Наши в Милане
Мировой арт-рынок
Материал подготовила Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
Галерея Леонида Шишкина впервые среди российских антикваров получила престижное приглашение на крупнейшую европейскую ярмарку MIA - уже ХVII по счету. Она проходила в Милане (Италия) с 15 по 19 марта в известном выставочном комплексе. На этот раз приняли участие около 800 галерей со всей Европы и США. Естественно, основными экспонентами были сами итальянцы - из всех крупнейших городов Италии. Они представляли свою античную классику и роскошную эпоху Возрождения. Достаточно многочисленные галереи из Бельгии, Монако и Франции предлагали хрестоматийно коллекционные произведения - были и Тьеполло, и Ван Дейк. И, естественно, у каждой галереи - своя узкая специализация. Великолепны были мебель французских мастеров ХVIII в. и ручной работы персидские ковры.
Поскольку с наступлением ХХI века началась новая датировка антиквариата, то искусство ХХ столетия уже тоже к нему причисляется. Отмечая столь знаменательное событие, устроители MIA пригласили 10 европейских галерей, работающих с этим искусством. Они были выделены в отдельную зону, о них постоянно писали газеты. Среди них были знаменитые Speroni из Нью-Йорка и Sprovieri из Лондона. Именно им было дано почетное право ознаменовать новую эпоху в антикварном бизнесе. В эту десятку и вошла галерея Шишкина. Она вызвала определенный интерес. Как известно, Шишкин работает со всем русским искусством ХХ века - и авангардом, и советским академизмом. Специально из США приехал агент для приобретения картины Ковалевской - для нас художницы более, чем рядовой. Ранее этот клиент видел сайт Галереи Шишкина в Интернет. Было продано 5 картин - результат неплохой для начала. Но сам господин Шишкин рассматривает свое участие более как рекламную акцию, нежели коммерческую. Большие расходы по аренде и транспортировке картин "отбить" не удалось.
Русское искусство в контексте мирового арт-рынка - тончайший срез. У него есть свои любители, но чтобы найти реальных покупателей, нужна долгая и последовательная работа. Как впрочем, и в самой России. Мечта многих российских антикваров - броситься в Европу и там быстро продать наши раритеты - остается лишь иллюзией. Да и в целом, европейский арт-рынок в связи с экономической нестабильностью сейчас не в лучшей ситуации. На ярмарке покупали в основном недорогие вещи для интерьера. Коллекционное искусство спроса практически не имело.