Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7750) 7-13 октября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноВ пропасти пупкаНа анимационном фестивале “КРОК. Мир детства” размышляли об особенностях восприятия и суициде Светлана ХОХРЯКОВА
Молодое поколение в целом порадовало владением профессией, что в кинематографическом цехе случается не всегда, особенно среди режиссеров игрового и документального кино. Хотя были и анемичные, аморфные работы, в которых не прочитывались намерения режиссера. Особенно разочаровали фильмы, представленные Португалией. Но все же лишний раз убеждаешься в том, что в мультипликацию идут люди менее случайные. Эта отрасль требует непременного владения профессией, просто так здесь не проскочить. Очевидно и то, что в головах у будущих мультипликаторов теплится немало мыслей, им есть что сказать, а некоторые уже знают, как это сделать. Но, как и многим молодым людям, в голову слишком часто залетают суицидальные настроения. Иной раз целые программы были связаны с разработкой этой темы. Герои многих фильмов живут в бездушных мегаполисах, где никому нет до другого дела. Люди просыпаются, идут на работу в безликие офисы, их, словно волной, вносит в зловещее метро, где плечом к плечу стоят бесчувственные существа, а то и монстры. Родители не слышат детей. А потому “Мальчик, который хотел стать львом” в одноименном фильме Алоиса Ди Лео из Великобритании находит себе место в зоопарке. Начал он с того, что ползал в львином костюме по квартире родителей, которые его просто не понимают, а потом и вовсе убежал в царство зверей. Взрослый герой другого фильма – “Дикарь” Поля Кабона (Франция) – голым бегал по городу, угодил в полицию и в итоге убежал в лес, чтобы стать волком. А вот трогательный герой французского фильма “Улитки Жозефа” Софи Розе – школьник, не похожий на других, но физиономически сходный с нашей старухой Шапокляк, неожиданно оказывается в пупке. В одном из сочинений Владимира Одоевского мальчик попадает в городок в табакерке. Это всегда беспроигрышный вариант. Каждый пупок уникален, он подобен пещере и напоминает бездну. Пупок также ассоциируется с улитками, которые представлены в истории про Жозефа во всей красе. Живописный ряд картины очень привлекателен, а самой истории разве что не хватило подводки к тому, что произошло с мальчиком. Почему именно с ним? Это стоило бы обставить соответствующим образом. Наши девочки-режиссеры все больше обращаются к детским воспоминаниям, населяют фильмы трогательными плюшевыми мишками, слониками. “Друг детства” Юлии Поставской – тоже мишка, с которым ребенок неразлучен, а став подростком стесняется своего плюшевого потертого друга. Но мальчик превращается со временем в мужа, у него появляются дети, и мишку опять извлекают из коробки. Все это мило, но из года в год повторяется в разных модификациях. В японской картине “Гугури, Гугури” Йошико Мисуми ребенок переживает уход дедушки в мир иной. Сделано это очень деликатно и тонко – опустевшая кровать, где девочка любила полежать, прикорнув рядом с дедушкой. Августа Зурелиди из Великобритании, уроженка Санкт-Петербурга, сняла картину “Лайка” о полете в космос знаменитой собаки. О существовании нашего мультблокбастера “Белка и Стрелка” она не знала, но неожиданно попала в ту же тональность. Популярными на этот раз оказались пляжи и отдыхающие на них люди с жирными телами, которые замусоривают берега. Плавали герои и в бассейнах. Вода становится чем-то сакральным во многих анимационных высказываниях. Были на “КРОКе” и остроумные фильмы даже на не самые веселые темы. “Момент истины” Ву Куна из Германии рассказывает историю китаянки, некогда спортсменки, которая принимала какие-то препараты, набрала избыточный вес и теперь вынуждена передвигаться в коляске. Но панацея существует – некое зелье-везенье. Прими его и будешь непобедим, как гласит реклама. Сделано это забавно и с иронией по отношению ко всякого рода рекламным кампаниям и ток-шоу, забивающим головы людей ерундой и вселяющим им мнимые надежды. Юный герой картины “Маленький мальчик и чудовище” фактически живет среди монстров. Когда ваша мать превращается в чудовище, многое меняется. Но это мать, а родителей, как известно, не выбирают. От мамаши, которой пугаются окружающие, мальчик идет к отцу, точно такому же чудовищу. Но что делать, надо любить и его таким, каков он есть. Многие мультфильмы черно-белые, графичные, но “разбавлены” красными пятнами – помада на губах, кровь, красный галстук. Разбиваются во время шторма об окна маяка птицы, покрывая кровью стекла и заливая красным цветом черно-белое пространство фильма “Маяк” Велиславы Господиновой из Болгарии. Это одна из самых памятных работ фестиваля, на ее темы даже сделали номер для капустника и победили. Сама же Велислава Господинова удостоена спецприза жюри во главе с норвежским режиссером Кине Ауне и четырех тысяч долларов. Ужасам несть числа. В японской картине “Женщина, укравшая пальцы” Саори Широки героиня зачем-то касалась рук и ног ребенка, и его пальцы отваливались, а потом, как червяки, валялись на полу. Сам малыш беспомощно сидел, глядя на культи, а странная женщина держала в руках обрубки, на наших глазах достигавшие невероятных размеров.
