Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7661) 11-17 декабря 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

СОФИЯ ГУБАЙДУЛИНА: Серьезная музыка находится на грани исчезновения

Вениамин ШЛОСМАН
Фото Юриса ВУЛИСА


С.Губайдулина

Завершился ХХХ Международный фестиваль современной музыки "Московская осень". Одним из крупнейших его событий стал концерт с участием Софии ГУБАЙДУЛИНОЙ. Она представила два опуса 2002 года "Мираж: пляшущее солнце" и "У края пропасти", причем во втором из них даже вышла на сцену и сыграла смычком на аквафоне - инструменте из металлических стержней, опущенных в сосуд с водой и издающих прозрачный, потусторонний звук. В новом тысячелетии Губайдулина пользуется еще более лаконичными и ясными средствами, чем прежде - и ее сочинения, исполненные ансамблем виолончелистов под управлением Владимира Тонха, можно смело назвать современной классикой. Находясь рядом с Губайдулиной, понимаешь, что она - художник, из тех, кто "поднимает нравственную атмосферу везде, где находится" (слова Корнея Чуковского). Когда-то о Губайдулиной говорили не иначе, как в связи с "московской тройкой", куда включали также Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Сегодня очевидно, что Губайдулина - совершенно самостоятельный и, возможно, наиболее самобытный композитор этого круга. Ее сочинения уже четвертое десятилетие исполняются крупнейшими российскими и зарубежными музыкантами и коллективами: среди них Геннадий Рождественский, Гидон Кремер, Наталия Гутман, Марк Пекарский, Саймон Рэттл, Кент Нагано, Кронос-квартет и многие другие. Иной художник в подобной ситуации предпочел бы почивать на лаврах - но не Губайдулина. Она продолжает активно работать у себя в деревне Аппен под Гамбургом, где живет с начала 1990-х. Эта беседа состоялась после встречи со студентами консерватории, организованной Клубом молодых композиторов.

- Вы часто говорите, что ищете технику, которая могла бы противостоять интуиции. Должен ли композитор ей противостоять ?

- Я вообще-то интуитивный человек, самое важное, что во мне есть - сильная интуиция. Ценю ее больше всего. Я не могу похвалиться тем, что сильна в ментальном, в структурном отношении. Моя сила именно в фантазии. Отсюда тяга к импровизации - абсолютная свобода. Но я отлично понимаю, что настоящее художественное произведение не реализуется, если интуиции не будет противостоять какая-то система ограничений. Поэтому поиски средств ограничения, ментальная работа, интеллектуальная работа - очень важны.

Интуиция - это то, что мне дано. А эта работа задана мною самой. Чтобы получить художественный результат, два эти начала должны противостоять друг другу. Если работает только интуиция, он получится расплывчатым. Если идет только ментальная работа - это клонирование, комбинаторика, структурирование, итог похож на искусственный цветок.

- Что запомнилось вам на прошедшей "Московской осени "?

- На одном из концертов, который я посетила, мне очень понравились сочинения, которые показали Любовь Терская и Андрей Зеленский. Ираида Юсупова, по-моему, значительная фигура, тоже очень хорошую вещь представила (речь о кантате "Dies Irae-2" памяти Николая Сидельникова. - Ред.). Хотя если подходить с традиционной современной меркой, когда превыше всего ценится "новаторство", здесь его нет, здесь к "новаторству" абсолютное презрение. Ощущается сильное влияние Карла Орфа, сочинение написано будто в сороковые годы прошлого столетия... Наплевать, неважно, не имеет значения. Зато очень яркая концепция, яркая музыка - великолепный композитор.

- Вы, кажется, за новаторством тоже никогда не гнались .

- Именно, именно. Я это презираю.

- Многим вашим сочинениям - в том числе первому скрипичному концерту "Offertorium" - сопутствует театральная программа, у музыки есть вполне зримый драматический сюжет. Думаете ли вы об этом в процессе работы ?

