Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7717) 4-10 февраля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаСонное царство Золотого ОрлаВручены премии Национальной академии кинематографических искусств и наук Дарья БОРИСОВА
Из года в год на сцену "Золотого Орла" выходят примерно одни и те же люди. Словно колода карт тасуется: нынче ты - лауреат, в следующий раз, будь добр, приезжай вручать премию коллеге. И это отнюдь не придает живости и без того уныло-чопорной церемонии, проходящей в наскоро задрапированном 1-м павильоне "Мосфильма". Вот и на этот раз текло все гладко, но до того вяло, словно зимний авитаминоз накрыл тысячный зал одним большим колпаком. В течение долгого вечера сменились пять пар ведущих, удивительно неудачно подобранных и до странности плохо читающих по бумажке. Вообще в последнее время создается впечатление, что молодые наши актеры и актрисы, берясь вести церемонии (коих в избытке!), не удосуживаются даже прочитать заранее сценарии, выяснить, где правильно делать ударения в неизвестных им фамилиях. Вся подготовка сводится к выбору вечерних костюмов и платьев, а на сцене они совершают ляп за ляпом и даже импровизируют натужно, плохо. Самым скромным тандемом в череде ведущих VIII "Орла" стали Петр Федоров и Надежда Михалкова. Актер оказался на полторы головы ниже партнерши, отчего, видимо, нервничал, переминался с ноги на ногу, говорил отрывисто и мимо микрофона, а Надя, будучи девушкой, безусловно, привлекательной, статной, столь аморфна в качестве ораторши, что вывезти вверенный им отрезок церемонии на себе тоже не смогла. В паре Мария Шалаева - Григорий Добрыгин вела как раз дама. Маша - давняя питомица "Золотого Орла" (то она номинантка, то "вручантка", теперь доросла до ведущей), чувствовала себя максимально раскованно, тараторила быстро, бурно, не особо оглядываясь на тихого напарника. Если присмотреться, нынешний "Золотой Орел" по многим параметрам стал соревнованием "Первого канала" с телеканалом "Россия". Лучшим мини-сериалом был признан телефильм Глеба Панфилова "Без вины виноватые", сделанный по заказу "России", а лучшим телесериалом - "Тяжелый песок" Антона Борщевского, демонстрировавшийся на "Первом". В номинации "Лучшая женская роль на телевидении" победила Людмила Нильская, сыгравшая дочь Брежнева Галину в одноименном сериале ("Первый"); в аналогичной мужской номинации вперед вышел Александр Голубев, исполнивший роль младшего Карамазова, Алеши, в экранизации Юрия Мороза (также "Первый канал"). Каналы-кинопроизводители соперничали и в самой главной номинации - "Лучший игровой фильм 2009 года". Помимо прочих, на главного "Орла" претендовала "Анна Каренина" Сергея Соловьева, сделанная с существенным участием "Первого канала", но победили "Стиляги" Валерия Тодоровского, в которых вложился канал "Россия". Напомним, что по версии прошлогодней "Ники", "Стиляги" тоже стали лучшим фильмом, только не 2009-го, а 2008-го. Какие-то странные разночтения в летоисчислении... Возникло на "Орле" внезапное и никем не отмеченное пересечение: в одном зале оказались две Грушеньки - молодая Елена Лядова, сыгравшая героиню Достоевского в сериале Юрия Мороза и номинированная на приз за лучшую женскую роль на ТВ, и Лионелла Стриженова, Грушенька из знаменитой пырьевской экранизации "Братьев Карамазовых" 1969 года (кстати, на момент съемок "Карамазовых" актриса еще носила фамилию Пырьева, Стриженовой она стала позже). В этот вечер Лионелла Ивановна сопровождала на церемонию супруга - Олега Стриженова, который в 2009-м отпраздновал 80-летний юбилей и которому вручили 29 января почетного "Орла". Обводя взглядом самый большой и самый знаменитый павильон "Мосфильма", актер вспоминал: "В январе 55-го я тут вовсю боксировал на съемках "Мексиканца". В 1-м павильоне прошла жизнь..." На фоне карусели из сменяющих друг друга медийных лиц как-то особенно веско прозвучали слова Стриженова: "Я никогда не снимался в кино ради денег. Не было случайных ролей. До сих пор я готов головой ответить за каждую свою работу". Голова у актера уже седая, но он по-прежнему красив какой-то нездешней, благородной и несуетной красотой. Вслед за ним на сцену поднялся его сын Александр, с супругой (Екатериной Стриженовой) и младшей дочкой