Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7625) 27 марта - 2 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЛичная история кинематографа"Нике" - 21 Светлана ХОХРЯКОВА
"Нику" вручали в 21-й раз и по традиции последних лет - в Театре Российской Армии. Гостей собралось много, пришли кинематографисты, что не всегда случается (иногда они предпочитают отсиживаться дома). То, о чем говорил Юлий Гусман во время второго тура голосования, было налицо: те, кто только номинирован, но лауреатом в итоге не стал, на церемонию не явились. Не все, конечно, но многие. Это какая-то беда, причем российская. Наши кинематографисты правдами и неправдами пытаются узнать, получат они заветную статуэтку или нет. Если нет, то и приходить не будут, как будто попадание в тройку или пятерку номинантов само по себе не почетно. Зато некоторые лауреаты и вручанты приехали из дальних краев, и вообще качественный состав людей, выходящих на сцену, был по-настоящему хорош. Майя Туровская, сценарист и киновед, представитель одинокой профессии "критик", как она сама ее определила, прилетела за "Никой" из Мюнхена, где живет в последние годы. Международный масштаб "Нике" обеспечила интернациональная команда "Монгола". Интересно, что сами статуэтки подкреплялись материально - "Жигулями". На эту тему пошутил Сергей Бодров: "Наши немецкие друзья мечтали получить "Жигули". Лауреат прошлого года Айдар Гайнуллин прилетел из Берлина, чтобы вручать приз и исполнил на баяне в сопровождении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под руководством Сергея Скрипки одно из сочинений Пьяццоллы. Среди вручантов был и Михаил Горбачев, и в этом особый шик. Он в своем духе рассуждал о кастинге фильма "Завещание Ленина", за который и вручал "Нику", как будто даже извинялся за то, что видел фильм по телевизору, а не на большом экране. А где ж ему еще быть: это телевизионная многосерийная лента. Но абсолютно прав был продюсер проекта Владимир Досталь, сказав Горбачеву: "Без вас, Михаил Сергеевич, этот фильм бы еще не вышел". В основе "Завещания Ленина" - трагическая судьба и уход Варлама Шаламова.
Магия чисел не обошла стороной не только "Золотого Орла", вручавшегося зимой, но и "Нику". Только на "Орле" "магия" заключалась во всеохватности цифры "12", под знаком которой прошла вся церемония. Никита Михалков получил по максимуму всех возможных "Орлов" за свой фильм "12", а теперь не перестает объяснять в прессе, что он ни в чем не виноват. Магия чисел "Ники", как перевертыш 12. "Нике" - 21 год, соответственно, и церемония по счету 21-я, на дворе XXI век, а на календаре - 21 марта. Самое интересное, что и один из фильмов победителей содержит эту цифру: документальная лента Сергея Мирошниченко называется "Рожденные в СССР. 21 год". Были и другие совпадения: Николай Цискаридзе, вручавший "Нику" за анимацию, оказался родственником Тенгиза Абуладзе, удостоенного этой награды в 1988 году за фильм "Покаяние". А Мария Муат, получавшая из рук Цискаридзе награду, рассказала, что именно в Театре Армии начала свою трудовую карьеру в должности реквизитора, и в голову тогда не могло прийти, что спустя годы выйдет на эту сцену лауреатом престижной кинопремии.
21 марта, в день церемонии, исполнился годик дочке Александра Абдулова, и ее мама получила сразу две "Ники": большую - за выдающийся вклад Александра Абдулова в кинематограф и маленькую "Нику", изготовленную специально по этому случаю, - крошечной девочке, чтобы, подрастая, знала, кто ее папа. Маша Шалаева получила награду за лучшую женскую роль. Сыграла она ее в "Русалке" Анны Меликян. Эта актриса сама по себе - настоящее чудо, где бы ни снималась. Кому-то она покажется странной, но в этой ее органике нет ничего придуманного, она такая, какая есть, самобытная и ни на кого не похожая. Режиссеры, правда, эксплуатируют это ее естество, делают из нее жертву, и зачем-то умертвляют ее героинь, видимо, по их мнению, таким инопланетянкам на Земле не место. А в ней столько жизни и столько света, что и проявилось сполна на церемонии, которую она, несомненно, украсила. Вышла, накрутив на голову что-то вроде чалмы, сама себя снимала на миниатюрную видеокамеру. Пока Леонид Ярмольник держал долгую речь, возвращаясь к ушедшему Александру Абдулову, Маша терпеливо ждала, когда же до нее дойдет дело, и сама попросила: "Подарите подарок". "Это не подарок, а премия "Ника", и ты получаешь ее в таком юном возрасте...", - ответил Леонид Ярмольник. У Маши, между прочим, весьма солидная фильмография за плечами, и впервые мы ее увидели на "Кинотавре" в 2002 году в фильме "Первокурсница", где ее почему-то опять заставляли страдать взрослые дяди. Маша произнесла парадную речь: "Иногда и при жизни мы можем стать мертвецами. Спасибо таким красивым женщинам, как Анна Меликян, которые дают работу таким, как я". В общем, Маша