- В случае "Offertorium", думаю, можно говорить о связи с Евангелием. Но не думаю, что во всех моих сочинениях есть преднамеренная сюжетность. Я больше работаю над тем, чтобы найти какую-то метафору. Наподобие той, о которой я говорила студентам на встрече в консерватории: боль натурального звука, который насильственным образом приспосабливается исполнителем к темперированной системе - как тема сочинения. Высший диссонанс между темперированным и натуральным, когда что-то искусственное противостоит природе - и затем разрешается в чистый непротиворечивый аккорд. Подобные метафоры каждый раз я действительно ищу, а фабулу скорее нет.

- Вы рассказывали, что "Offertorium" родился из идеи "жертвования темы": вначале звучит лейтмотив "Музыкального приношения" Баха, от которого постепенно отсекаются звуки, в итоге рождая новую тему. У нового концерта, написанного вами недавно, в основе есть подобная идея ?

- Нет, нет, мне как раз хотелось второй концерт сделать совсем другим. Трудность задачи состояла в том, что концепция не должна была совпасть с предыдущей. И я первым делом исключила первые и вторые скрипки из оркестра - с тем чтобы солирующая скрипка осталась в одиночестве, не соревнуясь с другими скрипками. В предыдущем концерте скрипки были, и мне не хотелось это повторять. Существенное отличие от первого концерта - очень большой состав медных духовых, где вагнеровские тубы вместе с обычной тубой образуют еще один слой, противоположный тромбонам и трубе, в низком регистре, это было для меня очень важно.

- Ваш новый концерт записан Анне-Софи Муттер на одном диске с концертами Баха. Случайность ли это: еще один скрипичный концерт - еще одна встреча с Бахом ?

- Нет, не случайность, мы говорили с Анне-Софи о моем отношении к Иоганну Себастьяну Баху, и это очень благостно, что она записала концерты Баха и рядом мое сочинение. Бах все-таки влиял на мое сознание, но об этом влиянии нельзя догадаться, оно не выявлено на поверхности. Оно находится в области скрытой конструктивной идеи и заключается в том, что мою фантазию ограничивает техника, связанная с числовыми рядами. Среди этих рядов - всем известный ряд Фибоначчи, который лежит в основе почти всего, что существует в мире, от планетарной системы до устройства клеток и ДНК, и следующий за ним - ряд Люк.

Но существует еще один ряд, который происходит от ряда Фибоначчи, - это Баховский ряд. Если в центре ряда Фибоначчи находится ноль, то в центре Баховского ряда стоит число девять, вокруг которого образуется очень красивая, симметричная последовательность. Этот ряд я нашла у Баха в хорале "Пред троном Твоим предстаю я", одной из последних его работ. Такое впечатление, что ряд, выявленный в этом хорале, - как бы его автограф перед Всевышним. Так вот, этот ряд стоит внутри конструкции и моего сочинения.

Концерт записывался в Лондоне, Лондонским симфоническим оркестром дирижировал Валерий Гергиев - очень широкий музыкант. Они мне сделали подарок, взяв напрокат тамтам громадного размера - с эту комнату. А в одном месте у меня должен быть солирующий тамтам. Запись очень обогатило появление этого "чудовища", ставшее большим сюрпризом, - я-то представляла себе нормальный тамтам.

- Возвратимся к первому скрипичному концерту "Offertorium", который был исполнен в Зальцбурге на открытии "Недели Моцарта 2008" в одной программе с моцартовской "Мессой отца Доминика". Важно ли для вас соседство с Моцартом так же, как в случае с Бахом ?

- Зальцбург я уже подзабыла немного, столько с тех пор было новых впечатлений... Я, наверное, так волновалась, что мне трудно было оценить всю эту ситуацию. Я езжу очень много, больше, чем хотелось бы. Для следующих сочинений остается мало времени. Куда-то еду, потом возвращаюсь и не успеваю разогреться, как пора отправляться вновь. А поехать нужно - ведь я хочу, чтобы мое сочинение сыграли хорошо, и должна быть на репетиции.

