно руководил театром, делая все возможное, чтобы сохранить традиции, заложенные великим Товстоноговым. К.Ю.Лавров долгие годы был одним из лидеров театрального сообщества, возглавляя Ленинградское отделение Всероссийского театрального общества и Союз театральных деятелей СССР. В 1992 году в сложные для профессионального сообщества постсоветского пространства годы его избрали президентом Международной конфедерации театральных союзов. Высокий профессионализм мастера, его честная гражданская позиция, человеческие качества снискали ему всенародную любовь и признание коллег не только в России, но во всем мировом культурном сообществе. Скорбим. Память о Кирилле Юрьевиче Лаврове навсегда сохранится в наших сердцах.
Михаил Швыдкой и сотрудники Роскультуры Ушел из жизни великий русский артист Кирилл Юрьевич Лавров. Для миллионов зрителей он был воплощением человека своей эпохи, ее знаком. Вспоминаешь его роли и с особой остротой понимаешь: это великая история нашего театра, нашего кинематографа. С его уходом завершилась целая эпоха. Мы словно перевернули последнюю страницу истории советского театра. Лавров был знаковой фигурой своего времени, он обладал удивительной способностью выразить время, из десятилетия в десятилетие оставаясь его героем. За полвека, отданные сцене, он сыграл историю своего поколения. Не отдельного человека, а именно поколения. Его сценические создания стали сегодня театральной классикой. Его Нила, Соленого, Молчалина, Городничего, Маттиаса Клаузена никогда не забудут те, кому посчастливилось их видеть, кому посчастливилось присутствовать в зрительном зале БДТ, когда на сцену выходил Кирилл Лавров. Он был совестью нашего театра, именно такие люди, как он, очень немногие, держат уровень, держат планку отечественного искусства. И когда не стало Георгия Александровича Товстоногова, именно Кирилл Лавров оказался единственным, кто готов был принять на себя ответственность за наследие мастера. В течение многих лет он сохранял, берег этот великий театр, не давал ему угаснуть. При нем выходили спектакли "Коварство и любовь", "Борис Годунов", "Макбет", "Перед заходом солнца", "Мария Стюарт", которые убедительно свидетельствовали: БДТ жив, БДТ достоин имени Товстоногова. Низкий поклон и вечная память Артисту, Гражданину, Человеку. Его имя всегда будет составлять честь, гордость, славу русской культуры.
Александр Калягин Марк Захаров: Совсем недавно мы потеряли Михаила Ульянова, и вот теперь - Кирилла Лаврова. Какой-то страшной, торопливой чередой уходят от нас великие мастера, лучшие представители нашего театрального братства, настоящие театральные вожди. В том, что и в Прибалтике, и в Средней Азии, и в Закавказье сохраняются русский язык, русская театральная традиция - во многом личная заслуга Лаврова, который умел убедить людей в необходимости сохранить общее культурное пространство - уникальную территорию для жизни и творчества. Олег Табаков: Кирилл Лавров - один из тех наших коллег в театральном цехе, который был и совестлив, и талантлив. Когда он решил возглавить после смерти Георгия Товстоногова Большой драматический театр, это был поступок человека, принимающего на себя ответственность. Он не был назначенцем, он был человеком, пытающимся сохранить достоинство и ценность дома, в котором он прожил долгую жизнь. Много сделано, но все равно думаешь и о том, что он не успел сделать, что он не успел сыграть. Благодарная нежность - вот главное, что испытываем мы, думая об ушедшем Кирилле Юрьевиче. Михаил Боярский: Все эти годы он был неотъемлемой частью Санкт-Петербурга. Все знали, что есть Кирилл Лавров. Он был как Атлант, который поддерживает небо. А теперь этих плеч больше нет. Я всегда поражался его простоте. Он был совершенно непафосным человеком. Он обладал неповторимым голосом, который останется в нашей памяти надолго. Это потеря целой культурной вехи. Есть президент страны, а есть президент драматического искусства. Вот им и был Лавров. При этом ему удавалось быть простым и открытым. Он отдал людям все. Он буквально прирос ко всем нам. Анатолий Иксанов: Трагическая весть о его смерти сразила меня. Кирилл Юрьевич был главным мерилом всего того, что происходит в жизни, главным нравственным камертоном. С уходом Михаила Ульянова, Бориса Ельцина, Кирилла Лаврова ушла целая эпоха крупных, уникальных личностей. Таких людей, как Кирилл Лавров, по которому мы равнялись, по которому мы определяли, что есть добро, честь, совесть, правда, больше нет. И я сегодня плохо понимаю, как мы будем жить дальше, без них. Я это говорю не только потому, что всегда восхищался его работами и в театре, и в кино. Но и потому, что я прожил с ним 20 лет рядом, работая в Большом драматическом театре, и это были самые счастливые годы моей жизни. Также в рубрике:
|