Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7713) 24 декабря 2009 - 13 января 2010 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Итоги годаНовые территорииТЕНДЕНЦИЯ ГОДААлександр ПАНОВ Главной культурной тенденцией уходящего года можно считать явление, которое мы назовем "освоением новых территорий". Конечно, возникло оно не вдруг, и "первые ласточки" стали появляться примерно с середины 90-х годов, которые, как к ним ни относись, давали возможность реализовывать себя в разных сферах деятельности. Если, разумеется, имелись амбиции, упорство и целеустремленность. Приблизительно в это время появились литературные критики, которые, отставив непосильные труды по обустройству отечественной словесности, начали сами писать и издавать романы. Порой даже недурные и номинированные на уважаемые литературные премии, которые, впрочем, им не присуждали. А театральные критики, устав от разбора чужих постановок, стали сами выпускать спектакли, зачастую благосклонно принимаемые бывшими коллегами по цеху. Были такие, кто занимался и тем, и другим - и вполне имел успех у публики, как правило, недолговременный, но иногда - шумный. В ХХI веке за перо дружно взялись представители эстрадного цеха, посеяв стойкие сомнения в том, что для занятий литературным творчеством необходимо собственно литературное дарование, наличие неких оригинальных мыслей и предмет для размышления чуть более широкий, чем собственная карьера, личность и судьба. Однако и они имели успех, тем более что сопровождались шумными презентациями. И если разборчивые интеллектуалы, чей голос время от времени все-таки пробивался в прессе, отказывались признавать хоть малейшую принадлежность этих опусов к искусству, они все равно оставались фактом отечественной культуры, в которой, как известно, "должны расцветать все цветы". Но было одно обстоятельство, которое мешало радоваться такому расцвету многогранности талантов отдельно взятых людей. Эта новейшая "эпоха Возрождения" раздвинула границы допустимого дилетантизма в отечественной культуре, и без того испытывающий дефицит подлинного профессионализма. Но то, что прежде можно было считать "отдельными случаями", в 2009 году сложилось в заметную тенденцию. И, разумеется, в лидерах оказался кинематограф - самый востребованный и самый медийный вид искусства. Театральные люди всегда посматривали в сторону кино, совершали успешные или безуспешные набеги на сопредельную территорию. Но именно новая генерация молодых театральных режиссеров и драматургов вдруг оформилась в некое нашествие и заставила заговорить о себе как о новом явлении. Поспособствовали тому в немалой степени нынешний "Кинотавр" и триумф Василия Сигарева с фильмом "Волчок". Не отставал по количеству наград за свой фильм "Кислород" и другой человек театра, тоже драматург, уже успевший дебютировать в кино чуть раньше фильмом "Эйфория", - Иван Вырыпаев. Оба они - представители новой драмы. Часть кинокритиков высказалась определенно и жестко: после их фильмов невозможно смотреть другое кино, отдающее фальшью и театральностью. Иван Вырыпаев экранизировал собственный текст, как и Василий Сигарев. Спектакль "Кислород" успешно шел в Москве, поездил по миру, пьеса переведена на 70 языков и вот теперь стала не только радикальным театральным высказыванием, но и новым словом в кино. Многие этого слова не расслышали и не приняли, сочли не более чем расширенным клипом, фоном для дискотеки. Театральные люди идут в наступление на кино дерзко и смело. Чуть раньше пришли в кинорежиссуру Кирилл Серебренников, драматурги братья Пресняковы, начинавшие с ним, а теперь поработавшие еще и с Иваном Дыховичным на картине "Европа - Азия". Игорь Волошин начинал свою творческую жизнь в театре родного Севастополя. И теперь своим фильмом "Я" тоже шокировал публику. Мы имеем дело с нашествием тридцатилетних неофитов и чаще всего провинциалов (география широка: Екатеринбург, Иркутск, Севастополь, Ростов-на-Дону...), которое существенно изменило поэтику современного российского кино, нравится это кому-то или нет. Возникло даже понятие - "злые мальчики", которые снимают жесткое, беспощадное, не терпящее никаких отступлений от злобы дня кино. Освоение новых территорий в этом году было понято еще и буквально. По-настоящему стал функционировать Музей современного искусства в городе Перми, основанный в здании бывшего Речного вокзала московским галеристом Маратом Гельманом при поддержке губернатора области Олега Чиркунова и сенатора Сергея Гордеева. В Пермь переехал и Эдуард Бояков со своими театральными проектами. Наши корреспонденты весь год сообщали по разным поводам о том, что Пермь стала новой "культурной столицей". Но вот вопрос: уйдут по тем или иным причинам эти люди, - что останется в сухом остатке? Исключительно подтверждение анахроничного тезиса о роли личности в истории. На задворках пермского музея начертано граффитистами: "Гельман, вон из Перми!" И это тоже своего рода современное искусство, осваивающее новые территории. Заборы в том числе. Впрочем, у любой тенденции, как у медали, две стороны. Скажем, за политическими и экономическими прогнозами люди все чаще начинают обращаться не к политологам и экономистам, а к профессиональным беллетристам, и пытаются понять свое ближайшее будущее через подлинно художественные произведения. Но вот это-то как раз - хорошо забытое старое. Также в рубрике:
|