Относительно Моцарта я не чувствую преемственности, о которой можно говорить в случае с Бахом. Но соседство с Моцартом меня не смущало, и мне кажется даже, что музыка добаховского периода с моей сочетаются еще лучше - Шютц, Палестрина, Окегем. Тогда как меньше всего подходят Брамс, Брукнер, Малер... Хотя почему именно - мне трудно сформулировать. В моем втором концерте взяты числовые пропорции из Баховского ряда, но ничего Баховского там не звучит.

- Кроме вашего нового концерта, на CD недавно вышли также "Страсти по Иоанну" и "Пасха по Иоанну" под управлением Хельмута Риллинга. Какие еще сочинения вам важно зафиксировать в записи ?

- Мне бы очень хотелось, чтобы было записано "Ravvedimento" ("Раскаянье") для виолончели и квартета гитар. Оно написано для Ивана Монигетти, посвящено ему и исполнено им, конечно, совершенно замечательно. В нем участвует квартет из четырех разных гитар - среди них обычная шестиструнная гитара, к которой присоединены еще семь струн в диатоническом порядке: то есть она захватывает еще и контрабасовый регистр. Таких гитар на свете всего две.

- Ее сконструировали специально для вашего сочинения ?

- Нет, в том-то и дело! Это было в Швейцарии, после одного концерта все участники собрались за столом, напротив меня оказался человек, отрекомендовавшийся гитаристом. Он мне рассказал, что в Сент-Галлене есть квартет гитар, что он специально заказал контрабасовую гитару, и сразу захотелось что-нибудь для них написать. Тогда этот инструмент был единственным на свете, его делали целый год. А Иван Монигетти работает в Музыкальной академии Базеля, директор которой тоже гитарист - потрясающий виртуоз. Он чрезвычайно заинтересовался этим сочинением и заказал для себя вторую такую гитару - теперь на свете их две, в Базеле и в Сент-Галлене. Этот профессор и три его ученика сыграли еще раз мое сочинение.

- У вас много сочинений для необычных составов; если состав - пожелание заказчика, легко ли вам сочинять так, будто вы избрали такой состав сами ?

- Как правило, инструментальный состав не слишком ограничивает фантазию. Ограничивающим обстоятельством является в первую очередь длительность сочинения - это действительно сложная задача. Для большого состава трудно и неестественно писать короткую пьесу, разве что делать цикл коротких вещей, которые образуют общую линию более крупного масштаба. Зато произведение для солиста, дуэта или трио может быть совершенно любой длительности.

- Уходит все больше мастеров вашего поколения - испытываете ли вы по этому поводу чувство одиночества ?

- Да, да, конечно. Последнее переживание тяжелое - смерть Андрея Волконского. Поехали в Ниццу на захоронение, на сороковой день было отпевание в Гамбурге - пошли, отпели. Очень тяжело прощаться... Для меня он важная фигура - его человеческие свойства были очень привлекательны. Добрый, отзывчивый человек - в его библиотеке и фонотеке было множество произведений, которые нам были недоступны - всегда давал, не жадничал. И, конечно, он притягивал людей.

- Есть ли среди ныне живущих музыкантов кто-то, близкий вам по духу, как Луиджи Ноно, которого вы называли своим духовным братом ?

- Разве что Виктор Суслин, который играет в моей жизни очень большую роль. Мы очень дружны еще с семидесятых годов, когда регулярно собирались вместе с ним и с Вячеславом Артемовым. Общение с Виктором Суслиным - очень важное для меня переживание, и если говорить о духовном братстве, то Виктор - мой брат.

- Когда-то Суслин написал крайне резкую статью о Шостаковиче, где называл его "халтурщиком в трансе", тогда как вы всегда отзываетесь о Шостаковиче крайне уважительно, вспоминая, как он пожелал вам и дальше "идти вашим "неправильным" путем". Это не мешает вашей дружбе ?

