Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7184) 8 - 14 июля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Еще амуры, лошадь, ослик...

"Дон Кихот" в ГАБТе

Виолетта МАЙНИЕЦЕ


"Дон Кихот" Л. Минкуса всегда был и до сих пор остается типично московским балетом, кстати, единственным среди спектаклей классического наследия. И родился он именно в Москве: ровно 130 лет назад его поставил Мариус Петипа. Поставил в переломный момент своей карьеры, одержав долгожданную победу над более опытными старшими коллегами- соперниками. Прирожденный бродяга и авантюрист в душе, он теперь стал единоличным руководителем Императорского балета. Но природа берет свое. Она прорвалась в московском "Дон Кихоте". Южанин, любивший Испанию и знавший ее не понаслышке, Петипа словно отвел душу в этом насквозь театрально-карнавальном балете, где бурлила толпа, кипели страсти, плелись безобидные интриги во имя любви и счастья. Словом, он предложил москвичам зрелище, по словам рецензента, "роскошное во всех отношениях". Не чувствовал ли сам Петипа себя Базилем?! Ведь Дон Кихотом этого ловкого, живого француза, к пятидесяти годам завоевавшего почет и признание, никак не назовешь! Он всегда знал, что и где творить. Недаром "на брегах Невы" в строгом, академичном Петербурге московского "Дон Кихота" автор сильно "оклассичил", обуздал его бойкий, самобытный нрав...

И все-таки по сути своей "Дон Кихот" всегда был детищем Москвы. Именно в Большом в 1900 году и произошло его второе рождение, когда петербуржец Александр Горский с оглядкой на Петипа показал новую версию балета, ставшую впоследствии первоисточником всех ныне бытующих в мире редакций. Именно он, настоящий балетный Дон Кихот, всю карьеру провоевавший с ветряными мельницами, обеспечил старому балету завидное долголетие. Оформленный такими художниками, как К. Коровин и А. Головин, он оказался мечтой северного художника о юге, солнце, вечной весне и победоносной любви. Многолюдная и разношерстная толпа этого балета существовала на сцене по законам раннего МХТ, где каждый имел свою сценическую задачу, создавал выразительный мини-портрет. А в классической сцене сна в пику традициям Петипа господствовала излюбленная Горским асимметрия. Старую партитуру Л. Минкуса Горский подновил введением музыкальных номеров А. Симона и Э. Направника.

С тех пор в течение почти ста лет "Дон Кихот" закалялся в эстетических и социальных боях. Его, неунывающего московского демократа, всегда спасал жизнерадостный характер. Со временем он одно потерял, другое приобрел. Но никогда не оказывался "в накладке", как другие спектакли наследия. Танцами его обогатил К.Голейзовский, кое-что присочинил Р. Захаров. В последней редакции логичность и драматургическую стройность ему попытался придать Ю. Григорович. Но были и скрытые "соавторы", имена которых вряд ли когда-либо появятся на афише, - танцовщики и педагоги-репетиторы, создавшие не один вариант новых игровых мизансцен и текст прежде всего мужских вариаций. Среди них В.Чабукиани, А.Ермолаев, В.Васильев. Свою лепту в партию Китри внесли О.Лепешинская, М. Плисецкая, Е.Максимова. Притом "Дон Кихот" всегда был любимцем публики. Даже настоящие испанцы что-то мурлычут себе под нос, прищелкивая пальцами, словно кастаньетами, когда видят в Большом эту "испанщину а ля рюс"...

