Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7213) 10 - 16 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИнформацияСухой остаток - это мы, живые...Эдуард Бобров. "Звезды видят все". М., Издательство "Рандеву-АМ", 2000 г. Надежда ЖЕЛЕЗНОВА Книга прозы Эдуарда Боброва, думается, обречена на читательский интерес. И не потому лишь, что роман, название которого вынесено на обложку издания, это точно и вовремя "остановленный" крупный кадр нашей с вами жизни. Интриги, грязь и "подставы", составляющие реальные декорации нынешних политических спектаклей. Метаморфозы, подстерегающие самых заурядных людей, подхваченных мутным потоком очередной избирательной кампании, где бы эти воды ни разливались - в российских столицах или в глубинке масштаба города Загибаловска, где и произойдет завораживающий своей нелепой и, увы, реальной жестокостью эдакий воландовский бал-маскарад людей-перевертышей, которым суждено стать персонажами романа Эдуарда Боброва. По-своему увлекающая атмосфера абсурда, убедительно воссозданная известным драматургом, автором полутора десятков пьес, в его первой книге прозы как бы поддержана (опять же следуя театральному канону) стремительно летящим сюжетом, яростно нарастающим темпом повествования. Так что, открыв первую страницу, трудно расстаться с участниками этой дьявольской гонки по вертикали: вчерашний экскурсовод местного музея, слегка сбрендивший на идее гипотетического пребывания вождя революции в городе Загибаловске, вдруг решает стать политическим деятелем губернского розлива и ради этого перепрыгивает все пороги добра и зла, предавая любовь к женщине, верность, дружбу, элементарную человеческую чистоплотность. Не говоря уже о тех простых библейских заповедях, которыми частенько клянется, обворовывая доброе имя коллеги, чувства поверивших ему людей, вступая на хорошо проторенную предшественниками-политиками криминальную тропу... И вот оно наступает, то самое утро, когда мерзавец и мошенник Тимур Головатый услышит - еще до подсчета бюллетеней! - "крутой" телефонный звонок: "Поздравляю, вас выбрали губернатором". Что ж, скажет читатель, тоже мне откровение! Но необычное обрамление событий, неординарность характеров и поворотов сюжета этого внешне хроникального повествования, детали которого и впрямь напоминают свежие газетные или телевизионные блоки, лишь подчеркивает авторский замысел: ироничные новеллы из жизни заурядного городка не случайно в таком абсурдистском ключе продуманы. Эдуард Бобров парадоксально выворачивает все события и их развитие наизнанку; по его мнению, в нынешней российской ситуации нет смысла разграничивать вымысел и реальность, логику происходящего и фантазии в том казусе, что приключился в городе Загибаловске, где вроде и Ленин бывал, где раскрывается масса повторяющихся мотивов в жизненных перипетиях реальных и легендарных авантюристов и столько невероятных событий происходит, что их хватило бы не на один бразильский сериал... В соответствии с общим сюжетом (борьба за власть любой ценой!) читателю предлагаются и приключения жанра от трагедии до фарса! При этом роман значителен именно выверенностью и четкостью сюжета, неумолимой логикой событий, беспощадной эволюцией героя, над которой многим стоило бы задуматься: "мутнота ударила в голову" новоиспеченному губернатору, когда он вспомнил, чем пришлось платить за дорогу к власти... Со многими ли нынешними политиками случается такой вот "момент истины"? И совсем в другом ключе написана повесть "Диагноз", автобиографические корни которой очевидны, а оттого и воспринимаются по-настоящему трагично: внезапный диагноз-приговор, не допускающий помилования, уход из жизни молодой и любимой женщины, которая живет и будет жить в сердце автора "с капельками соленой воды на дышащих от здоровья щеках, затаенно радостной оттого, что они вместе. ...Жизнь, казалось, будет долгой и счастливой, ведь они молоды, ...ей нет еще и сорока..." Пожалуй, это единственная фраза в очень сдержанной по манере повести, где автор допустил читателя в свою, глубоко личную стихию, в неутихающую боль, потому что "утешения не существовало"... Недавно прочитала у Андрея Битова: "Люди не умирают без остатка. Сухой остаток - это мы, еще живые". Думаю, Эдуард Бобров мог бы повторить эти слова и героям своего, очень незаурядного романа: последней ведь умирает не только надежда, но и совесть. Совесть - реальный мотор развития России, о любви к которой уже довольно сказано. Пора доказывать чувства - трудом и жизнью. По совести... Также в рубрике:
|