- В семье люди часто стоят на противоположных позициях - мы все время цапаемся и притом очень любим друг друга. Мы живем рядом, и, когда встречаемся за столом, жене Виктора приходится нас немножко мирить. Мы постоянно не соглашаемся друг с другом, но не сердимся, если у нас не совпадают мнения. Каждый может высказаться, поспорить, но не надо обижаться. Относительно Шостаковича - каждый раз, конечно, я вступаюсь за Шостаковича, Суслин каждый раз нападает - у него будто бы не та мелодия, не та гармония, но это не мешает нашей дружбе.

- Остались ли какие-то сочинения со времен группы "Астрея", куда входили вы, Суслин и Вячеслав Артемов? Продолжаете ли вы собираться вместе ?

- Что касается Артемова, то мы просто его потеряли - я переехала в Германию, еще раньше Витя переехал в Германию, и я даже не знаю, куда позвонить, чтобы узнать, где наш Слава Артемов. Записи некоторых импровизаций остались, но сочинениями их назвать нельзя. Какие-то из них выходили на пластинках. Это не музицирование, а скорее духовная школа - Суслин был душой этой особой жизни. До сих пор для меня очень важную роль играют попытки импровизировать, освобождать свою фантазию от слушателя, от исполнителя - когда моя душа выражена в линии, которую я провожу, или в звуке, рождающемся сейчас. А не в том, что записано на бумаге и потом исполнено.

Когда-то была культура устного творчества, не записанного. Она представляла очень большую ценность, хотя без письменной культуры мы не можем, и это вполне естественно. Но ощущение устной, непосредственной передачи хотелось бы возвратить - и у нас была возможность это осуществить, пусть даже среди только трех человек. Мы продолжаем собираться вместе, чаще всего в моем доме, третьим у нас уже стал сын Суслина, он - музыкант, играет на контрабасе. Но в наших встречах контрабас запрещен; мы беремся только за инструменты, которыми не владеем. Например, японский инструмент кото, или пипа, или тамбуро. И продолжаем втроем на них играть.

- Кто среди российских или зарубежных композиторов представляет для вас сейчас особый интерес ?

- Ярких людей очень много в разных точках земли. В России для меня большую ценность представляет композитор Александр Вустин. Очень люблю Валентина Сильвестрова! Прекрасный композитор, я его и как человека люблю. В Германии мне нравится Петер Хамель. Хельмут Лахенман - сильная и уважаемая фигура. Кайя Саариахо - финка, живущая во Франции, - мне нравится. В Америке - Джон Корильяно, Тан Дун. Очень много я поездила, очень много послушала, большое впечатление на меня произвел Пекин. Там мне очень понравилось, как организовано образование молодых людей. Мы в молодости о таком и не мечтали.

Но если сравнивать благополучные и неблагополучные страны, то еще большой вопрос, что благостно, а что не благостно. Когда я сравниваю благополучных людей с теми, у которых есть внутренняя боль за что-то, то я вижу, что для творчества эта боль более сущностна, чем благополучие. Хотя материальное богатство может служить искусству - всегда так и было. Наша музыка останется в столе, если не заплатить исполнителям. И богатство для этого необходимо. Но оно не всегда связано с духовной высотой.

- В недавнем интервью вы говорили: "Сейчас происходит с серьезной музыкой то же самое, что и с серьезной живописью, серьезной поэзией... Они стоят на грани исчезновения". По-вашему, это действительно так ?

- Да, высокая, серьезная музыка сейчас действительно на грани исчезновения. К этому ведут всеобщая коммерциализация, торжество прагматизма, отсутствие идеализма... Можно повторить эти слова, действительно. Всюду, всюду прекращают финансирование очень хороших ансамблей, оркестров - слышу об этом со всех сторон. Например, замечательный стокгольмский ансамбль ударных "Kroumata Percussion Ensemble" или амстердамский Шёнберг-ансамбль, для которых я писала. И вдруг им срезают финансирование, а это ведь украшение страны.

