Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7713) 24 декабря 2009 - 13 января 2010 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияХемингуэй с государевой дорогиОткрытия исхоженных маршрутов КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВОМария ТОКМАШЕВА
Грядущие длинные-предлинные праздники требуют движения. В прямом и переносном смысле. Но даже если кризис когтистой лапой сжал семейный бюджет, нельзя себе отказывать в удовольствии путешествия. Даже по маршрутам изъезженным вдоль и поперек. В России все меняется - в том числе и культурный ландшафт. В этом убедились корреспонденты "Культуры", проехав по Тверской и Рязанской областям Центральной России. Речная крыса или этнография ? По дороге из Москвы в Петербург (или обратно) не стоит ограничивать свои желания. Вот, например, едешь себе, едешь - бац, а на дороге стоит указатель - "Выдропужск". Девяносто девять из ста решат, что все из-за выдр и их пуха. И проедут себе в Москву (или Петербург). И лишь один остановится и поймет, что ни к выдрам, ни к меху название этого села отношения не имеет.
Существует легенда, что свое странное название село получило потому, что Екатерина Великая именно там приказала "выдрать пуще" не понравившегося ей ямщика. По другой версии, Выдропужск (или Выдропусск) - место, где даже выдры вели себя свободно. Поэтому в словаре Даля запечатлен и тверской диалект: "выдроглазничать" - глядеть нагло, нахально. Но все это только легенды. Сегодня местные жители связывают название своего села с его уникальной этнической историей. Территория Спировского и еще трех соседних районов (Лихославльского, Максатихинского, Рамшковского) - это место расселения тверских карел. В большом количестве они переселялись сюда уже после Смутного времени, спасаясь от экономического и конфессионального давления новой шведской администрации.
Эта многострадальная этническая история - сегодня активно развивающееся направление рекреационной пропаганды администрации Тверской области и Спировского района. Туристская зона, проходящая через Выдропужск, носит название "Карельская тропа". Правда, пока реальных средств для развития этой "тропы" не найдено. Потенциальных инвесторов немного, но и они не спешат вкладывать свои деньги в возрождение "русско-карельского быта". Поэтому администрации приходится довольствоваться проектными предложениями. Спировские подвижники агитацией занимаются по всем провинциальным канонам. При выдропужской школе, например, действует музей - подобный тем, что в советские времена назывался "комнатой Боевой и трудовой славы". И действительно, в самом музее представлены все обязательные элементы советской эпохи - от трудового красного знамени до трогательных писем с фронта. "Карельскую" тему поддерживает уголок крестьянского быта, где в экспонатах числятся образцы посуды и одежды карелов. Для заезжих гостей выдропужская школа, кроме всего прочего, устраивает и показательные выступления: под руководством учителей на импровизированной сцене школьники начальных и средних классов исполняют карельские народные песни. Мотив, как у русских народных, слова - труднопроизносимые, еще труднее запоминающиеся. Но дети, кажется, поют осмысленно. По словам учителей, в спировских школах уже давно изучают карельский язык и культуру... Развитию туризма может помочь... война 1812 года. В список федеральной юбилейной программы попала Усадьба Н.М.Свечина в Дубровке. Еще в начале XX века Дубровку называли новоторжской Швейцарией. Парк в имении был создан в середине XIX века. Парадный двор перед южным фасадом главного дома был окаймлен сиренью и старыми лиственницами. От юго-западной границы парка к парадному двору вела липовая аллея. Рядом с домом были два небольших заросших пруда прямоугольной формы, окруженные ивами, тополями, вязами. На территории усадебного комплекса, кроме двухэтажного дома с мезонином, располагалась Спасская церковь с четырехколонными тосканскими портиками и двухъярусной колокольней. Но все это великолепие за прошлое столетие пришло в негодность: парк и усадебные постройки