Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7625) 27 марта - 2 апреля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Личная история кинематографа

"Нике" - 21

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


С.Бодров

"Нику" вручали в 21-й раз и по традиции последних лет - в Театре Российской Армии. Гостей собралось много, пришли кинематографисты, что не всегда случается (иногда они предпочитают отсиживаться дома). То, о чем говорил Юлий Гусман во время второго тура голосования, было налицо: те, кто только номинирован, но лауреатом в итоге не стал, на церемонию не явились. Не все, конечно, но многие. Это какая-то беда, причем российская. Наши кинематографисты правдами и неправдами пытаются узнать, получат они заветную статуэтку или нет. Если нет, то и приходить не будут, как будто попадание в тройку или пятерку номинантов само по себе не почетно. Зато некоторые лауреаты и вручанты приехали из дальних краев, и вообще качественный состав людей, выходящих на сцену, был по-настоящему хорош. Майя Туровская, сценарист и киновед, представитель одинокой профессии "критик", как она сама ее определила, прилетела за "Никой" из Мюнхена, где живет в последние годы. Международный масштаб "Нике" обеспечила интернациональная команда "Монгола". Интересно, что сами статуэтки подкреплялись материально - "Жигулями". На эту тему пошутил Сергей Бодров: "Наши немецкие друзья мечтали получить "Жигули". Лауреат прошлого года Айдар Гайнуллин прилетел из Берлина, чтобы вручать приз и исполнил на баяне в сопровождении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под руководством Сергея Скрипки одно из сочинений Пьяццоллы. Среди вручантов был и Михаил Горбачев, и в этом особый шик. Он в своем духе рассуждал о кастинге фильма "Завещание Ленина", за который и вручал "Нику", как будто даже извинялся за то, что видел фильм по телевизору, а не на большом экране. А где ж ему еще быть: это телевизионная многосерийная лента. Но абсолютно прав был продюсер проекта Владимир Досталь, сказав Горбачеву: "Без вас, Михаил Сергеевич, этот фильм бы еще не вышел". В основе "Завещания Ленина" - трагическая судьба и уход Варлама Шаламова.

М.Шалаева

Магия чисел не обошла стороной не только "Золотого Орла", вручавшегося зимой, но и "Нику". Только на "Орле" "магия" заключалась во всеохватности цифры "12", под знаком которой прошла вся церемония. Никита Михалков получил по максимуму всех возможных "Орлов" за свой фильм "12", а теперь не перестает объяснять в прессе, что он ни в чем не виноват. Магия чисел "Ники", как перевертыш 12. "Нике" - 21 год, соответственно, и церемония по счету 21-я, на дворе XXI век, а на календаре - 21 марта. Самое интересное, что и один из фильмов победителей содержит эту цифру: документальная лента Сергея Мирошниченко называется "Рожденные в СССР. 21 год".

Были и другие совпадения: Николай Цискаридзе, вручавший "Нику" за анимацию, оказался родственником Тенгиза Абуладзе, удостоенного этой награды в 1988 году за фильм "Покаяние". А Мария Муат, получавшая из рук Цискаридзе награду, рассказала, что именно в Театре Армии начала свою трудовую карьеру в должности реквизитора, и в голову тогда не могло прийти, что спустя годы выйдет на эту сцену лауреатом престижной кинопремии.

Л.Броневой

21 марта, в день церемонии, исполнился годик дочке Александра Абдулова, и ее мама получила сразу две "Ники": большую - за выдающийся вклад Александра Абдулова в кинематограф и маленькую "Нику", изготовленную специально по этому случаю, - крошечной девочке, чтобы, подрастая, знала, кто ее папа.

Маша Шалаева получила награду за лучшую женскую роль. Сыграла она ее в "Русалке" Анны Меликян. Эта актриса сама по себе - настоящее чудо, где бы ни снималась. Кому-то она покажется странной, но в этой ее органике нет ничего придуманного, она такая, какая есть, самобытная и ни на кого не похожая. Режиссеры, правда, эксплуатируют это ее естество, делают из нее жертву, и зачем-то умертвляют ее героинь, видимо, по их мнению, таким инопланетянкам на Земле не место. А в ней столько жизни и столько света, что и проявилось сполна на церемонии, которую она, несомненно, украсила. Вышла, накрутив на голову что-то вроде чалмы, сама себя снимала на миниатюрную видеокамеру. Пока Леонид Ярмольник держал долгую речь, возвращаясь к ушедшему Александру Абдулову, Маша терпеливо ждала, когда же до нее дойдет дело, и сама попросила: "Подарите подарок". "Это не подарок, а премия "Ника", и ты получаешь ее в таком юном возрасте...", - ответил Леонид Ярмольник. У Маши, между прочим, весьма солидная фильмография за плечами, и впервые мы ее увидели на "Кинотавре" в 2002 году в фильме "Первокурсница", где ее почему-то опять заставляли страдать взрослые дяди. Маша произнесла парадную речь: "Иногда и при жизни мы можем стать мертвецами. Спасибо таким красивым женщинам, как Анна Меликян, которые дают работу таким, как я". В общем, Маша церемонию, несомненно, украсила своим талантом и непосредственностью. Потому что выходили на сцену люди, которые нескончаемыми и не вполне внятными речами могли доконать какое угодно мероприятие.

