Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7213) 10 - 16 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраАЛЕКСАНДР ЛИВАНОВ: " Эстамп - в каждый дом!"Беседу вела Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
В выставочном зале на Кузнецком,11 - выставка "Век московского эстампа". Она организована Московским союзом художников, то есть одним из его объединений, "Московский эстамп", и студией имени И.Нивинского. Во вступительной статье к каталогу В.Павлов - художественный руководитель студии, подробно рассказал историю этой уникальной мастерской. По советским определениям, выставка - эпохальная, по нынешним - знаковая. Число участников - 238, количество представленных работ - более 1500. Поделиться впечатлениями о выставке мы попросили Александра Ливанова - продолжателя замечательной русской художественной династии Ливановых-Биллей. Александр Андреевич преподает ныне в Университете печати - добром, старом Полиграфе. Он активно участвует в выставочной деятельности галереи "Ковчег". Помнит и знает многих и многих художников. Его знания - эта та ненаписанная художественная энциклопедия, которой так не хватает современным любителям и коллекционерам русского искусства. - Выставка эта поминальная (воспоминание и подведение итогов советского эстампа) или гимн русской графике, ее значительному этапу? - Я бы сказал: много званых и мало избранных. Выставка, конечно, не академическая - в строгом понимании этого слова. Проделана титаническая работа. Сами студийцы резали паспарту, делали развеску. Экспозиция собрана из архива студии имени Нивинского и из вещей, которые приносили сами художники. Но не произошло, увы, осмысления развития отечественной станковой графики. И потому, вероятно, "выпали" такие мастера, как Евгений Кибрик, Орест Верейский, Федор Константинов. Творчество каждого из них - определенная веха в нашем искусстве. И в то же время слишком много вещей случайных - мало что добавляющих к славной истории студии, да и нашей графики в целом.
- Выставку очень трудно смотреть. Неясно - где начало и как надо двигаться: по времени создания работ или по определенным именам? Она адресована элитарному зрителю? - Как многие нынешние выставки, она устроена, что называется, "для себя любимых", то есть для участников. Ведь не секрет, что, кроме вернисажа, выставки пустуют. И в данной ситуации это парадокс, потому что именно эстамп в советские годы бытовал как самый массовый вид изобразительного искусства. В 60-е годы был даже лозунг: "Эстамп в каждый дом!" В системе МОСХа существовал комбинат, тысячами оттисков тиражировавший авторские работы. И как положено эстампу - каждая работа автором подписывалась. В те годы практически каждая фабрика или завод в конце года "отпускали деньги на культуру", и тогда эстампы закупались контейнерами. Из работ разных авторов собирались определенные комплекты: Ленин, историко-революционная тема, производственная и лирика с цветочками. И для каждого эстампа было свое место: партком, завком, заводская столовая, поликлиника, детский сад. Эстамп хорошо раскупался и отдельными гражданами в салонах Союза художников.
- Сейчас искусство не востребовано обществом. Времена нынче странные. Те, кто хотел бы покупать искусство и имеет к нему вкус, увы, - в отсутствии денег. А те, кто имеет оные, лишены вкуса, да и желания тратить деньги на такую "ерунду", как искусство. Даже достаточно дешевую графику покупают мало. Значит, годы "воспитания" эстампом прошли впустую? - В России нет традиции покупать картины или графику для украшения дома. Например, в Америке нельзя приглашать гостей в новый дом, если на стенах нет картин. Когда нет денег на живопись, покупают эстампы. В Америке и Европе эстамп - это как бы остаточный принцип большого искусства. Пикассо далеко не всем доступен, но можно купить его литографии с подписью. Они и сейчас не очень дорого стоят в антикварных лавках. В Советском Союзе покупали эстамп, потому что он стоил фантастически дешево: от 3 до 70 рублей. И в силу дешевизны к нему не относились как к серьезному искусству. В России живопись - скорее примета казенного интерьера. Квартиры украшали хрусталем и коврами.
- Но ведь в России станковая графика - самостоятельный вид изобразительного искусства, а не остаточный. Вероятно, поэтому в ней и работали такие большие мастера, как Петр Митурич, Владимир Фаворский, Алексей Кравченко, Артур Фонвизин. Сложились творчески самостоятельные московская и ленинградская школы. На выставке московская школа прозвучала? - Ее особенности прослеживались ярко и определенно. Артистичность рисунка, заложенная Петром Митуричем в сочетании с композиционной строгостью Фаворского, дали мощнейший импульс творчеству Иллариона Голицына, Ивана Бруни, Гурия Захарова. Еще одно характерное качество москвичей - почти осязаемая фактурность работ, умение максимально "вытащить" из материала его особенности - будь то офорт или ксилография, линогравюра или литография. Здесь москвичам помогали студия Нивинского с ее прекрасными техническими возможностями, а также легендарная Челюскинская - Дом творчества в Подмосковье. И еще, безусловно, нужно сказать о неком "подводном" звучании авангарда в московской гравюре. Никакой беспредметности, конечно, в советские времена и быть не могло, но свободное владение формой, определенная мера условности и некая живописность присутствуют во многих работах. - Вам не кажется, что выставка завершает век российского эстампа? Трудно себе представить, что сейчас кто-то будет делать такие масштабные, размером с огромную стену, работы. Да еще в таких промышленных количествах? - Эстампу и не нужны огромные размеры. В маленькой гравюре художник может высказать все, что хочет. Я уверен, что эстамп будет жить и развиваться. Мои студенты с удовольствием занимаются гравюрой. И у нас в Полиграфе, и в Суриковском преподают графические техники. По-моему, у наших студентов шире горизонт, больше возможностей для разнообразного проявления графических талантов. В институте студенты создают интересные работы, вполне выставочные. Труднее сохранить графические пристрастия после окончания. Ведь нужно зарабатывать деньги. Многие уходят в дизайн. Но талантливые граверы есть. Станковая графика будет развиваться. Вопрос только в том - кто ее будет покупать? Также в рубрике:
|