Сашей - звездное семейство вручило приз за лучший анимационный фильм Константину Бронзиту, автору "Правдивой истории о 3-х поросятах". Неслабый постановочный размах "Тараса Бульбы" покорил академиков. Лучшей художницей по костюмам они признали Екатерину Шапкайц, одевшую толпы казаков, ляхов и прочих персонажей этой многонаселенной картины. Приз за лучшую работу художника-постановщика разделили также представители "Тараса Бульбы" - ленфильмовские художники Владимир Светозаров, Марина Николаева и киевлянин Сергей Якутович. Светозарову удалось даже на несколько минут развеселить сонный зал. "Измученные болотным климатом, уходом Аршавина и борьбой с "Охта-центром", - начал он комически-замогильным голосом, - мы, петроградцы, собирались в Москву без надежды на то, что москвичи нам хоть что-нибудь отдадут". А вот последовавшие актерские номинации сюрпризов не подкинули. Третьего своего "Орла" получил Сергей Гармаш, за полюбившееся многим исполнение песни "Человек и кошка" в мюзикле "Стиляги". К уже имеющемуся "Орлу" второго прибавила Нина Усатова, сыгравшая попадью в картине Владимира Хотиненко "Поп". Это - за роли второго плана, а на первый вышли Наталья Негода ("Орел" за лучшую женскую роль), единственная в номинациях "Орла" посланница фильма-фаворита многих международных фестивалей 2009 года "Бубен-барабан", и Богдан Ступка ("Орел" за лучшую мужскую роль), чей Тарас Бульба потеснил доктора Рагина в исполнении Владимира Ильина. 29 января удача сопутствовала Богдану Сильвестровичу с утра: он стал лауреатом, прилетев в Москву из Таганрога, где успел отпраздновать юбилей Чехова в компании с Президентом Д.Медведевым. "Обитаемый остров" Федора Бондарчука дальше технических номинаций не прошел. В его копилке - "Орлы" за лучшую музыку (композитор - Юрий Потеенко), монтаж (Игорь Литонинский), операторскую работу (Максим Осадчий). Юрий Коротков стал автором лучшего сценария ("Стиляги"). Второй по значимости - режиссерский - приз второй год подряд достается на "Орле" Карену Шахназарову, на сей раз - за фильм "Палата № 6". Абсолютно обойденными оказались "Царь" Павла Лунгина, "Анна Каренина" Сергея Соловьева (в соревнование за лучшую мужскую роль был изначально включен Олег Янковский с ролью Каренина, но организаторы приняли мудрое решение посмертно наградить актера "за роли последних лет"), "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя и "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" Андрея Хржановского. Любой призовой расклад - лотерея, но расклад "Золотого Орла" всегда поражает парадоксальным сочетанием тенденциозности и стихии (хотя при вдумчивом и детальном рассмотрении стихия есть высшее проявление тенденции). По ходу вечера звучали самые разные прогнозы, пожелания, комментарии по поводу настоящего и будущего отечественного кинематографа. Например, началась церемония с официоза: зампред Правительства РФ Александр Жуков зачитал собравшимся приветствие Президента РФ, после чего заверил собравшихся, что правительство будет всячески поддерживать развитие кинематографа, средства на все виды кино - даже на детское и документальное - будут увеличиваться с каждым годом. А ближе к концу из уст актера Евгения Миронова, вручавшего приз за лучший сценарий, вырвался такой крик души: "Сценаристы! Нам очень нужны истории! Может, если вы будете писать, мы увидим-таки небо в алмазах, а не только яйца судьбы..." Традиционная интрига "Золотого Орла" - VIP-персона лауреата приза за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Фигуру звезды мирового уровня держат в секрете до последнего. На этот раз в Москву заманили Анук Эме - знаменитую француженку, музу Федерико Феллини, Клода Лелуша, Жака Деми и Витторио де Сики. Выяснилось, что мадам Эме ни разу не была в России, где в годы проката фильма "Мужчина и женщина" она стала символом особой, утонченной французской женственности, породила моду на простую, стильную прическу и дефицитные дубленки. Как ни хлопотал на сцене вокруг гостьи Никита Михалков, как ни старался обеспечить той достойный ее имени и статуса прием, зал пребывал в апатии, и аплодисменты звучали ровно так же, как на выход очередного лауреата. Не приживается на "Золотом Орле" атмосфера цехового праздника. Также в рубрике:
|