церемонию, несомненно, украсила своим талантом и непосредственностью. Потому что выходили на сцену люди, которые нескончаемыми и не вполне внятными речами могли доконать какое угодно мероприятие. Были в сценарии "Ники" любопытные ходы. Вручали приз сценаристам и показали фрагменты фильмов-номинантов под "закадровый" голос Михаила Ефремова, присутствовавшего тут же на сцене. Он читал текст сценария, а параллельно шел соответствующий ему фрагмент готового фильма. Ефремов зачитывал сценарий Юрия Арабова, где упоминается река, а на экране в кадрах из картины Аркадия Яхниса "Ужас, который всегда с тобой" - вовсе не река, а асфальт. Но вот совпали в одном лице режиссер и сценарист фильма "Простые вещи" Алексей Попогребский, и все заладилось: текст и видеоряд совпали буквально. В "Русалке", где режиссер и сценарист Анна Меликян все тоже ближе, но дело мы имеем с женщиной, и тут уж типично женский подход, что нам и подтвердил Михаил Ефремов довольно смешно, как он это умеет делать. Кстати, он бесценный человек для такого рода церемоний, что уже неоднократно демонстрировал. Выход Георгия Данелия и вручение ему "Ники" за честь и достоинство - это фильм в фильме. И опять все завертелось вокруг Горбачева. Данелия рассказывал, с какими трудностями столкнулся при съемках "Осеннего марафона", когда захотел пригласить на одну из ролей западногерманского аккредитованного тогда в Москве журналиста. Горбачева-то тогда еще не было, он был в провинции, как сказал Данелия, и человека с Запада снимать было трудно. Привезли на "Нику" и того самого западного корреспондента Норберта Кухинке. Вот уж кто не мог наговориться. Не то что Данелия, который лаконично поблагодарил за награду. Когда-то он, получая приз, сказал "Спасибо". Опытные товарищи его проинструктировали: "Скажи еще что-нибудь, а то подумают, что ты недоволен". И Данелия, намотав на ус, на нынешней "Нике" изрек: "Сегодня я подготовился. Большое спасибо. Я очень доволен". В этом весь Данелия с его неброским и лаконичным юмором. А вот Кухинке понесло. Он тоже начал говорить про Горбачева, указав на его ошибки, главная из которых в том, что он запретил пить. Бог весть, сколько бы все это продолжалось, но Данелия, которому присуще чувство меры во всем, срежиссировал эпизод, как надо, и получилось все, как в хорошей репризе: заранее задуманное многословие по плану прерывается. В общем, было симпатично. Но главное достижение устроителей церемонии - то, что она закончилась не за полночь, как это было прежде, а в половине двенадцатого, за что отдельное спасибо ведущему Юлию Гусману, который сумел вовремя наступить на горло собственной песне. У "Ники" были кое-какие совпадения с раскладом призов "Белого Слона", вручаемого критиками, и "Золотым Орлом" - детищем Никиты Михалкова. Скажем, Леонид Броневой уже не в первый раз получает награду за свою роль второго плана, ставшую первой, в картине "Простые вещи". Броневой поднялся на сцену и вопросил: "Не много ли мне призов?" А кому-то их все мало. Лично я очень рада за Сергея Бодрова. Его картина "Монгол" получила сразу шесть "Ник", и сам он был удостоен высших наград. "Монгол" - сложнейший проект, потребовавший неимоверных сил, физических и душевных затрат. Мы можем по пальцам перечесть тех людей, которые были бы в состоянии управлять такими армиями людей (более 600 человек), к тому же говорящих на разных языках. Не все получилось идеально, а истории не хватило человеческой теплоты, но все равно это грандиозное полотно и, самое главное, настоящее зрелищное кино. Вышел на сцену Сергей Бодров, вспомнил "Золотого Орла" и "Оскара", на который номинировался его фильм, и отметил церемонию "Ники", как наиболее человеческую, уж для него-то самого "Ника" - как этапы непростой судьбы. Хорошее было время, когда получали премию за "Кавказского пленника" и выходили на сцену вместе с сыном Сергеем Бодровым-младшим (Бодров-старший так и сказал - "младший", придуманное не им, а, скорее, журналистами имя). "Потом наступило плохое время. Пять лет назад я получал "Нику" за сына", - на этих словах Бодров-старший не смог уже сдержать слез. И вот теперь "Монгол". "Ника" для Бодрова - личная история, несравнимая ни с чьей другой. То, что "Монгол" был назван лучшим фильмом, сомнений не рождает, хотя бы по формальным признакам: отмечен он по профессиям. А то ведь как бывает: картина не получает ни одной награды, даже за режиссуру, а фильм в итоге - в лидерах. Понимай, как знаешь. Никакой логики. У Сергея Сельянова шансов было больше, чем у других, поскольку номинировался он, как продюсер, еще е с картиной "Груз 200". Но "Груз 200" академики "Ники" проигнорировали, он не получил ни одной награды, имея четыре номинации. Зато совсем недавно критики признали его фильмом года, присудив "Белого Слона", хотя и для самих критиков это было неожиданно. Так уж карта легла. Также в рубрике:
|