запущенны, Главному дому и Спасской церкви требуется немедленная реставрация. "К счастью, восстановительные работы в усадебном комплексе попали в список мероприятий к юбилею войны 1812 года, - говорит глава Спировского района Виктор Юдин. - В противном случае уже через пару лет восстанавливать было бы нечего, и мы потеряли бы один из ярких образцов провинциальной дворянской усадьбы". Чуть не потеряли спировчане другой памятник - уже скорее религиозного значения - храм Смоленской иконы Божией Матери Выдропужской. Церковь эта сооружалась в несколько этапов во второй половине XVIII - первой трети XIX века и относится к "редким многопрестольным храмам". Но это что касается уникальной архитектуры. В духовном смысле главное достояние церкви - икона Выдропусской Одигитрии (Путеводительницы) Смоленской, чудом уцелевшей после пожара деревянной церкви еще в XV веке. Местные жители нашли тогда икону под слоем пепла на месте бывшего алтаря храма. Известна икона стала после появления "Повести о чудотворном образе пресвятые Богородица иже в Новгородской области в веси нарицаемой Выдропусском, в храме святаго великаго мученика Христова Георгия". Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов князя Иоанна III во время новгородского похода и ее чудесным возвращением в храм. Воин перенес Выдропусскую "Одигитрию" в свою Муромскую вотчину и поставил в местном храме. На следующее утро, когда воин попросил священника спеть молебен перед новой иконой, "налетел вихрь, поднял икону, она вознеслась над церковью и исчезла". Спасена была икона и во время Великой Отечественной войны. В выдропужском храме тогда квартировались солдаты, охранявшие пленных немцев. Среди солдат был сын умученного большевиками протоиерея священномученика Николая Поспелова Кронид, сам после войны ставший монахом Псково-Печерского монастыря. Когда красноармейцы получили приказ отапливать храм иконами, Кронид сообщил об этом местному жителю, который, собрав воз дров, привез их красноармейцам и обменял на чудотворный образ. Сегодня на подобные подвиги икона местных жителей пока сподвигнуть не может. "Люди вообще перестали в церковь ходить. Отвернулись от Бога. Только деньги сейчас для них главное", - с горестью в голосе замечает местный священник отец Георгий. Церковь находится в жутком состоянии: восстановительные работы требуются ей уже давно. "А средств на это не достает, - говорит о материальных проблемах Виктор Юдин. - В селе уже почти никого не осталось. Старики одни живут, молодежь уезжает в города на заработки. Вот село и вымирает. Много домов уже без хозяев стоит. А землю тут никто не покупает. Есть, конечно, дачи, принадлежащие москвичам. Но их состояние церкви волнует мало". На той же "государевой дороге" расположен и валдайский Иверский монастырь, которому, кстати, в 1654 году царь Алексей Михайлович пожаловал погост Выдропусск. Богато отреставрированный Иверский монастырь сверкает "золоченым пятиглавьем". Позолота для куполов, как, собственно, и масштабная реставрация самого монастыря, впечатляет. И уж сами решите, что больше повлияло на высочайшие темпы восстановления разрушенного и заброшенного на валдайском острове монастыря: святость для православных образа Иверской иконы Богоматери или близость резиденции Владимира Владимировича Путина. Сны "рязанской украины" ...Стоит себе в рязанской глубинке, на дороге Сасово - Кадом деревенька. Ничем вроде бы от тысяч других, себе подобных, не отличается. Кроме названия - Мыс Доброй Надежды. "От этого Терека в поэтах истерика", - заметил как-то Маяковский по схожему поводу. И тут - и в поэтах, и в простых туристах - нет отбоя от желающих предложить собственную версию столь диковинного имени. Возможно, жил тут когда-то на покое старый морской волк, и долго снились ему былые странствия, предполагают одни. А может, жила тут когда-то добрая женщина по имени Надежда, всех путешествующих кормила-поила-привечала, - допускают другие. Скорее всего, все проще: места вокруг пойменные, низменные, в половодье их часто заливает ближняя река Мокша, и только небольшая