Восстановление догригоровичевской редакции "Дон Кихота" - первая работа нового худрука Большого балета Алексея Фадеечева, переставившего спектакль в рекордно короткие сроки, что, очевидно, вообще типично для стиля нынешнего руководства. Но работать быстро, да хорошо не так-то просто. Особенно в такой "махине", как Большой, где срабатывают инерция и привычка все делать не спеша. На сей раз всех "подстегивали" и предстоящие лондонские гастроли, для которых вынь да подай нового старого "Дон Кихота". Фадеечев- младший не мудрствуя лукаво с маху отсек то, что, по его мнению, мешало динамике спектакля. Среди немногочисленных жертв оказалась любимая артистами захаровская джига, объявленная чужеродной здоровому и спортивному по духу зрелищу. Убрали и поединок Дон Кихота с переодетым рыцарем Базилем в начале последнего действия. Зато знойный цыганский танец К. Голейзовского постановщику пришелся по душе. И, что особенно тронуло мою "консервативную" душу (а Фадеечев всегда знал, как "задеть" самые сокровенные струны!), это возвращение лошади и ослика - без братьев меньших "Дон Кихот" что "Баядерка" без бутафорского слона! Двукратное появление этих очень упитанных и ухоженных "артистов" белой масти (сервантесовский Россинант умер бы от зависти!), приглашенных из Уголка Дурова, вполне могло конкурировать по части успеха с прима-балериной. Вернулись в балет и амурчики, на сей раз под предводительством взрослого главного Амура (его с неизменной легкостью и изяществом на трех премьерных спектаклях протанцевала Н. Капцова, которой перепала и вариация "чижик").

Постановщик вместе с дирижером А. Копыловым сильно сдвинули темпы. Громко и лихо играет оркестр. Бешеным галопом мчится действие, за которым порой с огромным трудом поспевают не привыкшие к такой прыти артисты кордебалета (недаром в массовых танцах плохо просматривается танцевальный рисунок). Особенно "ущемлены" интересы солистов, обожающих подольше покрасоваться на поклонах после каждого номера. Не тут-то было! Если зазеваешься, на тебя тут же налетит какой-нибудь бешеный тореадор или лихой махо, мало считаясь с табелью о рангах! Правда, столь буйного темперамента в Большом хватило ровно на два премьерных спектакля. На третьем все вернулось на круги своя. Тише едешь - дальше будешь! К тому же "падучая" поразила многих солистов. Не то сказалась "расслабуха" конца сезона, не то звезды расположились как-то не так. А в голове все звучала песенка про ямщика, которому некуда больше спешить...

Если верить постановщикам, то костюмы восстановлены по эскизам 1906 года. Отчасти это так. Но другие - особенно персонажей танцующих - современнее не бывает. К тому же при их создании каждый солист проявил собственные вкус и пристрастия, которые не всегда безупречны. Главное, часто ухудшают и так неидеальные фигуры и пропорции, подчеркивают, а не скрывают недостатки. Тут порой ох как были бы уместны подсказки настоящих профессионалов. Ведь мастерские ГАБТа сошьют все, что закажете. Но прислушаются ли самоуверенные премьеры и примы?

Нет красочности и театральности в плоских живописных декорациях С.Бархина, особенно в первом действии. Да и мавританский дворец последнего скорее достойное жилище для Абдерахмана из "Раймонды", чем для испанского герцога, подобравшего в лесу бедолагу Дон Кихота. Зато неизменный восторг зрителей всегда вызывают и залитая солнцем площадь Барселоны, и ярко освещенный красочный сон Дон Кихота, что радует глаз после мрачного пролога да тонущего в темноте цыганского табора (что происходит на сцене кукольного театрика, разглядеть даже в бинокль не удалось). Не жалея рук своих, публика аплодирует также большому пируэту Базиля, фуэте Китри. Эти давние находки обречены на успех. Порой даже вне зависимости от качества их исполнения.

