Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7713) 24 декабря 2009 - 13 января 2010 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрУход как освобождение"Тайные записки тайного советника". "Эрмитаж" Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
Никогда еще за три десятилетия не доводилось видеть у Михаила Левитина спектакля, подобного "Тайным запискам тайного советника", - лишенного элементов карнавала, цирка, игры, а просто пристально всматривающегося в человека, в его боль, в его страдание. Тихий и горестный спектакль, обращенный к каждому, кто сидит в зрительном зале. Свою пьесу Михаил Левитин - известный и признанный писатель - создал на основе рассказов А.П.Чехова "Скучная история", "Враги" и фрагментов пьесы "Чайка", которые на редкость органично входят в ткань "Скучной истории", обогащая и дополняя ее главным для режиссера мотивом непреодолимого одиночества. Человек, ощущающий приближение смерти, не нужен уже не просто окружающим, но едва ли не в первую очередь себе самому. Образ "воробьиной ночи", памятный каждому, кто хотя бы раз в жизни прочитал "Скучную историю", перекликается в спектакле с монологом Мировой Души, и создается совершенно удивительный, глубоко волнующий контекст. Это контекст человеческой неприкаянности, от которой не знаешь, куда деваться, с которой постепенно сродняешься. И ожидаемый с самого начала уход из жизни становится освобождением - все ниже и ниже склоняется в финале спектакля Николай Степанович под своим зонтиком, все мельче и суетливее становятся его шаги, но вот он высоко поднимает зонт, распрямляется, на лице загорается счастливая улыбка, и он улетает, действительно улетает за кулисы - в небытие, в свободу. На протяжении почти трех часов мы внимаем этой очень простой, очень, в сущности, "скучной истории" о том, как из человека капля за каплей вытекает жизнь. Современный театр давно уже отучил нас от подобной углубленности, от стремления, не отрываясь, наблюдать за человеком, всматриваясь в его лицо, вслушиваясь в его интонации, сострадая и страдая. Эта лучшая, быть может, традиция русского психологического театра забыта, но Михаил Левитин возвращает ее нам во всей мучительной и необходимой силе. Наверное, в какой-то мере справедливы слова, что не только актер зависит от режиссера, но и режиссер - от артиста. Для воплощения своего очень сложного замысла Михаил Левитин нашел идеального союзника, единомышленника, абсолютно чеховского артиста Михаила Филиппова (Театр имени Вл.Маяковского). От него глаз невозможно оторвать на всем протяжении действия: он по-настоящему проживает все перипетии последних месяцев жизни своего героя, тайного советника Николая Степановича, верившего только в науку и ни во что больше. Но и наука не может помочь преодолеть одиночество. Болезнь словно обнажает суть вещей - они видятся теперь совершенно иными, как иной видится и семья, жена Варя (Дарья Белоусова) и дочь Лизанька (Людмила Колесникова), как по-иному воспринимаются любимая воспитанница Катенька (Ольга Левитина) и соратник Михаил Федорович (Александр Ливанов). И вставной новеллой включенный в спектакль рассказ "Враги" становится как будто эпизодом из прошлого самого Николая Степановича, ныне тайного советника, а некогда земского врача. Именно этот эпизод воспринимается как начало болезни, как жестокое разочарование в идеалах и людях, как зарождение чувства ненужности никому. Эта "скучная история" бьет даже по тем, кто бежит от серьеза, желая видеть в театре лишь развлечение и отвлечение от реальной жизни. Левитин словно останавливает каждого из нас на бегу. Также в рубрике:
|