Антикварный рынок и кризис
Российский антик-рынок
 |
К.Коровин "Россия. Лесная сторожка",1920 -1930-е |
Российские антиквары напряженно работают, пытаясь преодолеть кризисную ситуацию. К концу 2009 года можно с уверенностью отметить: рынок устоял. Успешно прошли весной XXVI и осенью XXVII Российские антикварные салоны в ЦДХ, традиционными организаторами которых выступал Экспо Парк. Но эта компания уже в конце прошлого - 2008 года отказалась от проведения Рождественского салона и выставки в его рамках "ART XX". Об этой выставке многие галеристы, занимающиеся советским искусством, сожалеют. Рамки нынешнего открытого рынка значительно сузились во время финансово-экономического кризиса. Многие антиквары его пережидают, тихо затаясь в своих закрытых галереях, и выживают редкими продажами постоянным клиентам интерьерного и подарочного ассортимента. Рынок не развивается, не появляется новых масштабных проектов и аукционов. Хотя если посмотреть в Интернете, то рынок бурлит. Активно за прошедший год развивалась Интернет-торговля, но скорее это - некий блошиный рынок в онлайне. Да и к тому же торговля в Интернете для России сложна, поскольку практически невозможны финансовые расчеты по банковским картам.
Реальную картину современного состояния российского антик-рынка дают в некоторой степени регулярно проходящие аукционы.
Продолжает активную деятельность наш старейший субъект рынка - аукционный дом Гелос. Но расширение его деятельности в сторону развития Интернет-торгов не дает реальной картины отечественного рынка, повторюсь - это все тот же европейский блошиный рынок, перенесенный на московскую площадку. К нашим берегам прибивается стихийная волна арт-рынка. Каталоги, которые публикуются Гелосом в Интернете, не могут отвечать запросам серьезного собирателя.
 |
Н.Богданов-Бельский "Катание с горки",1920-1930-е |
Аукционы, проводимые в Галерее Шишкина и Совкоме, в некоторой степени отражают нынешнюю картину российского рынка. У них есть определенная идеология развития и политика - они преимущественно представляют на аукционах отечественное искусство XIX - XX веков. И, судя по последнему аукциону в Совкоме, в Москве можно найти самых разных по стилистике отечественных художников: от Казимира Малевича до Владимира Вейсберга. Наши антиквары могут выполнить нынче любой запрос клиента в области отечественной живописи и графики. Беда в том, что запросов практически нет. Крупные российские коллекционеры уже собрали качественные собрания, а у многих желающих нет попросту свободных средств. Поэтому на аукционах в Совкоме крупные имена остались невостребованными. Хотя Юрий Тюхтин остался доволен ноябрьскими торгами: "Я считаю прошедший аукцион успешным, - сказал глава Совкома. - Цены у нас были вполне адекватные. Мы впервые выставили на торги современного художника А.Ганкевича. Его динамичное, яркое полотно хорошо продалось. И мы считаем это настоящим прорывом в продвижении отечественного искусства".