Мировое значение российской экспертизы
Экспертиза
В конце ноября Магнум Арс совместно с Третьяковской галереей традиционно провел XV научную конференцию "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства". Большой интерес вызвал доклад Елены Садыковой - кандидата искусствоведения, сотрудника Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. Ниже мы приводим в сокращенном виде ее доклад.
- Нынче в России профессия эксперта по культурным ценностям весьма востребована. В наши дни вслед за динамичным развитием арт-рынка, интенсификацией вывоза и ввоза художественных произведений, вовлечением в эту сферу страховых компаний и банков широко утверждается понятие частной экспертизы. Событием российской экспертной науки стали "Репинские чтения", прошедшие в декабре в музее-усадьбе И.Е. Репина "Пенаты". Возобновленные после пятилетнего перерыва по инициативе заведующей музеем-усадьбой Т.П.Бородиной "Репинские чтения" подняли ряд актуальных вопросов, касающихся и арт-рынка, и содружества научных работников. На мировых аукционах непререкаемыми признаются заключения, сделанные сотрудниками "Пенат", особенно Еленой Владимировной Кириллиной. К ней часто обращаются аукционные дома Финляндии, Швеции, Англии для экспертной оценки того или иного произведения Репина. Важной особенностью экспертизы произведений Репина является датировка, прежде всего, его ранних работ. В своем докладе "Чугуевские каникулы И.Е.Репина" Е.Кириллина подчеркнула, что порой художник по памяти датировал свои живописные работы через несколько лет и даже десятилетий после их создания, что могло приводить к ошибкам. Таким образом, авторская датировка, обычно являющаяся весомым основанием датирования художественного произведения, при экспертном анализе работ Репина должна подвергаться пристальному изучению. Так, на основании историко-архивного и стилистического анализа Е.В.Кириллиной были выявлены ошибочные случаи датирования Репиным собственных ранних работ, в том числе и из собрания Третьяковской галереи.
В настоящее время в России статус эксперта по культурным ценностям находится в стадии формирования, а государство не выработало определенной политики по его регулированию. Запрет на музейную экспертизу, отсутствие законодательной базы, в том числе и закона об антиквариате, ставят определенные препятствия на пути цивилизованного развития художественного рынка и экспертизы как его неотъемлемой части. Наряду с Росохранкультурой, аттестовавшей около 200 специалистов для выдачи экспертных заключений на вывоз культурных ценностей, значительный вклад в регулирование оборота антиквариата вносят новые структуры. Это - Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (ICAAD) и Национальная организация экспертов в области искусства (НОЭКСИ), аттестовавшие специалистов на предмет выдачи экспертных заключений. В отличие от НОЭКСИ конфедерация аттестовала и выдала именные сертификаты антикварам-практикам, работающим на рынке и являющимися профессионалами в той области искусства, с которой они связаны многие годы. Их практический опыт признан субъектами рынка, а профессиональный имидж является гарантом их экспертных заключений. Но все же в целом круг экспертов по художественным ценностям замкнут. Как государственные, так и частные структуры обращаются к одним и тем же специалистам, зарекомендовавшим себя опытом музейной и научно-исследовательской работы. Именно профессиональный опыт, репутация в определенных кругах служит основанием доверия и обращения к тому или иному эксперту. Создание государственных экспертных центров на базе узкоспециализированных музейных и научно-исследовательских учреждений, подобных "Пенатам" И.Е.Репина, могло бы в значительной степени разрешить насущную проблему экспертизы художественных произведений в России и способствовать ее активному включению в мировое экспертное сообщество.