Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7213) 10 - 16 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО: "Интересы общества и здравый смысл"Беседу вел Юрий БЕЛЯВСКИЙ Так уж случилось, что в последнее время вице-премьер Валентина МАТВИЕНКО стала ключевой фигурой в решении самых "человеческих" проблем нашего общества. Востребованная в тот момент, когда социальные вопросы были накалены "добела", она внешне спокойно и без всякой суеты сумела не только разобраться в доставшемся ей сложном хозяйстве, но и привести его в сравнительный порядок. Все, кому приходится работать с Валентиной Ивановной, обязательно отмечают ее недамскую деловую хватку и присущий женщинам здравый смысл. - Валентина Ивановна, совсем недавно было объявлено о создании Совета по русскому языку при Правительстве РФ. Председателем совета назначены вы. В чем, собственно, смысл и необходимость появления этой структуры? - А можно ответить вопросом на вопрос? Вас лично устраивает сегодняшнее состояние русского языка? То, как он выглядит в повседневной речи наших сограждан, тот русский язык, который звучит с экранов телевизоров, из радиоприемников, в публичных выступлениях? - Честно говоря, не особенно. - Вот видите! И вы не одиноки в своей неудовлетворенности состоянием нашего родного языка. Думаю, что язык Пушкина, Чехова, Толстого достоин лучшей участи. Этот совет появился как реакция правительства на мощную волну общественного недовольства тем, что вытворяют с нашим родным языком, являющимся, кроме всего прочего, еще и предметом национальной гордости россиян. Совет по русскому языку - орган совещательный при правительстве. Нужна государственная политика в области развития, распространения и сохранения русского языка. Предложения и рекомендации по этому поводу будет готовить совет, состоящий из крупнейших филологов, лингвистов, литераторов, учителей-практиков. Кому, как не им, осуществлять эту повседневную работу? Естественно, что к каждому публичному оратору, претендующему на телеэкран или радиомикрофон, персонального учителя с учебником Розенталя не приставишь, но создание в обществе атмосферы нетерпимости к людям, издевающимся над языком, засоряющим его, оскорбляющим его ненормативной лексикой, задача вполне реальная. И в первую очередь все сказанное относится к СМИ. Для начала очиститься самим, а затем взяться за тех, кто грешен неуважением к языку. Насмешка, ирония - действеннейшие лекарства, очень помогают, а там, глядишь, и сами наши публичные ораторы за учебниками побегут. Но есть языковые проблемы, требующие серьезных материальных затрат. Я имею в виду положение с изучением русского языка в постсоветских государствах. Двадцать миллионов соотечественников оказались за пределами России, а ведь они, их дети и внуки, такие же носители русского языка, как и мы с вами. Между тем количество русских школ в местах их проживания постоянно сокращается, катастрофически не хватает учебников. Русский язык вытесняется как средство межнационального и международного общения. Все это должно стать предметом нашей государственной политики, обо всем этом обязано думать и заботиться Государство Российское. - Это за пределами страны. А в самой России... Татарстан объявляет о переходе с кириллицы на латиницу, Якутия в качестве второго рабочего языка собирается вводить английский. - И это тоже тема для совета. Думаю, что во всем этом должны разбираться специалисты. Вопросы достаточно деликатные, требующие проработки теми, кто действительно разбирается в сути. Отделение зерен от плевел, реальной необходимости от местнической блажи - занятие кропотливое и очень специальное. - Теперь, Валентина Ивановна, предлагаю поговорить о вечном. Вечное в данном случае - финансирование культуры. Зарплата работников культуры составляет 45 процентов от уровня средней зарплаты в промышленности. Долги, недофинансирование... Все, что стало в последнее десятилетие притчей во языцех. - Проблема действительно вечная. Если кто-то думает, что в советские времена культура финансировалась слишком щедро, то он ошибается. Я-то прекрасно помню, что всегда это выливалось в "выбивание" средств, в так называемый "остаточный принцип". Но поговорим о современности. Начнем с того, что в 1999 году впервые за последнее время культура была профинансирована на 100 процентов, причем речь идет не только о средствах на заработную плату, но и об инвестициях в отрасль. Если обычно инвестиционные программы обеспечивались процентов на 15, то в прошлом году программы были профинансированы на 90 процентов. Конечно, нам очень помог пушкинский юбилей. Поистине для России Пушкин - фигура консолидирующая. Никогда мне не приходилось видеть такого понимания на всех уровнях власти, какое демонстрировалось в Пушкинский год. Все объекты пушкинской программы, спасибо Александру Сергеевичу, нам удалось отремонтировать и привести в порядок. Кстати, когда речь идет о федеральном финансировании, очень многое зависит от финансовой культуры