Были в сценарии "Ники" любопытные ходы. Вручали приз сценаристам и показали фрагменты фильмов-номинантов под "закадровый" голос Михаила Ефремова, присутствовавшего тут же на сцене. Он читал текст сценария, а параллельно шел соответствующий ему фрагмент готового фильма. Ефремов зачитывал сценарий Юрия Арабова, где упоминается река, а на экране в кадрах из картины Аркадия Яхниса "Ужас, который всегда с тобой" - вовсе не река, а асфальт. Но вот совпали в одном лице режиссер и сценарист фильма "Простые вещи" Алексей Попогребский, и все заладилось: текст и видеоряд совпали буквально. В "Русалке", где режиссер и сценарист Анна Меликян все тоже ближе, но дело мы имеем с женщиной, и тут уж типично женский подход, что нам и подтвердил Михаил Ефремов довольно смешно, как он это умеет делать. Кстати, он бесценный человек для такого рода церемоний, что уже неоднократно демонстрировал.

Выход Георгия Данелия и вручение ему "Ники" за честь и достоинство - это фильм в фильме. И опять все завертелось вокруг Горбачева. Данелия рассказывал, с какими трудностями столкнулся при съемках "Осеннего марафона", когда захотел пригласить на одну из ролей западногерманского аккредитованного тогда в Москве журналиста. Горбачева-то тогда еще не было, он был в провинции, как сказал Данелия, и человека с Запада снимать было трудно. Привезли на "Нику" и того самого западного корреспондента Норберта Кухинке. Вот уж кто не мог наговориться. Не то что Данелия, который лаконично поблагодарил за награду. Когда-то он, получая приз, сказал "Спасибо". Опытные товарищи его проинструктировали: "Скажи еще что-нибудь, а то подумают, что ты недоволен". И Данелия, намотав на ус, на нынешней "Нике" изрек: "Сегодня я подготовился. Большое спасибо. Я очень доволен". В этом весь Данелия с его неброским и лаконичным юмором. А вот Кухинке понесло. Он тоже начал говорить про Горбачева, указав на его ошибки, главная из которых в том, что он запретил пить. Бог весть, сколько бы все это продолжалось, но Данелия, которому присуще чувство меры во всем, срежиссировал эпизод, как надо, и получилось все, как в хорошей репризе: заранее задуманное многословие по плану прерывается. В общем, было симпатично. Но главное достижение устроителей церемонии - то, что она закончилась не за полночь, как это было прежде, а в половине двенадцатого, за что отдельное спасибо ведущему Юлию Гусману, который сумел вовремя наступить на горло собственной песне.

У "Ники" были кое-какие совпадения с раскладом призов "Белого Слона", вручаемого критиками, и "Золотым Орлом" - детищем Никиты Михалкова. Скажем, Леонид Броневой уже не в первый раз получает награду за свою роль второго плана, ставшую первой, в картине "Простые вещи". Броневой поднялся на сцену и вопросил: "Не много ли мне призов?" А кому-то их все мало.

Лично я очень рада за Сергея Бодрова. Его картина "Монгол" получила сразу шесть "Ник", и сам он был удостоен высших наград. "Монгол" - сложнейший проект, потребовавший неимоверных сил, физических и душевных затрат. Мы можем по пальцам перечесть тех людей, которые были бы в состоянии управлять такими армиями людей (более 600 человек), к тому же говорящих на разных языках. Не все получилось идеально, а истории не хватило человеческой теплоты, но все равно это грандиозное полотно и, самое главное, настоящее зрелищное кино. Вышел на сцену Сергей Бодров, вспомнил "Золотого Орла" и "Оскара", на который номинировался его фильм, и отметил церемонию "Ники", как наиболее человеческую, уж для него-то самого "Ника" - как этапы непростой судьбы. Хорошее было время, когда получали премию за "Кавказского пленника" и выходили на сцену вместе с сыном Сергеем Бодровым-младшим (Бодров-старший так и сказал - "младший", придуманное не им, а, скорее, журналистами имя). "Потом наступило плохое время. Пять лет назад я получал "Нику" за сына", - на этих словах Бодров-старший не смог уже сдержать слез. И вот теперь "Монгол". "Ника" для Бодрова - личная история, несравнимая ни с чьей другой. То, что "Монгол" был назван лучшим фильмом, сомнений не рождает, хотя бы по формальным признакам: отмечен он по профессиям. А то ведь как бывает: картина не получает ни одной награды, даже за режиссуру, а фильм в итоге - в лидерах. Понимай, как знаешь. Никакой логики. У Сергея Сельянова шансов было больше, чем у других, поскольку номинировался он, как продюсер, еще е с картиной "Груз 200". Но "Груз 200" академики "Ники" проигнорировали, он не получил ни одной награды, имея четыре номинации. Зато совсем недавно критики признали его фильмом года, присудив "Белого Слона", хотя и для самих критиков это было неожиданно. Так уж карта легла.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;