В центральных партиях фадеечевской редакции "Дон Кихота" выступили закаленные в боях "испанцы", станцевавшие десятки спектаклей. "Новичком" среди них оказался разве что лирико- драматический премьер театра Сергей Филин в партии Базиля, не очень-то соответствующей его индивидуальности, спокойной манере танца (три скромненьких пируэта, два простеньких тура, небольшое жете ан турнан, и никаких "гвоздей"). В отличие от другого московского принца, Андрея Уварова, он даже и не пытался играть "в Базиля". Оставался милым и очень симпатичным парнем, которого судьба случайно забросила в этот балет. Говорят, лучше раз станцевать, пусть не очень удачно, чем всю жизнь потом жалеть, что упустил свой шанс. Не рожден стать испанцем и очень видный, фактурный Андрей Уваров, который запоминается скорее в чисто танцевальных эпизодах, чем в игровых. Он сам признается - ну какой из меня испанец да брадобрей! Что правда, то правда. Зато Уваров - внимательный партнер своей многоопытной Китри - Нины Ананиашвили. Китри она станцевала еще в начале карьеры, и эта партия навсегда вошла в ее репертуар. Она танцевала ее с разными партнерами (одним из постоянных был именно А.Фадеечев). У нас и за границей, где ее Китри и приобрела некоторый "западный акцент", что сказалось в ее нынешнем прочтении партии (желание подольше побалансировать в разных позах, нетрадиционная для московской редакции вариация с веером в па де де, внимание прежде всего к танцевальной стороне партии и т.д.). Вторая премьерная пара - Галина Степаненко и Юрий Клевцов - станцованный, поднаторевший в "Дон Кихоте" дуэт, который откровенно конкурировал с первым. Четко ощущался этот дух соревнования - кто кого перепляшет! У каждой из этих пар свои достоинства, свои недочеты. Кому-то больше к лицу чисто классический сон, кому-то стремительные вариации. Но беда у всех одна - на сцене нет ни Китри, ни Базиля. Только очень уважаемые ведущие солисты Большого, костюмированные "под Испанию" (сказанное относится и к Китри М.Рыжкиной, к сожалению, неудачно станцевавшей премьеру - в течение сезона у нее были куда более стабильные спектакли). В вечность канули времена, когда гипнотизировал один выход - М.Плисецкой, танец и игра - Е.Максимовой и В.Васильева. Хотя толпа и пытается подбодрить нынешних героев, но она сама индивидуализирована лишь в начале действия и постепенно унифицируется к финалу. Какое-то уныние царит и в кабачке - одним не любится, другим не пьется! А дикая, необузданная, всегда столь артистичная Мерседес Ю.Малхасянц на этот раз чрезмерно увлеклась демонстрацией перегибов назад. В первом спектакле неожиданной статью, даже намеком на темперамент порадовала М.Аллаш в партии Уличной танцовщицы. Но уже следующее ее выступление, увы, разочаровало. Самое отрадное впечатление в той же партии оставила М.Александрова. Женственная, в меру обольстительная, с сильным прыжком, она - одна из самых явных претенденток на партию Китри в Большом. Пока что эта потенциально сильная классичка, которой не плохо бы более тщательно последить за чистотой и завершенностью каждого движения, танцует также вставную прыжковую вариацию в гран па. "Супермена" из современного боевика вместо Тореадора попытался сыграть М.Перетокин. Куда более традиционным и опытным весельчаком показался в этой партии В.Моисеев. Но высокого чернокудрого красавца Тореадора С.Радченко, от одного вида которого трепетали дамские сердца, переиграть пока что не удалось никому... Зато трогательны оба Дон Кихота - милый старый чудак А.Ситникова, эксцентричный фантазер А.Лопаревича. Колоритен Санчо Панса А.Петухова, эдакий малый "себе на уме", который нигде не пропадет и благодаря практичности и смекалке выпутается из любой ситуации. От души, что так важно в "Дон Кихте", танцуют две неизменные подружки Китри - А.Цыганкова и особенно А.Яценко, которая, очевидно, очень "изголодалась" по танцам...

"Дон Кихот" завершил 223-й театральный и первый "фадеечевский" сезон. Теперь его ждут дальние страны - туманный Альбион, потом острова Страны восходящего солнца. Интересно, как русскую Испанию оценят Запад и Восток? Я же не теряю надежды увидеть этот старинный балет во всем его блеске.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;