Молодые режиссеры работают в разных условиях, часто выполняя заказ или руководствуясь условиями гранта. Бразильский фильм “Танцор и трамвай” Рожериу Нунеша про красный трамвай, идущий по городу, сделан по заказу городских властей Сан-Паулу. За каждой картиной – своя история. На обсуждениях все претензии снимались, как только становилось известно, что заданы определенные правила игры и что толку упрекать молодого режиссера в непомерном хронометраже, если ему было поставлено условие сделать, скажем, 13-минутный фильм и ни минутой меньше. Другое дело, что это обстоятельство практически убило его картину, которая смотрелась бы совсем иначе, будь она короче. В анимации и одна минута – очень много. Скажем, приз имени Александра Татарского “Пластилиновая ворона” получила картина “Еще раз”, сделанная группой учеников Александра Петрова, работающих в той же манере, что и мастер, – живопись на стекле. Этот фильм идет всего две минуты сорок секунд, а сколько в нем сказано! Будь он другим, больше на пару минут, как знать, может, все было бы в нем убито. Общая беда – замусоренность кадра с одной стороны, а с другой – отсутствие интереса к деталям, которые и связывают зрителя с пространством фильма. Как верно заметил Юрий Норштейн, непревзойденный мастер по части разбора представленных работ: “Вы не доверяете простоте”. Глядя кроковские программы, лишний раз убеждаешься в том, что все гениальное просто. Иной раз достаточно одной карандашной линии, которая принимает самые неожиданные формы, одного лица на экране, которое от малейших изменений, привнесенных деталей, приобретает неповторимую жизнь. Достаточно веревочки на экране, которая трансформируется в качели, пуповину, превращается в мать с ребенком на руках. Оказывается, что возможности нити безграничны (“Волны” Ласло Рушки из Венгрии). Аннотации часто выразительнее самих фильмов, как и пояснения их создателей. Одна из режиссеров рассказала нам, что, оказывается, в ее картине присутствовали кричащий младенец Христос и рука судьбы, но кто бы мог предположить такое? Над композицией почти никто не работает, оттого нет целостности фильмов. Норштейн рекомендовал всем больше читать, особенно стихи, слушать музыку, в которой явно выражено действие, смотреть немое кино с его четким построением кадра. Сам он без Пушкина не проводит и дня, читает Роберта Бернса, даже отправляясь с внуками за грибами, читает им стихи. Многие работы страдают отсутствием действия; все, что мы узнаем, – от закадрового комментатора событий, а на экране – стоячая жизнь. Все держится на пересказе и не подкреплено действием. Нынешний “КРОК” несколько видоизменил свое название, прибавив фразу “Мир детства”. Он был вообще на грани срыва, когда бы не компания “Мир детства”. Она-то и инициировала проведение “круглого стола” в рамках фестиваля под названием “Влияние современной анимации на развитие детей”. Казалось бы, банальное название, дежурное мероприятие, но нежданно-негаданно разговор получился весьма и весьма неожиданным. Участвовали в нем психологи, работающие в Институте современного детства, учрежденного компанией “Мир детства” два года назад во имя создания новой культуры детства в России. Конечно, приоритет всегда у художника. Его творческая интуиция первостепенна. Психологи не могут дать режиссеру точную рекомендацию относительно того, что будет востребовано ребенком. Но очень важно то, какие анимационные фильмы он смотрит в детстве, от этого во многом зависит его будущая взрослая жизнь. Особенности детского восприятия стоит учитывать. Смотреть мультфильмы надо начиная с двух с половиной лет. Выяснилось, что у детей случались эпилептические припадки при просмотре японских “Покемонов”. А все из-за того, что скорость восприятия не совпадала с большой скоростью кадров. Детский глаз устает от ярких цветов, а ими перенасыщены многие фильмы и сериалы. Черно-белое изображение предпочтительнее, хотя известно, что современные дети не хотят смотреть старые не цветные фильмы. Юрий Норштейн, отец двоих детей и дед восьми внуков, с удивлением принял информацию психологов о том, что, оказывается, его “Ежик в тумане” – оптимальное зрелище для ребенка. Он-то ни о чем таком не думал, создавая свой шедевр. И, как верно заметил его коллега Эдуард Назаров, если бы режиссеры думали о такого рода полезности, то ничего бы не создали. Кто-то вспомнил, что Лев Толстой разделял жизнь человеческую на две части: от рождения до пятилетнего возраста и от пяти лет до смерти. К пяти годам многое закладывается в человеке. Интересно, что современные дети все чаще начинают поздно говорить, иногда с четырех лет. Связано это с избытком информации. У детей своеобразное восприятие объема, собственно, оно наступает с пятилетнего возраста. По этой причине они меньше любят фильмы, сделанные в кукольной технике. А вот 3D-формат, по мнению психологов, может быть даже вреден для ребенка. Техника плоскостного рисунка наиболее понятна детям, гораздо в большей степени, нежели кукольная. Помимо прочего, анимационные фильмы должны помочь ребенку научиться действовать, преодолевать страх, ревность и зависть, чувство одиночества, дать понимание того, что такое новая жизнь, заниматься воспитанием чувств. Если фильм правильно об этом рассказывает, то непременно отзовется в них. А вот инфернальности в детских фильмах надо избегать. Кое-кто из наших мультипликаторов шокировал своими определениями: ребенок – некая болванка, которую мы должны социологизировать; “старение ребенка” вместо привычного “взросление”. В общем, время прошло недаром. “КРОК” инициировал новые идеи и расставил кое-что по своим местам. Самое главное, что молодое анимационное кино при всех своих издержках представляет собой небанальное единение и разнообразие. Также в рубрике:
|