возвышенность, на которой стоит деревенька, оставляет небольшую надежду на спасение от вешних вод. Естественно, "история с географией" здесь совсем неслучайна. Когда-то на полном серьезе обсуждался вопрос о перенесении столицы РСФСР в Рязань как самый что ни на есть типичный среднерусский город. Все так, но вот география у области уж больно специфическая. По форме - почти правильная окружность, а столица - в северо-восточном углу, почти на границе с Подмосковьем. И многие культурные сокровища, которыми славна Рязань, находятся поблизости от нее, в этом же углу: Солотча, Константиново, Пощупово... А остальное? Остальное - площадью почти со Швейцарию - называется "рязанской укрАиной". И, увы, далеко не всякий ревнитель родной старины даже из самой Рязани до этой "украины" у границ Нижегородской, Пензенской и Тамбовской областей добирался. Хотя и "надета" Рязанщина сразу на две федеральные автотрассы. Сомятники и их "вениз" Типичный "украинский" городок - семитысячный Кадом. Восемьсот лет исполнилось ему в нынешнем году. Происхождение имени - темно и недостоверно. То ли от имени мифического татарского хана Кадыма, то ли от мордовского слова "кадонь", обозначающего оставленную, брошенную землю, то ли от упомянутого в словаре Даля слова "кадомить" - шататься, слоняться без дела. Вроде бы - о беспокойном характере реки Мокши. Но и об одном из свойств русского характера... А история Кадома - как у многих его ровесников. Едва отпала ратная - крепостная на краю засечной черты - "надобность", он начал быстро хиреть и, хотя в 1779-м и стал уездным городком Рязанской губернии, в советское время "дослужился" лишь до типового поселка городского типа. А какие "мундиры" полагались в те времена столь мелкотравчатым служакам, известно всем. И потому нет у нынешнего Кадома, как, впрочем, у десятков и сотен российских уездных городков, большей заботы, как обрести свою собственную перед лицом всей страны индивидуальность, то, что по-английски зовется емким словом "identity"; и часто поминаемый ныне "бренд" - лишь часть его. Чисто городская внешность - тоже часть индивидуальности Кадома. Над Мокшей - четыре огромных холма. Их легко принять за фрагменты рукотворных валов. А в самом центре - весьма представительный Милостиво-Богородицкий монастырь. Однако он родился куда позже главного символа Кадома, промысла, который зовется венизом. Искушенный читатель заметит с полным основанием, что "Venise" - в переводе с французского означает Венецию. Все так. Венеция, как когда-то и Брабант, славилась весьма популярным у русских богатеев кружевом ручной работы. У царя же батюшки Петра Алексеевича были свои способы защиты отечественного производителя, а потому импорт венецианских кружев был строго запрещен... И как научились в Кадоме волшебному искусству вышивки белым по белому? То ли действительно нескольких уроженок лагуны Сан-Марко уговорили приехать в Россию и передать опыт русским коллегам, то ли сослали за какие-то провинности в рязанскую глушь нескольких обученных тому ремеслу знатных столичных девиц? Опять - все сны, сны, сны на в самых общих чертах заданную тему... Часто-часто мелькают руки и пальцы немногочисленных мастериц, выводящих стежки ручной филейной вышивки. Невероятно трудоемок этот пожирающий зрение промысел - на вышивку диаметром 5 - 6 сантиметров уходит полный рабочий день. И не очень удивляешься, глядя в фабричной лавке на больно кусающиеся цены - того стоят эти вышивки, далеко не каждому карману доступные и в немалом количестве попадающие в подарочный фонд Президента РФ. Какими диковинами, кроме кружев, еще славился Кадом? Жители практически всех российских городов имели "неформальные" прозвища, иной раз достаточно обидные. Скажем, осташи - жители селигерской столицы - звались ершеедами. А за кадомцами закрепилось прозвище... сомятников. Говорят, когда-то, в давние времена, некая почтенная кадомская леди после очередного большого паводка нашла на печи своего затопленного перед тем дома огромного сома. Было то, или приснилась здоровенная рыбина той кадомчанке - кто знает? Но не