Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7625) 27 марта - 2 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Курсив мойЧто ни хаус - то артИздательство "Азбука" продолжило одно из лучших своих начинаний ТЕНДЕНЦИИСергей ШАПОВАЛ Мощный залп сделало издательство "Азбука", выпустив с небольшими паузами четыре книги, продолжившие серию "Арт-хаус". В прошлом году она началась выходом в свет сборников интервью Джима Джармуша, Квентина Тарантино и Сержа Гензбура ("Культура", № 28, 2007). На этот раз представлены персоны Тома Уэйтса, Ларса фон Триера, Педро Альмодовара и Тима Бёртона, что весьма порадует не только синефилов, но и меломанов.Надо сказать, серия делается с большим вкусом и культурным напором, и отметили это не только читатели. В конце ноября 2007 года в рамках ежегодной Международной ярмарки интеллектуальной литературы "Non fiction" состоялась восьмая церемония вручения премии "Человек книги" - профессиональной премии для издателей и книготорговцев. Так вот, в номинации "Редактор" обладателем звания "Человек книги 2007 года" стал Александр Гузман - редактор-составитель серии "Арт-хаус". Из четырех представленных книг сборником интервью в строгом смысле является только одна - та, что посвящена Тому Уэйтсу. Остальные три - завершенные проекты: фигурант давал согласие определенному человеку на беседы с ним, по прошествии некоторого количества лет они издавались отдельной книжкой. В сборник ссыпаются интервью, данные разным изданиям в разные годы, поэтому здесь неизбежны повторы, надоедливые врезы с перечислением биографических данных героя и его заслуг перед искусством. В книге-проекте все иначе: в ней события выстраиваются последовательно - от одного художественного достижения к другому, тексты тщательно выверены, вычитаны и выправлены. И в том, и в другом устройстве есть свои плюсы и минусы, о которых, кстати, можно довольно долго спорить, главное, чтобы ощутимым был масштаб личности презентуемой персоны, качественные составляющие ее дарования. Сразу замечу, в книгах, о которых идет речь, это получилось. Сборник интервью Уэйтса поначалу производит скучноватое впечатление. Ведутся однотипные беседы, воспроизводится одна и та же информация о музыканте, а все это приправляется его экстравагантным поведением и совершенно необязательной, все запутывающей болтовней. Однако постепенно начинают проступать контуры этой неординарной личности. Уэйтс создал свой стиль, смешав джаз, блюз и рок, его напоминающий металлический скрежет голос неповторим, он со спокойным достоинством пережил столько эпох в музыке и не перестал быть самим собой. Несмотря на коммерческий успех части его дисков, он сознательно держится на обочине магистрального пути шоу-бизнеса, ни разу даже не двинувшись в сторону улучшения собственного благосостояния. Он делает все для того, чтобы его песни не попадали на музыкальные радиостанции. В середине 1980-х "Крайслер" предложил ему двенадцать миллионов долларов за одну секунду пребывания в рекламном ролике, он, не задумываясь, отказался. Вот его кредо: "Знаете, когда мне поют про туалетную бумагу - тебе, наверное, нужны деньги, я понимаю, ну так ограбь магазин! Сделай что-нибудь достойное и избавь нас от необходимости мочиться на твою могилу". Уэйтс - умный человек, огромный талант и большой оригинал. В одном из интервью, которое, к сожалению, не вошло в этот сборник, он заявил, что ему известно, сколько слез помещается в чайной ложке, - 127. У него была депрессия, которую он решил превратить в артистический жест. Далее у нас датский талант - Ларс фон Триер. Он сам предложил шведскому кинематографисту и кинокритику Стигу Бьоркману сделать книгу интервью. Бьоркман в свое время был в числе авторов замечательного сборника бесед с Ингмаром Бергманом. Возможно, следование образцу сделало книгу излишне выстроенной, рассудочной, местами просто стерильной. С одной стороны, радует, что здесь не идет речи о навязшей в зубах боязни Триера летать на самолете и не менее надоевшей нелюбви к Америке, где он не будет никогда. Но с другой - кажется излишней искусственная "замороженность" режиссера, который рассказывает о своих произведениях исключительно с технологической точки зрения. А ведь Триер не только проявил неподдельную страсть в своих знаменитых манифестах, он автор таких по-настоящему трогательных фильмов, как "Рассекая волны" и "Танцующая в темноте". Не очень верится, что их можно было сделать на знании, как правильно свинчиваются детали. Меняем лед на пламень. Педро Альмодовар представляет иную ментальность и кинематографическую школу, хотя Бергманом тоже восхищается. Его страстность, сквозь которую прорывается предельная откровенность, подкупает. Например, он рассказывает о впечатлении от фильма Антониони "Приключение": оно было настолько сильным, что юный Педро практически полностью отождествил себя с героиней Моники Витти. Дальше скороговорка: "Сейчас я понимаю, что подобная экзальтированность слегка отдает китчем, но это, вероятно, можно объяснить чрезмерной сентиментальностью, характерной для геев вроде меня". Его самоанализ разноцветен и прян, тут не место скандинавской прохладце. Еще один талант, стоящий особняком. Тим Бёртон относится к тому типу людей, которые живут в своем особом мире, но не переходят грани аутизма. Талантливый художник (в этом легко убедиться, поскольку книжка обильно иллюстрирована его рисунками), обладающий нетривиальной образностью режиссер, Бёртон создал свой кинематографический почерк. Книга, во-первых, показывает генезис таланта Бёртона, а во-вторых, вскрывает массу деталей в его фильмах. Так интересный текст расширяет пространство кино. Вот такая получилась смесь. Когда разнородные персонажи смешиваются, а не рассматриваются поодиночке, в облике каждого проступает нечто такое, на что в иной ситуации читатель и не обратил бы внимания. В сочетании несовместимого есть большой резон. Том Уэйтс рассказал такую историю: как-то он поехал в Мексику, зашел в суси-бар, сделал заказ, а официант его спрашивает: "Тебе с сыром или без?" Хочется сказать издателям: вы на правильном пути, нам, пожалуйста, с сыром! Также в рубрике:
|