Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7201) 11 - 17 ноября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

МИХАИЛ ЛЕВИТИН: "Одним веком больше, одним веком меньше - не все ль равно?"

Беседу вела Наталия КАМИНСКАЯ


Разговор о самоощущении людей театра на рубеже веков и тысячелетий продолжает главный режиссер московского "Эрмитажа".

    

- Михаил Захарович, наши беседы на эту тему с режиссерами неизменно содержат детский вопрос: что из накопленного театром вы хотели бы решительно "забыть" в этом веке, а что взять с собой в следующий?

- Я, знаете, умею любое событие своей жизни превращать в полезное. Умею и забывать все, что делал до этой минуты, т.е. стираю в своем сознании поставленные мною спектакли и написанные строки.

    

- Значит, шагнете в третье тысячелетие налегке?

- Попробую посмотреть на вещи глобальнее. И тогда надо будет обратиться к людям с настоятельной просьбой быть чуть более внимательными и справедливыми. Завершающийся век принято считать веком режиссерским. Так вот - более несправедливого и жестокого по отношению к режиссерам времени, чем это столетие, не было. Наши режиссеры - это кони на ипподроме, а вокруг улюлюкающая толпа. На кого поставить? Кто придет первым? В толпе находятся и те, кто способен подкупить жокея и дирекцию ипподрома. Слова Таирова, сказанные в память о Георгии Якулове: "Внимание живым!", очень актуальны.

Не могу сказать, что лично я обделен вниманием людей, близких мне по духу, по способу мышления. Но как, оказывается, много есть людей, притворяющихся внимательными к театральному процессу. Никогда не искал ничьей благосклонности, но иногда бывает тоскливо. В то время как крупнейшие художники: Шкловский, Каверин, Искандер, Ким, Боровский, Мессерер... - всегда живо откликались на творчество Театра "Эрмитаж", критика проявляет к нему поразительное равнодушие. Будто априори знают, что и как нужно ставить и играть, а что не нужно. Так, наблюдают из окна.

    

- А если возьмутся ругать на чем свет стоит, это - лучше?

- Это естественнее. И интереснее. Уж если серьезно относиться к критическому цеху как к части театрального процесса, то, господа, извольте участвовать. Отсутствие дискуссии убивает театр.

Возвращаясь к теме "века", скажу: честно говоря, я не воспринимаю этот переход как нечто важное. Все это случайно. Я за свою жизнь столько веков уже прожил, что одним больше, одним меньше...

    

- ...не все ль равно?

- Время - вот это не все равно. Уходят близкие, стареют. Особенно женщины - так не хочется, чтобы они старели. Время меняет даже творческих людей, отнимает у них былые ориентиры. Вот что грустно. Не хочу разочарований. Не хочу, чтобы в душе, привычной к празднику, поселилась готовность к бедам. И главное - нельзя быть немощным. Театр - такое место, где требуется колоссальная энергия. Она нужна и моим актерам, и моим зрителям.

    

- Как-то вы сказали, что единственный нужный сейчас театру жанр - это оперетта.

- Оперетта - это метафора, конечно. Я очень люблю легкомыслие. Отсутствия тревоги - вот чего хочется. Мы все очень тревожны. Вот откуда моя любовь к оперетте как к роскошной, неповторимой глупости. Когда человек мал или просто беспечен, он счастлив, он не оглядывается и смело шпарит по жизни. Эта легкость ни с чем не сравнима и почти недостижима.

Я, между прочим, живу с постоянной оглядкой на прошлое. Но не в смысле дурных воспоминаний. Я имею в виду театральное прошлое. Как жаль, что нельзя снять телефонную трубку и поговорить с теми, кто всегда со мной. Они со мной в моем воображении. Ведь никто не может по-настоящему знать, какими были спектакли наших великих предшественников.

Кроме тех, кто их видел, да и то не всякому дано пересказать увиденное. Традиции режиссуры 20-х годов для нас - все еще перерезанные нити. 20-е годы для нас по-прежнему - время формальных поисков, в то время как на самом деле это была эпоха театрального ренессанса. Еще в период учебы в ГИТИСе я упорно просил приглашать к студентам живых участников тогдашнего процесса, представителей разных школ и методов - Коонен, Варпаховского... К сожалению, это почти не получалось. Приходится добирать самому. Нельзя считать одной великой традицией традицию русского психологического театра, которую мы, кстати, тоже по-настоящему не знаем.

    

- По-моему, никто уже не настаивает на одной какой-то методологической доминанте. Выходит столько новых книг, неожиданных, интересных исследований.

- И все же остается ощущение, что режиссуре не 100 лет, а каких-нибудь 20-30. С годами я пришел к выводу, что режиссура - это композиторское дело. В театре должны работать люди, умеющие создать композицию. Для меня основа - музыка. Только на уровне смысла театр существовать не может. Спектакль захватывает так же, как музыкальное произведение: ритмом, темпом, тонкостью исполнения. Режиссер - это композитор и дирижер в одном лице. Пьеса на сцене - это услышанная музыка. Именно этим занимается странный с точки зрения многих театр "Эрмитаж".