самого Министерства культуры, от того, насколько своевременно и обоснованно составлены его заявки. Так вот, в данном случае по федеральному финансированию долгов нет. Муниципальные задолженности по зарплате сокращены наполовину, и в 40 регионах они отсутствуют, в остальных составляют примерно два-три месяца. Сейчас Минфин проводит большую работу, подписывая договоры о финансовом оздоровлении с каждым губернатором, вопросы финансирования культуры присутствуют в каждом из таких договоров. Средняя зарплата в сфере культуры составляет 957 рублей. Принято решение, что с апреля она будет увеличена на 20 процентов. Но главная проблема заключается в том, чтобы зарплата выплачивалась в срок и регулярно. В значительной степени это зависит от местного руководства, в действия которого федеральная власть в соответствии с нашим законодательством не всегда может вмешиваться. - Действительно, иногда просто диву даешься, что творят так называемые "начальники на местах", и складывается впечатление, что управы на них нет. Скажем, мэр крупного и богатого областного центра закрывает своим решением областную художественную школу, и заставить его изменить это решение просто невозможно... - С советских времен в нашей ментальности заложены представления о некоем всевластии Москвы. Но в соответствии с действующим законодательством Федеральное правительство не может обязать субъект Федерации что-то сделать, если, конечно, речь не идет о прямом нарушении законов. Мы можем рекомендовать, просить - не более того. Многое зависит от разработанности законодательной базы. Существует, скажем, закон о том, что никто не имеет права перепрофилировать или передавать кому бы то ни было образовательные учреждения. В таком случае можно вмешаться, заставить отменить неправильное решение. По поводу учреждений культуры такого закона нет, а он, на мой взгляд, крайне необходим. Вообще законодательная база в сфере культуры явно недостаточна. Уже несколько лет "бродит" по думским коридорам исключительно необходимый "Закон о меценатстве", и никак не могут наши законодатели рассмотреть его хотя бы во втором чтении, а те связанные с культурой законы, которые все-таки принимаются Думой, часто носят откровенно декларативный характер и мало приспособлены для реального использования в повседневной жизни. Вот сейчас, на мой взгляд, остро необходим закон о персональных пенсиях для выдающихся деятелей культуры. Без него мы лишены возможности реально помочь "великим старикам" российской культуры. Знаменитый актер или режиссер, чьи фильмы некогда принесли стране не только славу, но и огромные доходы от проката, влачит жалкое существование, а помочь ему в рамках законодательства практически невозможно. Стыдно это и, как минимум, несправедливо. - По поводу "великих стариков" вы, конечно, правы. Но что делать с преподавателями детских школ искусств и сельскими библиотекарями, у которых отбирают крошечную пенсию за выслугу лет? - Да, я знаю об этой проблеме. В.В.Путин дал указание вернуться к этому вопросу. Дело в том, что сейчас в стране огромное количество так называемых "льготников". Речь идет о людях, работающих на вредном производстве и по медицинским показаниям имеющих право уходить на заслуженный отдых раньше установленного в стране возраста. В свое время в список "льготников" попали преподаватели ДШИ, работавшие в сельской местности, потом это распространилось и на всех остальных представителей этих профессий. Понятно, что делалось это для того, чтобы, как говорилось тогда, "закрепить кадры". То есть все понимали, что речь идет не о раннем уходе на пенсию, а о закамуфлированной системе доплат. В отличие от балерин, у преподавательницы музыки нет объективных причин уходить на пенсию в 37 лет. Сейчас проводится серьезная работа по подготовке профессиональных пенсионных систем. Есть простая и ясная идея: лучше платить большую зарплату, чем доплачивать из Пенсионного фонда. Вот, собственно, и все причины, по которым преподавателей ДШИ было предложено исключить из списков "льготников". - Но вы ведь понимаете, Валентина Ивановна, что основу преподавательского состава всех шести тысяч ДШИ, существующих в РФ, составляют женщины старше сорока лет, или уже получающие "льготную" пенсию, или очень на нее рассчитывающие. Все эти школы находятся в муниципальном ведении, и пока местные власти сподобятся платить преподавателям, лишенным последней льготы, больше, вся система начального музыкального и художественного образования просто рухнет. А это грозит обществу невосполнимыми моральными и культурными потерями. - Боюсь, что вы правы. Поэтому В.В.Путин и поручил нам вернуться к этой проблеме. Думаю, что решение по этому поводу будет принято на уровне здравого смысла и исходя из интересов общества. А вообще-то говоря, все проблемы, о которых мы беседовали с вами, относятся именно к этим двум категориям: "интересы общества" и "здравый смысл". И никакого противоречия между ними не может существовать. Также в рубрике:
|