нуждающегося в чистке сома в Кадоме поныне любят и готовить умеют. Где, в каких столицах можно попробовать котлеты из мяса сома и пирожки с мясом рыбины, имеющим едва уловимый привкус тины? И "сыроеги" - чисто местное лакомство из тонко размолотого пшена и меда с какими-то добавлениями, тайна которых, как говорят жители села Котелино, хранится уже не первое столетие. В Котелине - гигантский Никольский собор 1916 года, равных которому, хотя бы по размерам, мало даже и в столицах, и... всего-то около двухсот жителей. Они говорят на стойко сохраняющемся диалекте. И хорошо понимают, что на приеме гостей, которые хотели бы посмотреть на "глубинную", экологически чистую Россию, можно зарабатывать. В соседнем селе Кочемирове пошли дальше - открыли весьма колоритный музей "Русская изба". Что-то получается, что-то - нет, но никогда в этих якобы "депрессивных" селах не услышишь за спиной злобного бурчания, с каким нет-нет, а столкнешься даже в самых популярных туристических центрах: мол, понаехало тут москвичей... Не зря зовут здешнюю округу и "рязанским Афоном": тонкие ценители архитектурных красот морщатся от "эклектичного", по их мнению, ансамбля возобновленного двенадцать лет назад женского Милостиво-Богородицкого монастыря середины позапрошлого века. Но и местными жителями, и проезжающими паломниками - Кадом лежит на давно намоленном пути в Дивеево и Санаксар - монастырь почитается не только из-за привезенной с Афона чудотворной иконы Милостиво-Киккской Богоматери. Не стоит, как известно, село без праведника, а монастырь - без духовника. А духовник этот, отец Афанасий, происходящий из касимовских речников - высокий, сильный и статный старик с длинной бородой. Таких хоть в штатском пиджаке на улицу выпусти - все равно с полувзгляда понятно, что это священник. Из тех, что, по выражению Достоевского, сразу же "берут твою душу в свою", отец и добрый пастырь, а не строгий проработчик. Тип для нынешнего духовенства, увы, редкий - вот и едут к отцу Афанасию люди не только из Рязанской области, но из куда более отдаленных мест... "Куба-Либре" по-сасовски Соседний же райцентр Сасово, некогда богатое торговое село, лишь в 1920-х годах обретшее городской статус, в прежние времена на культурной - в отличие от экномической - карте России в целом, и Рязанской области в частности, было почти незаметно. Такие и на машинах, и на поездах обычно проскакивают, "не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав". Чувства начали пробуждаться еще в давние советские годы, когда на окраине Сасова, на выезде в сторону Шацка, появился (когда - уже никто не помнит) огромный памятник Эрнсту Хемингуэю: писатель, как бы выйдя с ружьем из леса, присел у обочины. Ружье, правда, давно украли, но очень многие останавливаются - сняться на коленях у "папы Хэма", который на Рязанщине, конечно, никогда не бывал. Но бывали студенты-кубинцы, обучавшиеся на летчиков в местном училище - они, говорят, и порадели о памятнике. Так и смотрел с легкой укоризной автор "Старика и моря" на сасовцев: что же чужим-то только памятники ставите, самим, что ли, некем похвалиться? Оказалось, что очень даже есть: в деревне Ключи в 1829-м родился великий философ-"космист" Николай Федоров - только 12 апреля 1961 года как-то случайно вспомнили, что настоящая фамилия его - Гагарин... И теперь с Федоровым - правда, опосредованно - связывают знаменитую, известную каждому уфологу "сасовскую воронку". Образовалась она около двадцати лет назад, и происхождение ее доныне неизвестно. Есть в районе и музеи других знаменитых земляков - автора "Цусимы" Новикова-Прибоя, творца популярной некогда песни "На побывку едет молодой моряк" Аверкина. Но все это - пусть очень колоритные, яркие, но разрозненные черточки, из которых еще предстоит сложиться индивидуальности Сасова. Уже помянутая деревенька Мыс Доброй Надежды - из них же. Почему уральские Париж, Лейпциг и даже Фершампенуаз то и дело мелькают не телеэкранах, а чем хуже тот же Мыс, у которого, правда, пока почти ничего "за душой", кроме доброй надежды на лучшее будущее? Также в рубрике:
|