    

- Композитор сам сочиняет свою "пьесу". Режиссер, как правило, ставит чужую. Хотя в вашем театре это правило часто нарушается.

- Вот как раз в 20-е годы и возникла эта, прямо скажем, очень опасная вещь - авторский театр. Многие неучи, люди неталантливые, возомнив себя Создателями, морочили актерам головы, навязывая им сюжеты из собственной жизни, свой жалкий опыт.

    

- Звучит на грани фола. В ваши спектакли ведь тоже просачиваются подобные сюжеты.

- Да, да. И тогда начинаешь думать, что твоя жизнь и твой опыт обязательно должны быть жизнью и опытом артиста. Это должны быть вдохновенные сюжеты, у нас нет права использовать что-то незначительное. Есть ведь и другой авторский театр - театр Мейерхольда, Таирова, Терентьева. Надеюсь, мы - из этой породы.

Я ощущаю себя рабом некоей заключенной во мне программы. Первый план строительства театра я написал (с ошибками, на тетрадном листке) в 12 лет. Режиссура вообще сходна с безумием, если бы это безумие не разделяло множество вполне нормальных серьезных людей. Мне кажется, режиссер всю жизнь ставит один-единственный спектакль, только он его совершенствует. Если он ставит разные - это иллюстратор. Мейерхольд говорил: чтобы стать режиссером, надо перестать быть иллюстратором. Впрочем, умение просто рассказывать людям истории, обслуживать автора - это тоже неплохо. Но не совсем режиссура. Лучшие люди этой профессии всю жизнь пробиваются к идеалу спектакля, который сидит у них внутри. Ведь можно узнать спектакли, скажем, Фоменко или Гинкаса по тому самому стремлению.

    

- Раз уж мы начали произносить имена, назовите тех, кто вам интересен в современном театре.

- Есть один-единственный легкокрылый театральный человек. Стыдно называть имя, звучит как общее место, но он один такой - Джорджо Стрелер. Его спектакль "Кампьелло" произвел на меня грандиозное впечатление. Дальше - отдельные спектакли: "Заколдованный портной" Ф.Бермана, "Бедные люди" Е.Табачникова, "Пять углов" К.Гинкаса, "Живой" и "А зори здесь тихие" Ю.Любимова. Странно, "урбанистические" спектакли Юрия Петровича оставляли меня спокойным. А вот "крестьянские" кажутся непревзойденными. Бесконечно интересным видится мне весь сюжет фоменковской жизни.

    

- В вашей жизни в связи с недавней премьерой "Живого трупа", мне кажется, наметился новый сюжет. Спектакль выглядит как резкий поворот от того самого опасного "авторского" театра в сторону счастливого растворения в чужой пьесе.

- "Живой труп" - моя любимая пьеса. Когда-то я даже предлагал Олегу Ефремову сыграть Федю Протасова. Не случилось.

    

- Жаль. Это было бы очень интересно.

- Все виденные мной Протасовы, кроме великого Романова в Театре им. Леси Украинки, меня раздражали. Я видел в нем совсем другой характер. Эта пьеса Толстого немыслима по какому-то словесному "мычанию". Хитрец, он понял, что слова - это и есть музыка. Задумывая пьесу, намеревался учить и проповедовать, а садился писать - и забывал о цели, растворялся в мире, гениально ругался сам с собой. Я сейчас, как никогда, ощутил потребность самому раствориться в этом могучем авторе. Знаете знаменитую репризу Бизе: в шестнадцать лет я говорил - "я", в двадцать - "я и Моцарт", в тридцать пять - "Моцарт и я", в сорок пять - "только Моцарт".

    

- Вы, по-моему, никогда не ставили современных пьес. Это - принципиально?

- Думаю, что только новый диалог дает основание ставить ту или иную пьесу. Для меня в нынешней драматургии существуют пока два человека, способные к этому, - Володин и Жванецкий. Володина еще не ставил. Жванецкого ставил в самых разных контекстах. Мне кажется, неудачная сценическая история пьес Н.Эрдмана происходила оттого, что почти никто не улавливал их особого, "хорового" интонационного строя. Не социальная среда, а именно ритм и мелодика важны в них в первую очередь. Если бы мне встретилась сегодня не очередная смысловая конструкция, а новая интонация, я бы взялся ставить.

    

- А ваши актеры к этому готовы?

- Я счастлив со своими актерами. Оказалось, что мой язык им близок и понятен. Я считаю свою труппу очень сильной: Д.Белоусову, И.Богданову, А.Пожарова, Б.Романова, Г.Храпункова, Л.Чернову, Г.Морачеву, А.Семенова... Да многих, очень многих. У меня настоящая "итальянская" труппа, как в "Кампьелло". Можно сесть с ней в фургон и ехать, ехать, и играть, играть.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;