- Есть ли надежда на перемены к лучшему ?

- Помню, как я была в одном монастыре между Венгрией и Румынией - там проходит музыкальный фестиваль, который организуют монахи. При монастыре есть гимназия, выпускники которой поступают в вузы, устраиваются на работу и потом снова к этим монахам возвращаются. Помогают устраивать фестиваль, обслуживают гостей. Вот такие уголки идеализма необходимы. Хотя слишком долго на нем не проживешь. Еще пример - на севере Финляндии есть фестиваль камерной музыки в городе Кухмо. Я приехала в Кухмо и поинтересовалась, сколько туда приезжает слушателей из разных стран и городов. Оказывается, около сорока тысяч ежегодно. Сегодня это достаточно крупный фестиваль, но они работают уже почти сорок лет. Приезжают исполнители очень хорошие - энтузиасты, и каждый вносит свой жертвенный вклад. Поэтому, хоть мы и на краю, надежда все-таки есть. Я бывала в Кухмо, еще когда там не было концертного зала, концерты происходили в обычной школе. Сейчас там выстроен зал с хорошей акустикой.

- Кроме Валерия Гергиева и Ивана Монигетти, о которых шла речь, кто еще из исполнителей вам особенно дорог ?

- Ну сочинять для кого-то регулярно я не могу - одно крупное сочинение может занять целый год. Но на меня продолжают влиять очень сильно и Гидон Кремер, и Владимир Тонха, и Давид Герингас... Эльсбет Мозер, Фридрих Липс, Кронос-квартет, Ардитти-квартет, Московский квартет Жени Алихановой, их очень много! В конце моей жизни мне очень повезло - я встретила таких высоких людей... А Саймон Рэттл! А Кент Нагано! Он дирижировал Альтовым концертом, с Башметом. А Рэттл мне одно сочинение заказал и исполнил, называется "Zeitgestalten" ("Фигуры времени"), он исполнял с Гидоном "Offertorium", исполнял "Аллилуию". Премьеру второго скрипичного концерта с Анне-Софи Муттер в Люцерне с Берлинской филармонией в 2007 году тоже делал Саймон.

- В этот раз вы представили два своих сочинения на фестивале "Московская осень", а также встретились со студентами консерватории. Был ли еще какой-то повод для вашего приезда ?

- Главным образом - эти два. Хотя есть и другие вещи, которые мне было необходимо здесь сделать, - в частности, архив моего умершего мужа Петра Мещанинова, представляющий собой очень важную эволюционную музыкальную теорию. Это незаконченная работа, которую могут продолжить музыковеды, - в Москве есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы работать над этими проблемами. И мне нужно было обязательно поговорить о нем с сотрудниками консерватории.

- Этот архив хранится у вас? Кто может продолжить работу над ним ?

- Пока у меня дома. Работу эту надо начать, хотя закончить ее, может быть, и невозможно. В 1969 году выходила его статья на эту тему, он множество раз делал сообщения об этой теории. Сейчас нужно собрать все эти материалы и посмотреть, нельзя ли сделать новые публикации. Но самое важное восстановить, боюсь, невозможно, потому что в основе его теории - математическое обоснование. Недавно одну из дискет с его архивом раскрыли, но там только числа. А музыковедам, которые будут этим заниматься, одних числовых разработок будет недостаточно.

К сожалению, я в этой работе помочь не могу, потому что у меня нет такого теоретического дара, каким обладал Петр Мещанинов, - я занимаюсь совсем другим делом. Композиторское дело - чисто фантазийное, совсем в другую сторону направлено, я могу только оценить значение этой работы для музыки вообще, но войти в это по-настоящему я не могу. Кроме того, компьютер для меня совершенно недоступен. Я просто испытываю боль при соприкосновении с технической аппаратурой.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;